Цели:
- закреплять навыки пересказа прочитанного, чтения наизусть стихотворений;
- закреплять и расширять знания учащихся об изменениях в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы;
- совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, устную речь учащихся через полные ответы, выводы, самостоятельное составление небольших рассказов;
- способствовать развитию мыслительной деятельности путем установления причинно-следственных связей;
- включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения;
- прививать интерес и любовь к родной природе.
Оборудование:
- тексты для “шепотного” чтения (Приложение 1),
- загадки о животных;
- геометрические фигуры с буквами для
отгадывания темы урока
- карточки с названиями осенних месяцев и частей осени;
- маски животных для инсценирования сказки “Рыжие листья”;
- иллюстрации по теме “Осень”;
- пословица об осени;
- начатые рисунки Приложение 2;
- опоры- помощницы Приложение 3;
- фломастеры;
- экран, ноутбук, мультимедийный проектор;
- Презентация PowerPoint
- Учебники: Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева, Москва “Просвещение”,2002.
Ход урока
1.Организационный момент.
Дети разделены на две группы. У каждого ученика текст для “шепотного” чтения на 1 минуту. (Дети читают отрывок из рассказа Г.Скребицкого “Всяк по-своему”
(Приложение 1), по команде учителя останавливаются и отмечают карандашом место окончания чтения.)
Учитель: - Поднимите руки те, кто дочитал до грибка?
- А есть ли дети, которые дочитали до листочка?
- Кто-нибудь прочитал дальше листочка?
2. Сообщение темы и целей урока.
а) отгадывание темы урока:
[1]
(У каждой группы на парте геометрические фигуры с буквами, на доске порядок следования фигур. <Рисунок 1> Дети располагают фигуры и называют тему урока. Правильность проверяет ученик, повернув буквы на доску. Открывается название темы урока “Славная осень!”.)
Рис. 1
б) актуализация опорных знаний:
Учитель: - Назовите осенние месяцы. (Дети называют месяцы осени.)
в) игра “Найди пару”.
Учитель: Каждому месяцу соответствует определенная пора осени. Сейчас мы попробуем с вами составить пары “пора осени + осенний месяц”.
(У каждой группы на партах карточки с названиями осенних месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь) и частей осени (ранняя, золотая, поздняя). Дети составляют пары.)
Учитель: Посмотрите на экран. На картинках изображена определенная пора осени, расположите картинки по порядку. Обоснуйте свой выбор. (Дети предлагают свои вариант и доказывают их правильность.)
Учитель: А сейчас проверим, какая из групп дала правильный ответ?
Когда осень приходит к нам на Кубань? (В конце сентября.)
3. Закрепление изученного по теме.
а) рассказ учителя.
Писатели, поэты, художники восхищались красотой осеней природы. Великий русский композитор П.И.Чайковский создал цикл произведений о природе, который так и называется “Времена года”. Сейчас мы прослушаем, как он передал в музыке сентябрь.
(Звучит фонограмма из “Времен года” П.И.Чайковского “Сентябрь”.)
б) соотнесение иллюстрации с ранее прочитанным. Презентация: Слайд 4.
Учитель: - Посмотрите на экран, что изображено на этой картинке? (На картине мы видим осенний лес.)
- Найдите рассказ, в котором описывается, как осень приходит в лес.
- Как называется этот рассказ? Кто его автор? (Этот рассказ называется “Осень в лесу”. Написал его И.Соколов-Микитов.)
в) Выборочное чтение:
- Прочитайте, как в рассказе сказано о грибах? Как они названы автором?
Посмотрите на экран. Как называются эти грибы? (Это опята.)
Растут ли они в наших лесах? (Да. Мы их собирали в лесу с воспитателем.)
(Ученик из первой группы читает наизусть стихотворение А.Прокофьева “Опенок”.)
- Вспомните, а читали ли мы еще рассказы о грибах? Какой рассказ? Кто его автор? (“Грибы”. В.Катаев.)
(Дети читают по ролям 2 часть рассказа В.Катаева “Грибы”.)
Найдите среди предложенных грибов те, которые собирал Павлик?
- А какой это гриб? (Мухомор – ядовитый гриб. Он несъедобный.)
(Ученик из 2 группы читает наизусть стихотворение А.Прокофьева “Мухомор”.)
4. Физминутка “Лебеди”.
(Физминутку проводит кто-то из учеников по желанию.)
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой,
Прямо, гордо умеют держаться
И бесшумно на воду садятся. (Дети имитируют движения птиц.)
д) Мы с вами выполнили физминутку “Лебеди”. Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (Дети рассказывают о жизни птиц осенью.)
- Почему птицы улетают в теплые страны? (Исчезают насекомые. Птицам нечем питаться. Становится холодно.)
- А как улетают птицы? (Косяком, клином, стайкой, вереницей.)
(Чтение стихотворения И.Бунина “Льет дождь…” по желанию детьми 1 группы.)
- Посмотрите на рисунок, как называется эта птица? (Ласточка.)
- К перелетным или зимующим птицам она относится? (К перелетным.)
-Вспомните стихотворение А.Фета. Кто хотел бы его рассказать?
(Чтение стихотворения А.Фета “Ласточки пропали…” по желанию детьми 2 группы.)
- Каких перелетных птиц вы ещё знаете? (Дети называют перелетных птиц нашей местности.)
- Какие птицы остаются у нас зимовать? (Дети перечисляют зимующих птиц.)
(По мере появления слайдов-отгадок дети рассказывают, как эти звери готовятся к зиме?)
ж) Отгадывание загадок.
(Загадки читают подготовленные дети.)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Ёж.)Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. (Медведь.)Хожу в пущистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла.
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лиса.)
- В каком произведении нам встретились эти животные? (В сказке “Рыжие листья”.)
з) Инсценирование сказки Н.Грибачева “Рыжие листья”.
и) Составление пословицы.
Красна весна цветами, а осень плодами.
- Какие плоды нам дарит осень? (Овощи, фрукты, грибы, орехи, ягоды.)
- Вспомните, какой рассказ нашего земляка В.Лошкова мы читали? (Мы читали рассказ “Жалеевские яблоки”.)
- О каких дарах осени вы узнали из этого рассказа? (Яблоки, груши, сливы, яблоки.)
5. Творческая работа учащихся.
1. Задание: Дорисуй картинку, чтобы на рисунке получилась осень. Приложение 2.
2. Составление рассказа по опоре-помощнице и собственному рисунку. Приложение 3.
6. Задание на дом. Презентация: Слайд 14.
- 1 группа – подготовить чтение по ролям рассказа Г.Скребицкого “Всяк по-своему”.
- 2 группа – прочитать рассказ, ответить на вопросы.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Назовите приметы осени.
- Что нового и интересного узнали на уроке?
- Что запомнилось? Что понравилось? Не понравилось?
- Какие трудности вам встретились на уроке?
Оцените своё отношение к уроку? (прием “Мордашки – солнышки”)
Оцените свою работу на уроке.
Выразите свое отношение к уроку. Оцените себя.
Спасибо, вы хорошо потрудились!
Осень богата плодами и некоторые из них сегодня дарит вам в знак благодарности за вашу хорошую работу.
Источники информации
- Е.Д.Худенко, Е.В.Останина. Практическое пособие по развитию речи. Москва, РУССИКО, 2004
- Сканированные рисунки из различных источников.
- Интернет http: // seahch.photo.qip.ru