Цели:
- познакомить с основными понятиями культуры (зодчество, прикладное искусство, народное творчество);
- раскрыть особенности древнерусской культуры;
- развивать творческие способности детей, речь;
- воспитывать любовь к родной стране, её культуре.
Оборудование: Книги былин, репродукция картины В.Васнецова “Богатыри”; иллюстрации древнейших строений; иллюстрации памятников древнерусской культуры; ярмарки народных промыслов, все этапы урока сопровождаются показом презентации.
Ход урока
1. Организационный момент
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
(Н. Кончаловская)
– Я надеюсь, что сегодня вам будет не только интересно и весело, но и вы надолго запомните традиции русского народа и его творчество.
2. Постановка целей урока
– Расскажите, как вы готовились к сегодняшнему уроку. (Читали былины, искали иллюстрации, фотографии древних русских памятников зодчества, искали дополнительный материал по данной теме.)
– О чём хотите рассказать сегодня?
– Давайте составим план урока. Названия пунктов плана будут названия рубрик нашего устного журнала:
1) Древнерусское зодчество.
2) Прикладное искусство.
3) Устное народное творчество.
– Какое название дадим нашему журналу? (Древнерусская культура или иное, производное.)
– Что такое “культура”? (Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определённой эпохой, определённым народом.)
– Как культура соотносится с образом жизни людей того или иного времени?
– Остаётся ли она неизменной на все времена?
– Сравните культуру древнюю и современную?
– А что такое искусство?
– Поразмышляйте, что понимается под словом “красота”.
– Что может быть красивым?
– Какие эмоции в человеке вызывает красота? (Восторг.)
– А может красота быть мрачной?
– Можно ли из фантазии сделать красоту? (Все виды искусства вышли из труда. Сегодня на уроке мы попробуем представить себе, как это происходило и какие произведения искусства были созданы.)
3. Введение в тему
– Когда смотришь на всю эту красоту, хочется сказать:
“О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская…Сильна ты святынями своими, культурой древнерусской, духом богатырским, любовью к своему народу”.
Звонят по России колокола. Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сила твоя в традициях, в культуре твоей древней и в истоках твоих христианских. (Приложение 1)
4. Актуализация опорных знаний
– Давайте проведём блиц-викторину “Найди правильный ответ”.
Вопросы:
- Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных городов и стран. (Ярмарка)
- Главная церковь в городе? (Собор)
- Укреплённое место, поселение ремесленников и торговцев (Город)
- Принятие новой веры на Руси. (Крещение)
- С введением христианства на Руси стали строиться каменные здания. Подумайте, какие здания были построены первыми (Храмы, церкви, соборы)
5. Изучение нового материала. Устный журнал
Страница 1. Древнерусское зодчество.
Архитектура (зодчество) – искусство строить и украшать здания. Это особый вид искусства: творениями зодчества люди не только любуются, в них происходит вся человеческая жизнь.
На высоком берегу Днепра поднялись прекрасные дворцы и белокаменные церкви. Лучшие мастера работали над их украшением.
Древний Софийский собор сохранился до наших дней.
– Закройте глаза и представьте.
Небольшое озеро, вокруг заливные луга, в спокойной воде отражается сверкающий белизной одноглавый храм. Выглядит он лёгким, воздушным, словно не из камня сделан, а соткан из белых кружев.
– Как называется этот храм и где он построен? (Церковь Покрова на Нерли построена по приказу Андрея Боголюбского на земли Владимиро-Суздальской в 12 веке)
– Приступая к строительству храма, каждый зодчий выбирал с особой тщательностью место под строительство. Почему? Какие требования предъявлялись? (Место должно быть сухим, не зыбучим, не иметь подземных вод, высоким, чтобы церковь была далеко видна, и обязательно место должно быть красивым)
– Посмотрите, выдержали ли зодчие требования к месту расположения храма?
К сожалению, не все памятники архитектуры сохранились до наших дней. Давайте бережно относится к уцелевшим историческим и культурным памятникам.
Физкультминутка
Страница 2.
Прикладное искусство.
Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево – лавки с товаром!
Гляньте направо – веселье даром
– Что такое ярмарка? (Ежегодно устраиваемый богатый торг.)
Платки, петушки,
Расписные гребешки
Подходите, покупайте,
Честные казаки.
– Какие народные промыслы вы можете назвать? (Дымка, городец, гжель.)
– Что ещё можно купить на ярмарке?
– Как звали зазывал на ярмарке? (Скоморохи.)
Учитель демонстрирует иллюстрации, на которых изображены гулянья на ярмарке: торговцы с лотками, аттракционы, скоморохи.
Тары-бары растобары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте нарасхват.
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки.
Румяна, помада!
Кому что надо?
А вот пирожки!
Бублики вот!
Свежие, вкусные –
Сами просятся в рот!
– Объясните смысл пословицы “ Золотым рукам цены нет”. (В старину все вещи делали своими руками: дома обувь, посуду, музыкальные инструменты, печи.)
Много сочинено загадок о различных предметах домашнего быта. Отгадайте их и соотнесите с иллюстрацией.
Ни свет, ни заря,
Пошло, согнувшись, со двора. (Коромысло.)
Смастерили из досок
Ладный с крышкой теремок.
Гардеробом я служу,
Внутрь одежду положу. (Сундук.)
– Кто в жизни видел эти предметы? Где?
– Эти предметы уже представляют музейную ценность, ведь в быту мы давно перестали ими пользоваться.
– Прочитайте “Лес- богатство России”. Объясните справедливость этой мысли с точки зрения историка, изучающего древнерусскую культуру. (Лес – основной строительный материал для избы, терема, крепости, бани, мельницы; из дерева делали орудия труда, сани, ложки; из прутьев плели корзины; из лыка – лапти; дерево заменяло бумагу – писали на бересте.)
– Назовите свойства леса. (Прочный материал, лёгкий удобный в обработке, строить из него легче, чем из камня.)
– Вспомните, что сильнее дерева, чего боятся деревянные постройки. (Огонь, пожар.) Именно поэтому сохранилось очень мало старинных деревянных построек. (Приложение 3)
– Послушайте дежурных рубрики “Это интересно!”.
В II веке слово “изба”обозначали не жилое помещение, а деревянную постройку для хозяйственного назначения, например баню. Только с течением времени слово “изба” приобрело значение “жилище”.
Страница 3. Русский фольклор
– Что такое фольклор? (Устное народное творчество.)
Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Приведите примеры устного народного творчества. (Сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, присказки, частушки прибаутки, песни.)
– Совершенно верно. Вот сколько всего! И всё это относится к устному народному творчеству.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе не беда.
И наша речь красна пословицей –
Давайте вспомним их, друзья.
– Я начну пословицу, а вы заканчивайте.
- Дело мастера…(боится).
- Долог день до вечера…(коли делать нечего).
- Без труда…(не вытащишь рыбку из пруда).
- Старый друг…(лучше новых двух).
- Дерево держится корнями, а человек…(друзьями).
- Повторенье – (мать ученья).
– Давайте усложним задание. Соберите пословицу из кусочков слов: испокон века книга растит человека. Объясните смысл этой пословицы.
– На след уроке мы будем говорить о сборниках вечной мудрости – о книгах, библиотеках, учителях.
Музыкальная культура Древней Руси вплоть до 17 века состояла из двух параллельных пластов. С одной стороны, это была народная музыка, главным жанром которой была песня. Вторым пластом была музыка церковная. Она была вокальной.
Русские люди старались отразить в песнях все самые важные события своей истории.
Исполнение русской народной песни ученицей 3 класса.
С глубокой древности передавались из уст в уста герои, сказания о защитниках русской земли- богатырях.
Показ репродукции В.Васнецова “Богатыри”. Дети называют героев, рассказывают о них.
Былины передавались на протяжении 800 лет, прежде чем их стали записывать. Для этого учёным потребовалось совершить многочисленные экспедиции на Север, где дольше, чем в других местах, продолжалось исполнение былин.
6. Итог урока
– Какое впечатление произвёл урок?
– Что особенно понравилось? Кому хотите сказать
спасибо?
– Какую роль играет искусство в жизни людей?
7. Домашнее задание
– Подберите материал о духовной культуре древних русичей.