Интегрированный урок (чтение и развитие речи + развитие устной речи) "Славная осень". Закрепление знаний по теме "Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цели:

  • закреплять навыки пересказа прочитанного, чтения наизусть стихотворений;
  • закреплять и расширять знания учащихся об изменениях в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы;
  • совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, устную речь учащихся через полные ответы, выводы, самостоятельное составление небольших рассказов;
  • способствовать развитию мыслительной деятельности путем установления причинно-следственных связей;
  • включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения;
  • прививать интерес и любовь к родной природе.

Оборудование:

  • тексты для “шепотного” чтения (Приложение 1),
  • загадки о животных;
  • геометрические фигуры с буквами для отгадывания темы урока
    11.jpg (43537 bytes)
  • карточки с названиями осенних месяцев и частей осени;
  • маски животных для инсценирования сказки “Рыжие листья”;
  • иллюстрации по теме “Осень”;
  • пословица об осени;
  • начатые рисунки Приложение 2;
  • опоры- помощницы Приложение 3;
  • фломастеры;
  • экран, ноутбук, мультимедийный проектор;
  • Презентация PowerPoint
  • Учебники: Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева, Москва “Просвещение”,2002.

Ход урока

1.Организационный момент.

Дети разделены на две группы. У каждого ученика текст для “шепотного” чтения на 1 минуту. (Дети читают отрывок из рассказа Г.Скребицкого “Всяк по-своему”

(Приложение 1), по команде учителя останавливаются и отмечают карандашом место окончания чтения.)

Учитель: - Поднимите руки те, кто дочитал до грибка?

- А есть ли дети, которые дочитали до листочка?

- Кто-нибудь прочитал дальше листочка?

2. Сообщение темы и целей урока.

а) отгадывание темы урока:

[1]

(У каждой группы на парте геометрические фигуры с буквами, на доске порядок следования фигур. <Рисунок 1> Дети располагают фигуры и называют тему урока. Правильность проверяет ученик, повернув буквы на доску. Открывается название темы урока “Славная осень!”.)

Рис. 1

б) актуализация опорных знаний:

Учитель: - Назовите осенние месяцы. (Дети называют месяцы осени.)

в) игра “Найди пару”.

Учитель: Каждому месяцу соответствует определенная пора осени. Сейчас мы попробуем с вами составить пары “пора осени + осенний месяц”.

(У каждой группы на партах карточки с названиями осенних месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь) и частей осени (ранняя, золотая, поздняя). Дети составляют пары.)

Презентация: Слайд 2.

Учитель: Посмотрите на экран. На картинках изображена определенная пора осени, расположите картинки по порядку. Обоснуйте свой выбор. (Дети предлагают свои вариант и доказывают их правильность.)

Презентация: Слайд 3.

Учитель: А сейчас проверим, какая из групп дала правильный ответ?

Когда осень приходит к нам на Кубань? (В конце сентября.)

3. Закрепление изученного по теме.

а) рассказ учителя.

Писатели, поэты, художники восхищались красотой осеней природы. Великий русский композитор П.И.Чайковский создал цикл произведений о природе, который так и называется “Времена года”. Сейчас мы прослушаем, как он передал в музыке сентябрь.

(Звучит фонограмма из “Времен года” П.И.Чайковского “Сентябрь”.)

б) соотнесение иллюстрации с ранее прочитанным. Презентация: Слайд 4.

Учитель: - Посмотрите на экран, что изображено на этой картинке? (На картине мы видим осенний лес.)

- Найдите рассказ, в котором описывается, как осень приходит в лес.

- Как называется этот рассказ? Кто его автор? (Этот рассказ называется “Осень в лесу”. Написал его И.Соколов-Микитов.)

в) Выборочное чтение:

- Прочитайте, как в рассказе сказано о грибах? Как они названы автором?

г) Презентация: Слайд 5.

Посмотрите на экран. Как называются эти грибы? (Это опята.)

Растут ли они в наших лесах? (Да. Мы их собирали в лесу с воспитателем.)

(Ученик из первой группы читает наизусть стихотворение А.Прокофьева “Опенок”.)

- Вспомните, а читали ли мы еще рассказы о грибах? Какой рассказ? Кто его автор? (“Грибы”. В.Катаев.)

(Дети читают по ролям 2 часть рассказа В.Катаева “Грибы”.)

Презентация: Слайд 6-7.

Найдите среди предложенных грибов те, которые собирал Павлик?

- А какой это гриб? (Мухомор – ядовитый гриб. Он несъедобный.)

(Ученик из 2 группы читает наизусть стихотворение А.Прокофьева “Мухомор”.)

4. Физминутка “Лебеди”.

(Физминутку проводит кто-то из учеников по желанию.)

Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой,
Прямо, гордо умеют держаться
И бесшумно на воду садятся. (Дети имитируют движения птиц.)

д) Мы с вами выполнили физминутку “Лебеди”. Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (Дети рассказывают о жизни птиц осенью.)

- Почему птицы улетают в теплые страны? (Исчезают насекомые. Птицам нечем питаться. Становится холодно.)

- А как улетают птицы? (Косяком, клином, стайкой, вереницей.)

(Чтение стихотворения И.Бунина “Льет дождь…” по желанию детьми 1 группы.)

Презентация: Слайд 8.

- Посмотрите на рисунок, как называется эта птица? (Ласточка.)

- К перелетным или зимующим птицам она относится? (К перелетным.)

-Вспомните стихотворение А.Фета. Кто хотел бы его рассказать?

(Чтение стихотворения А.Фета “Ласточки пропали…” по желанию детьми 2 группы.)

- Каких перелетных птиц вы ещё знаете? (Дети называют перелетных птиц нашей местности.)

- Какие птицы остаются у нас зимовать? (Дети перечисляют зимующих птиц.)

Презентация: Слайд 9-13.

(По мере появления слайдов-отгадок дети рассказывают, как эти звери готовятся к зиме?)

ж) Отгадывание загадок.

(Загадки читают подготовленные дети.)

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)

Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Ёж.)

Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. (Медведь.)

Хожу в пущистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла.
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лиса.)

- В каком произведении нам встретились эти животные? (В сказке “Рыжие листья”.)

з) Инсценирование сказки Н.Грибачева “Рыжие листья”.

и) Составление пословицы.

Красна весна цветами, а осень плодами.

- Какие плоды нам дарит осень? (Овощи, фрукты, грибы, орехи, ягоды.)

- Вспомните, какой рассказ нашего земляка В.Лошкова мы читали? (Мы читали рассказ “Жалеевские яблоки”.)

- О каких дарах осени вы узнали из этого рассказа? (Яблоки, груши, сливы, яблоки.)

5. Творческая работа учащихся.

1. Задание: Дорисуй картинку, чтобы на рисунке получилась осень. Приложение 2.

2. Составление рассказа по опоре-помощнице и собственному рисунку. Приложение 3.

6. Задание на дом. Презентация: Слайд 14.

  • 1 группа – подготовить чтение по ролям рассказа Г.Скребицкого “Всяк по-своему”.
  • 2 группа – прочитать рассказ, ответить на вопросы.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Назовите приметы осени.

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Что запомнилось? Что понравилось? Не понравилось?

- Какие трудности вам встретились на уроке?

Оцените своё отношение к уроку? (прием “Мордашки – солнышки”)

Оцените свою работу на уроке.

Выразите свое отношение к уроку. Оцените себя.

 Спасибо, вы хорошо потрудились!

Осень богата плодами и некоторые из них сегодня дарит вам в знак благодарности за вашу хорошую работу.

Источники информации

  1. Е.Д.Худенко, Е.В.Останина. Практическое пособие по развитию речи. Москва, РУССИКО, 2004
  2. Сканированные рисунки из различных источников.
  3. Интернет http: // seahch.photo.qip.ru