Программа развития профессионального самосознания для лиц юношеского возраста "Школа молодого карьериста"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

И. Кон говорил о том, что профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Юность - прекрасная пора, и достаточно сложная, так как это пора необходимого выбора молодым человеком своего собственного будущего. Ведущим видом деятельности обучающихся для лиц юношеского возраста является учебно-профессиональная деятельность.

В Концепции модернизации российского образования обозначен образ молодежи, востребованный на данном этапе развития российского государства - это молодые люди "современно образованные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны". Это идеальный образ, к которому необходимо стремиться, но часто ли на этапе выхода из стен образовательного учреждения старшеклассник соответствует ему?

Система предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном учреждении достаточно четко выстроена, однако всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

О недостаточной результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют противоречия, связанные с профессиональным самоопределением обучающихся:

  • их способности и требования будущей профессии не всегда соотносятся;
  • осознание уровня своего общего развития и возможности получения менее "престижной" профессии, но востребованной на рынке труда, старшеклассниками зачастую отвергается;
  • представления о престиже профессии, ее "социальном статусе" в обществе, стереотипны, даже мифичны;
  • желание заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности не находит поддержки, так как данная возможность отсутствует в школе, подростковом клубе, молодежно-досуговом центре.

Большую часть выявленных противоречий можно отнести к внутренним, психологическим. Программа "Школа молодого карьериста" направлена на оказание информационной поддержки и психолого-педагогической помощи лицам юношеского возраста в их профессиональном самоопределении.

Цель программы: помочь лицам юношеского возраста сориентироваться в профессиональном выборе с учетом своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей, соотнеся их с требованиями будущей профессии, выстроить перспективу профессионального будущего и определить способы ее достижения.

Задачи программы:

  1. Формирование актуального для лиц юношеского возраста "информационного поля" мира профессий.
  2. Обеспечение молодых людей средствами самопознания, развитие умений по целеполаганию и целедостижению.
  3. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя) у молодых людей юношеского возраста.

Данная программа была апробирована в 2009-2010 учебном году в МУ СДЦ "Перекресток" Дзержинского района Волгограда, она реализовывалась в Молодежно-досуговом центре "Поколение NEXT" во второй половине дня с подростками, лицами юношеского возраста и студенческой молодежью, которые посещали центр, приходили на занятия по собственной инициативе. Занятия проходили 1 раз в неделю, группа составляла 15 человек.

В настоящее время программа реализуется в МОУ гимназии № 15 Советского района Волгограда в качестве предпрофильного элективного курса у обучающихся 9-х классов. Безусловно, реализация данной программы в условиях учебной деятельности выявила некоторые сложности, потребовалась модификация содержательной стороны, но в целом контекст остался прежним. Одной из сложностей, которые возникли в период реализации программы в школе, стала низкая мотивация обучающихся, отсутствие так называемой "выгоды". Старшие подростки привыкли, что обучение предполагает оценивание, а данный курс не оценивается, является в большей мере информационно-просветительским, направленным на самопознание, межличностное конструктивное взаимодействие в условиях совместной учебной деятельности. Стиль общения на уроках - демократический, форма урока нетрадиционная (урок-размышление, урок-игра, урок - самодиагностика, урок с элементами тренинга). К такому стилю общения и формам проведения уроков ребята, если честно, не вполне были готовы, но после месяца адаптации и "притирки друг к другу" мы нашли точки соприкосновения и взаимопонимания. Многие ребята стали выполнять домашнее задание, активно включатся в обсуждение тем, искать дополнительные материалы, ведь чтобы человек стал действительно зрелой личностью ему необходимо проделать большой путь, путь осознания, выбора и принятия ответственности на себя за сделанный выбор. Работа по данной программе именно к этому и побуждает обучающихся 9-х классов.

Некоторые ребята приходят после уроков на индивидуальные консультации, приводят родителей, чтобы вместе обсудить вопросы, связанные не только с выбором профессии, но и с детско-родительскими отношениями, разобраться с личностными проблемами. Таким образом, использование данной программы возможно и в условиях образовательного учреждения, и в условиях социально-досугового центра.

Структура программы:

I блок - "Я познаю себя" (5 часов), ориентирован на формирование мотивации к самопознанию и самообразованию.

II блок - "Я и Другие" (3 часа), направлен на формирование механизмов общения, развитие рефлексии, оказание психологической помощи в личностном самоопределении.

III блок - "Профессиональное самоопределение" (5 часов), направлен на осознание собственного профессионального выбора, нахождения личностного смысла в будущей трудовой деятельности, информирование о требованиях, предъявляемых профессией человеку.

IV блок - "Подготовка к будущей карьере" (4 часа), ориентирован на знакомство с рынком труда, построением перспективного плана собственного успешного профессионального будущего.

Продолжительность одного занятия - 60 мин.

Общее количество часов - 17.

(В образовательном учреждении при реализации программы в рамках предпрофильной подготовки продолжительность одного занятия - 45 минут. Сокращение времени компенсируется проверкой тетрадей самопознания, минимальной разминкой и сокращением лекционного материала.)

Структура занятия классическая: ритуал приветствия, разминка; основная часть: элементы лекционной работы и практическая деятельность; рефлексия занятия и ритуал прощания.

Особенности реализации программы

Основным условием реализации программы является сотрудничество старшеклассников с педагогом при выполнении совместной творческо-поисковой деятельности.

Необходимыми условиями, определяющими успешность реализации программы, являются:

  • создание и поддержание благоприятного психоэмоционального фона у участников занятий (ощущение комфорта);
  • развитие атмосферы доверия в группе, классе;
  • установление доброжелательного, толерантного отношения участников занятий друг к другу и к педагогу;
  • периодическое выполнение домашнего задания в тетради самопознания (позволяет выявить наиболее заинтересованных участников, отработать умения самостоятельной работы с информацией, а также поддерживать интерес к предлагаемой обучающимся деятельности на занятиях).

Численность группы следует ограничить от 15 до 20 человек. При увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий. При реализации курса с целым классом много времени уходит на рефлексию по каждому упражнению, поэтому на уроке проводится только итоговая рефлексия.

Формы контроля

  1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме в тетради самопознания.
  2. По итогам программы лица юношеского возраста выполняют ряд домашних заданий и 5 самостоятельных работ - одна по каждому блоку.

а/ Формулировка собственных ожиданий от курса "Школа молодого карьериста".

б/ Составление правил успешного, эффективного взаимодействия.

в/ Составление профессиограммы наиболее привлекательной профессии. Данное задание выполняется индивидуально.

г/Составление резюме для потенциального работодателя. Данное задание выполняется индивидуально.

д/ Подготовка мультимедийных презентаций на одну из тем курса "Школа молодого карьериста", которая больше всего привлекла внимание участников. Данное задание можно выполнить в малой подгруппе (2-3 человека). (Приложение   1, Приложение 2, Приложение 3)

е/ Подготовка фотоотчета по итогам реализации программы "Школа молодого карьериста" в виде мультимедийной презентации. (Приложение 4).

Результаты курса.

Формальными результатами работы по данному курсу станет: количество проведенных занятий; количество участников занятий; количество тетрадей самопознания; количество выполненных самостоятельных работ как текущих, так и основных по каждому блоку.

Ожидаемыми результатами проведения данного курса станет:

Знание участниками занятий содержания следующих понятий:

  • тренинг, личность, индивидуальность;
  • ценности; характер;
  • потребности, их виды по А. Маслоу; мышление;
  • "каналы восприятия информации": визуальный, аудиальный, кинестетический;
  • манипуляции, их виды;
  • эмоции, наблюдательность, интуиция, ощущения, восприятие;
  • профессия, специальность;
  • профессиограмма;
  • классификация профессий по Е.Климову;
  • рынок труда;
  • резюме;
  • карьера.

Развитие умений и навыков:

  • в области самопознания: понимать и принимать собственные ощущения, чувства, отслеживать свое состояние и состояние другого человека по внешним признакам, развитие вербальных и невербальных средств выразительности;
  • в области межличностного взаимодействия: преодолевать барьеры общения, стереотипы поведения, распознавать манипуляции; развитие умения адекватного использования невербальных и вербальных средств выразительности в процессе общения;
  • в области профессионального самоопределения: ставить перспективные цели и планировать способы их достижения; развитие умений презентовать себя и свою деятельность (резюме, профессиограммы, мультимедийные презентации, профориентационные игры); формирование уверенного поведения в ситуациях выбора.

Тематическое содержание программы

I блок "Я познаю себя" (4 часа).

1. Презентация "Школы молодого карьериста". (1 ч.) Вводное занятие. Знакомство с основами курса, введение понятия "профессиональное самоопределение", диагностика удовлетворенностью собой, формулирование основных проблем выбора профессии.

Домашняя работа: Сформулировать ожидания относительно предпрофильного курса "Школа молодого карьериста" (ответить на вопрос: Чего я хочу узнать/получить для себя от этих встреч? )

2 занятие. "Я личность" (1 час). Определение понятий "личность", "система ценностей", методика определения и осознания важности ценностей личности "Путешествие на воздушном шаре".

Домашняя работа: Самодиагностика "Психогеометрический тест".

3 занятие. "Мир потребностей" (1 час). Определение понятия "потребности", знакомство с пирамидой потребностей А. Маслоу. Создание коллажа в подгруппе "Мир потребностей современного юноши / девушки". Заполнение тетради самопознания на предмет ранжирования собственных потребностей.

Домашняя работа: Самодиагностика по матрице: Кто я? Чего я хочу? Каким я вижу свое профессиональное будущее? Что я могу сделать уже сегодня, чтобы этого достичь завтра? Что мне надо для этого сделать уже сейчас?

4 занятие. "Мышление" (1 час). Определение понятия "мышление", типы мышления, дать определения "интеллектуальная сфера", "интеллект". Диагностика интеллекта.

Домашняя работа: эссе на тему "Роль мышления в жизни человека".

5 занятие. "Темперамент и профессия" (1 час). Определение понятия "темперамент", помочь выявить свой тип темперамента, познакомить с понятием "характер". Интерактивная игра "Польза характера" (соотнесение выраженности черты характера с профессией, где она будет наиболее востребована).

Домашнее задание: Шкала моего характера (самоанализ по типу методики "Термометр").

II блок "Я и Другие" (3 часа).

6 занятие. " Каналы восприятия информации" (1час).

Определение понятия "каналы восприятия информации", "кинестетический", "аудиальный", "визуальный". Диагностика ведущих каналов восприятия информации.

7 занятие. "Общение - как взаимодействие" (1 час).

Определение понятий "общение", "социальный атом" как показатель дистанции в общении, виды общения "вербальное", "невербальное".

Игры: "Земляне и инопланетяне", "Пересказ", "Башня". Составляющие успешного взаимодействия на примере решения проблемных ситуаций.

Домашняя работа: Составление правил успешного, эффективного взаимодействия.

8 занятие. "Манипуляции в общении: плюсы и минусы" (1час).

Познакомить с понятиями "манипуляции", выявить виды манипулятивного воздействия и причины, по которым люди используют манипуляции. Игры: "Гусеница", "Установки".

Домашняя работа: Наблюдения в течение одного дня за манипуляциями в повседневной жизни, фиксирование наиболее запомнившихся ситуаций в тетради самопознания.

III блок "Профессиональное самоопределение" (5 часов).

9 занятие. "В мире профессий по компасу" (1час).

Познакомить участников занятия с понятиями "профессия", "специальность", предоставит обучающимся возможность увидеть отличия в понятиях "профессия", "специальность". Дать определения понятий "характер", "процесс труда", и "условия труда" посредством закрепления материала в играх.

10 занятие. "Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы" (1час).

Познакомить с классификацией Е.А. Климова, ввести понятия "цели труда", "орудия труда". Дать определения понятия "профессиограмма". Знакомство с составляющими профессиограммы на примере наиболее популярной, с точки зрения участников занятия, профессии.

Домашнее задание: Составление профессиограммы профессии, которая является привлекательной, желаемой.

11 занятие. "Типы профессий. Матрицы выбора профессии. Характеристики профессий" (1час).

Помочь участникам занятия определить ведущие предметы труда по всем типам профессий. Подвести к пониманию необходимости учитывать тип личности при выборе профессии. Объяснить алгоритм работы с "Матрицей выбора профессии" и помочь на ее основе определить наиболее соответствующие интересам обучающихся профессии.

12 занятие. "Склонности и интересы в профессиональном выборе" (1 час).

Помочь участникам сделать вывод о том, что работа должна приносить человеку радость, нравиться. Диагностика на выявление интересов и склонностей участников занятий посредством анкеты "Ориентир" (1, 2 часть). Обсуждение результатов.

13 занятие. "Возможности личности в профессиональной деятельности" (1 час).

Познакомить с понятиями "профпригодность", виды профпригодности. Посредством игры "Биржа труда" подвести к пониманию, что в выборе профессии важны не только желания, но и возможности, их соотнесение с требованиями профессии.

Домашнее задание: Самодиагностика по Дж. Голланду "Тип профессиональной личности" (выполнение в тетради самопознания).

IV блок "Подготовка к будущей карьере" (4 часа).

14 занятие. "Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах" (1 час).

Подвести участников занятия к определению понятия "социальный заказ", понятий "рынок труда", "работник", "работодатель". Познакомить с компонентами резюме, как способом самопрезентации себя работодателю. Игра "Нужные люди", обсуждение.

Домашнее задание: Самостоятельное составление резюме.

15 занятие. "Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих "хочу" - "могу" - "надо". Мотивационные факторы выбора профессии" (1час). Создать ситуацию для демонстрации взаимосвязи содержания "хочу" - "могу" - "надо", их роли в оптимальном выборе профессии. Познакомить с компонентами мотивации: внутренние мотивы, внешние позитивные мотивы, внешние отрицательные мотивы. Помочь определить те мотивы, которые соответствуют выбору профессии у участников занятия.

Домашнее задание: Построение личностного профессионального плана.

16 занятие. "Понятие о карьере. Виды карьеры" (1 час). Введение понятия "карьера". Виды карьеры. Упр. "Собеседование" на развитие умений самопрезентации.

Домашнее задание: Подготовка мультимедийных презентаций на одну из тем курса "Школа молодого карьериста".

17 занятие. "Вспомнить все" (1 час). Подведение итогов курса посредством презентации самостоятельных работ участников занятий и рефлексии относительно собственных ожиданий от курса.

Список литературы для педагога.

  1. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО "Этрол", ООО "ИКТЦ "ЛАДА", 2005.
  2. Родионов В., Лангуева Е. Манипуляция: игры, в которые играют все. Программа тренинговых занятий для учащихся старших классов // Школьный психолог, 2005, № 2,5.
  3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: Вако, 2005. 240 с. - (Педагогика. Психология. Управление.)
  4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.
  5. Федорченко С., Костенко С. Карьера - в России? Краснодар КГОО " Клуб безработных", 2005г.
  6. Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учебное пособие. - СПб.: ООО Издательство "Феникс", 2006.

Литература для обучающихся.

  1. Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников.-СПб.: Питер, 2009г.
  2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. - М., 1996.
  3. Кашанов Р.Р. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха. - М.: Аст-пресс, Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1999.
  4. Прихожан А.М. Психология неудачника. - М., 2000.
  5. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. Издательство "ВЛАДОС".