Устный журнал "Древнерусская культура"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с основными понятиями культуры (зодчество, прикладное искусство, народное творчество);
  • раскрыть особенности древнерусской культуры;
  • развивать творческие способности детей, речь;
  • воспитывать любовь к родной стране, её культуре.

Оборудование: Книги былин, репродукция картины В.Васнецова “Богатыри”; иллюстрации древнейших строений; иллюстрации памятников древнерусской культуры; ярмарки народных промыслов, все этапы урока сопровождаются показом презентации.

Приложение 4

Ход урока

1. Организационный момент

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
                            (Н. Кончаловская)

– Я надеюсь, что сегодня вам будет не только интересно и весело, но и вы надолго запомните традиции русского народа и его творчество.

2. Постановка целей урока

– Расскажите, как вы готовились к сегодняшнему уроку. (Читали былины, искали иллюстрации, фотографии древних русских памятников зодчества, искали дополнительный материал по данной теме.)

– О чём хотите рассказать сегодня?

– Давайте составим план урока. Названия пунктов плана будут названия рубрик нашего устного журнала:

1) Древнерусское зодчество.
2) Прикладное искусство.
3) Устное народное творчество.

– Какое название дадим нашему журналу? (Древнерусская культура или иное, производное.)

– Что такое “культура”? (Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определённой эпохой, определённым народом.)

– Как культура соотносится с образом жизни людей того или иного времени?

– Остаётся ли она неизменной на все времена?

– Сравните культуру древнюю и современную?

– А что такое искусство?

– Поразмышляйте, что понимается под словом “красота”.

– Что может быть красивым?

– Какие эмоции в человеке вызывает красота? (Восторг.)

– А может красота быть мрачной?

– Можно ли из фантазии сделать красоту? (Все виды искусства вышли из труда. Сегодня на уроке мы попробуем представить себе, как это происходило и какие произведения искусства были созданы.)

3. Введение в тему

Когда смотришь на всю эту красоту, хочется сказать:

“О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская…Сильна ты святынями своими, культурой древнерусской, духом богатырским, любовью к своему народу”.

Звонят по России колокола. Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сила твоя в традициях, в культуре твоей древней и в истоках твоих христианских. (Приложение 1)

4. Актуализация опорных знаний

Давайте проведём блиц-викторину “Найди правильный ответ”.

Вопросы:

  1. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных городов и стран. (Ярмарка)
  2. Главная церковь в городе? (Собор)
  3. Укреплённое место, поселение ремесленников и торговцев (Город)
  4. Принятие новой веры на Руси. (Крещение)
  5. С введением христианства на Руси стали строиться каменные здания. Подумайте, какие здания были построены первыми (Храмы, церкви, соборы)

5. Изучение нового материала. Устный журнал

Страница 1. Древнерусское зодчество.

Архитектура (зодчество) – искусство строить и украшать здания. Это особый вид искусства: творениями зодчества люди не только любуются, в них происходит вся человеческая жизнь.

На высоком берегу Днепра поднялись прекрасные дворцы и белокаменные церкви. Лучшие мастера работали над их украшением.

Древний Софийский собор сохранился до наших дней.

– Закройте глаза и представьте.

Небольшое озеро, вокруг заливные луга, в спокойной воде отражается сверкающий белизной одноглавый храм. Выглядит он лёгким, воздушным, словно не из камня сделан, а соткан из белых кружев.

– Как называется этот храм и где он построен? (Церковь Покрова на Нерли построена по приказу Андрея Боголюбского на земли Владимиро-Суздальской в 12 веке)

– Приступая к строительству храма, каждый зодчий выбирал с особой тщательностью место под строительство. Почему? Какие требования предъявлялись? (Место должно быть сухим, не зыбучим, не иметь подземных вод, высоким, чтобы церковь была далеко видна, и обязательно место должно быть красивым)

– Посмотрите, выдержали ли зодчие требования к месту расположения храма?

К сожалению, не все памятники архитектуры сохранились до наших дней. Давайте бережно относится к уцелевшим историческим и культурным памятникам.

Физкультминутка

(Приложение 2)

Страница 2.

Прикладное искусство.
Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево – лавки с товаром!
Гляньте направо – веселье даром

– Что такое ярмарка? (Ежегодно устраиваемый богатый торг.)

Платки, петушки,
Расписные гребешки
Подходите, покупайте,
Честные казаки.

– Какие народные промыслы вы можете назвать? (Дымка, городец, гжель.)

– Что ещё можно купить на ярмарке?

– Как звали зазывал на ярмарке? (Скоморохи.)

Учитель демонстрирует иллюстрации, на которых изображены гулянья на ярмарке: торговцы с лотками, аттракционы, скоморохи.

Тары-бары растобары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте нарасхват.
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки.
Румяна, помада!
Кому что надо?
А вот пирожки!
Бублики вот!
Свежие, вкусные –
Сами просятся в рот!

– Объясните смысл пословицы “ Золотым рукам цены нет”. (В старину все вещи делали своими руками: дома обувь, посуду, музыкальные инструменты, печи.)

Много сочинено загадок о различных предметах домашнего быта. Отгадайте их и соотнесите с иллюстрацией.

Ни свет, ни заря,
Пошло, согнувшись, со двора. (Коромысло.)

Смастерили из досок
Ладный с крышкой теремок.
Гардеробом я служу,
Внутрь одежду положу. (Сундук.)

– Кто в жизни видел эти предметы? Где?

– Эти предметы уже представляют музейную ценность, ведь в быту мы давно перестали ими пользоваться.

– Прочитайте “Лес- богатство России”. Объясните справедливость этой мысли с точки зрения историка, изучающего древнерусскую культуру. (Лес – основной строительный материал для избы, терема, крепости, бани, мельницы; из дерева делали орудия труда, сани, ложки; из прутьев плели корзины; из лыка – лапти; дерево заменяло бумагу – писали на бересте.)

– Назовите свойства леса. (Прочный материал, лёгкий удобный в обработке, строить из него легче, чем из камня.)

– Вспомните, что сильнее дерева, чего боятся деревянные постройки. (Огонь, пожар.) Именно поэтому сохранилось очень мало старинных деревянных построек. (Приложение 3)

– Послушайте дежурных рубрики “Это интересно!”.

В II веке слово “изба”обозначали не жилое помещение, а деревянную постройку для хозяйственного назначения, например баню. Только с течением времени слово “изба” приобрело значение “жилище”.

Страница 3. Русский фольклор

– Что такое фольклор? (Устное народное творчество.)

Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Приведите примеры устного народного творчества. (Сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, присказки, частушки прибаутки, песни.)

– Совершенно верно. Вот сколько всего! И всё это относится к устному народному творчеству.

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе не беда.
И наша речь красна пословицей –
Давайте вспомним их, друзья.

– Я начну пословицу, а вы заканчивайте.

  • Дело мастера…(боится).
  • Долог день до вечера…(коли делать нечего).
  • Без труда…(не вытащишь рыбку из пруда).
  • Старый друг…(лучше новых двух).
  • Дерево держится корнями, а человек…(друзьями).
  • Повторенье – (мать ученья).

– Давайте усложним задание. Соберите пословицу из кусочков слов: испокон века книга растит человека. Объясните смысл этой пословицы.

– На след уроке мы будем говорить о сборниках вечной мудрости – о книгах, библиотеках, учителях.

Музыкальная культура Древней Руси вплоть до 17 века состояла из двух параллельных пластов. С одной стороны, это была народная музыка, главным жанром которой была песня. Вторым пластом была музыка церковная. Она была вокальной.

Русские люди старались отразить в песнях все самые важные события своей истории.

Исполнение русской народной песни ученицей 3 класса.

С глубокой древности передавались из уст в уста герои, сказания о защитниках русской земли- богатырях.

Показ репродукции В.Васнецова “Богатыри”. Дети называют героев, рассказывают о них.

Былины передавались на протяжении 800 лет, прежде чем их стали записывать. Для этого учёным потребовалось совершить многочисленные экспедиции на Север, где дольше, чем в других местах, продолжалось исполнение былин.

6. Итог урока

Какое впечатление произвёл урок?
– Что особенно понравилось? Кому хотите сказать спасибо?
– Какую роль играет искусство в жизни людей?

7. Домашнее задание

– Подберите материал о духовной культуре древних русичей.