Создание коллажа в Adobe Photoshop CS5

Разделы: Информатика


Урок по методу проектов. Производственное обучение операторов электронно-вычислительных машин. III курс

Цели урока:

  • Образовательные:
    • применить профессиональные знания и умения, полученные в области коммуникационных и информационных технологий для решения практической задачи — создания портета/автопортрета в технике фотомонтажа;
    • организовать практикум по темам «Технология работы со слоями Adobe Photoshop CS5», «Цветовая и тоновая коррекция изображений в  Adobe Photoshop CS5»,   «Информационный поиск в Интернете», «Работа с файлообменными сервисами  Рунета», «Обеспечение безопасности при работе в Интернете» в виде индивидуального творческого проекта.
  • Воспитательные: воспитывать
    • эстетический вкус, как способность постигать прекрасное,
    • стремление к самостоятельному решению проблемы,
    • умение получать результат, несмотря на возникающие трудности,
    • способность применять для решения проблем знания и умения из разных областей науки, техники и культуры,
    • законопослушных граждан.
  • Развивающие: развивать ключевые компетенции,  в том числе:
    • учебно-познавательную как способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение знаниями и умениями организации, целеполагания, планирования, рефлексии и самооценки учебно-познавательной и творческой деятельности;
    • коммуникативную компетенцию как знание способов взаимодействия с окружающими людьми, способности выбирать адекватную модель поведения, умение в тактичной форме отстаивать свои убеждения, владение навыками работы в группе;
    • компетенцию личностного самосовершенствования как стремление к интеллектуальному саморазвитию и владение навыками эмоциональной саморегуляции;
    • информационную компетенцию как умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
    • профессиональную компетенцию как способность использовать знания и профессиональные умения на практике.

Учебно-воспитательные задачи урока:

  • актуализировать полученные ранее знания и практические умения по темам «Технология работы со слоями Adobe Photoshop CS5» «Цветовая и тоновая коррекция изображений в  Adobe Photoshop CS5»,   «Информационный поиск в Интернете», «Работа с файлообменными сервисами  Рунета», «Обеспечение безопасности при работе в Интернете»;
  • определить проблему, объект, предмет, цель, задачи проекта; задать структуру выполняемых проектов;
  • указать программные средства и временные рамки выполнения;
  • задать критерии качества выполнения проектов;
  • выбрать тему для фотомонтажа или образ, найти в Интернете свободно распространяемый шаблон для фотомонтажа и загрузить его на компьютер;
  • сфотографироваться  и передать изображения на компьютер;
  • смонтировать коллаж;
  • выполнить тоновую и цветовую коррекцию изображений;
  • сохранить коллаж, загрузить на файлообменный сервис  по FTP и отправить на него ссылку фотографу для проведения  экспертизы;
  • презентовать коллаж;
  • объективно оценить выполненные работы.

Оборудование: персональные ЭВМ, укомплектованные операционной системой Microsoft Windows Home Edition SP3, Adobe Photoshop CS5, Skype 4.2.0. 152, Cute Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Professional, оснащенные выходом в интернет с каждой машины (со скоростью передачи данных не менее 128 Kb/s), экран в комплекте с  мультимедиа-проектором, стереофоническая акустическая система, флэш-карты, микрофон.

Ожидаемый результат урока: элементарный проект в виде  автопортрета/портрета, выполненного в технике фотомонтажа, технологически грамотно созданный в Adobe Photoshop CS5, отвечающий критериям изобразительного искусства.  

Этапы урока: длительность урока производственного обучения — 6  академических часов. Подготовку проводит мастер производственного обучения: консультирует по вопросам применения информационных и коммуникационных технологий.

I. Подготовительный этап (во внеурочное время) – 45 минут

Цель: организовать самостоятельную работу учащихся поискового и исследовательского характера.

Задачи:

  • выработать элементарные навыки самостоятельной поисковой и исследовательской  деятельности;
  • познакомить с:
  • правовыми аспектами размещения и использования изображений, загружаемых с фото-ресурсов Интернета,
  • правилами поведения и регистрации на сайтах дизайнеров и любителей фотографии;
  • актуализировать навыки работы с файлообменными сервисами,
  • повторить правила безопасности при работе в Интернете.

Средства и методы.

Фронтальные и индивидуальные методы работы, иллюстративно-демонстративные.

Изучение и повторение:

  • алгоритма поиска шаблонов для фотомонтажа в Интернете,
  • правил регистрации на информационных ресурсах Интернета,
  • правил использования файлообменных сервисов Рунета,
  • правил безопасности при работе в Интернете.

Фронтальное выполнение практических работ.

Ожидаемый результат: выбор и загрузка образца фотошаблона на компьютер.

II. Организационный этап и актуализация знаний — 45 минут

Цель: организовать самостоятельную работу учащихся по созданию фотоколлажа и защите выполненного проекта.

Учебно-воспитательные задачи:

  • актуализировать полученные ранее знания и практические умения по темам «Технология работы со слоями Adobe Photoshop CS5» и «Цветовая и тоновая коррекция изображений в  Adobe Photoshop CS5»,
  • определить тематику проекта, цель и задачи проекта, задать структуру выполняемых проектов,
  • определить программные средства и временные рамки выполнения,
  • задать критерии качества выполненных проектов.

Средства и методы: демонстрация презентации «Краткая история фотоколлажа»  (Приложение 1), сопровождающаяся рассказом, переходящим в  процессе демонстрации некоторых слайдов в беседу; практическая работа в парах.

Актуализация знаний.

  • Презентация на тему «Краткая история фотоколлажа» — 5  минут.
  • Повторение техники безопасности и выполнение практических заданий (Приложение 2) в парах, самооценка и взаимооценка работы по заданным критериям — 25  минут.

Здоровьесбережение: 5 минут небольшой отдых при просмотре слайд-шоу из картин современного американского художника Richard S. Johnson, создавшего вереницу обаятельнейших женских образов. Под музыку Secret Garden — Half  A World Away, альбом Earthsongs, 2004 (Приложение 3).

Все ниже следующие мероприятия выполняются обучающимися самостоятельно и по взаимной договоренности.

Распределение по рабочим местам в кабинете информатики – 1 мин.
Определение тематики проектов, целей и задач, задание структуры выполняемых проектов – 3 мин.
Определение списка необходимых программных и аппаратных средств и временных рамок выполнения проектов –1 мин.
Оглашение процедуры защиты проекта – 2 мин.
Задание критериев качества выполненных проектов (с учетом требований, заранее предоставленных фотографом-экспертом)  – 3 мин:

  • композиционное и цветовое единство коллажа,
  • высокое качество обработки изображений,
  • полнота раскрытия художественного образа, художественная  выразительность и привлекательность коллажа.

III. Создание проекта — 180 минут

Цель: накопить опыт самостоятельной творческой деятельности, выполнение и самооценка готовых проектов.

Учебно-воспитательные задачи:

  • выбрать наиболее близкий образ литературного, исторического, кинематографического или иного персонажа,
  • найти в Интернете подходящий свободно распространяемый шаблон для фотомонтажа и загрузить его на компьютер,
  • сфотографироваться  и передать изображения на компьютер,
  • смонтировать коллаж,
  • выполнить тоновую и цветовую коррекцию изображений,
  • сохранить коллаж, загрузить на файлообменный сервис  по FTP и отправить на него ссылку фотографу для проведения  экспертизы (за 10 минут до окончания 5-го академического часа).

Ожидаемый результат: индивидуальный творческий проект, оформленный в виде портрета/автопортрета в технике фотоколлажа.

IV. Презентация проекта и его оценка

Цель: обучать защите, экспертизе и оцениванию индивидуальных проектов.
Порядок защиты определяется следующими вопросами.

  • Почему Вы выбрали  именно этот образ и эту тему коллажа?
  • Удалось ли в целом реализовать художественный образ?
  • Какие средства выразительности использовались автором шаблона и Вами  для создания настроения?
  • Какие средства программы (инструменты, эффекты, фильтры и т.д.) применялись в ходе работы и для чего?
  • Что удалось/не удалось в реализации образа, компоновке и обработке изображений?

Оцениваются:

  • полнота раскрытия темы автопортрета (коллажа)  художественными средствами;
  • технологическая грамотность и качество обработки изображений в Аdоbе Photoshop CS5;
  • художественная выразительность и привлекательность коллажа.

Обязательные элементы:

  • Использование многослойного шаблона для фотомонтажа, загруженного из Интернета с указанием автора шаблона и ресурса, с которого он загружен.
  • Использование собственной фотографии или фотографии одногруппника, сделанной в кабинете информатики.
  • Применение режимов наложения, масок слоев, фильтров и эффектов, тоновой и цветовой коррекции с использованием корректировочных слоев и создание собственного фона (в случае необходимости).

Ожидаемый результат: защита индивидуальных художественных проектов — демонстрация коллажей.

Средства и методы.
Выступление автора коллажа, сопровождающееся презентацией проекта в Adobe Photoshop CS5. Ответы на вопросы одногруппников, эксперта и мастера.

Оценка проекта.

Цель: оценить проделанную работу.

Ожидаемый результат: объективность оценки.

Средства и методы.

Самооценка коллажа.
Оценка эксперта-фотографа: коллажей в режиме видеоконференции.
Оценка выполненной работы мастером производственного обучения  и  обучающимися.

Итоги урока.

Лучшие на уроке.

Рустам А.

Я выбрал шаблон «Принц Персии» так как мне близок этот герой. Думаю, что образ получился. В обработке погрешности, конечно, есть: выполняя тоновую и цветовую коррекцию, я не успел заменить синий цвет волос и не очень точно обработал край по линии вырезки головы. И ещё я поменял положение головы, на мой взгляд, так воинственнее.

Маша О.

Я выбрала коллаж «Японка», так как мне понравился его цвет и свет. Я считаю японок образцом утонченности и женственности. Мне всегда хотелось примерить такой костюм, мне кажется, что он меняет образ и настроение женщины.  Так как исходная фотография имела низкий контраст и серый цвет, я не смогла выполнить цветовую коррекцию безупречно. Очень сильное осветление и размытие лица чуть было не испортили работу, но стилизация изображения под живописное сразу все изменила.  Получается, что фильтрами программы можно и недостатки изображения превратить в достоинства.

Надежда Г.

Я выбрала шаблон «Богатырь» так как считаю этот образ привлекательным. С помощью фотошаблона легко представить современника в роли предка и как бы переместиться в ту эпоху, которой он соответствует. В этой работе тоновая и цветовая коррекция не вызвала проблем, сложно было наложить бороду с усами на лицо Руслана, так как пришлось дорабатывать шаблон и применять ручную ретушь.

Список использованных Интернет-ресурсов

Загрузка шаблонов для фотомонтажа осуществлялась со следующих ресурсов:

Все файлы и ссылки на файлы, выложенные в статье, были найдены в сети интернет как свободно распространяемые. Фотошаблоны были  использованы для ознакомления с технологией создания коллажа и удалены  вместе с изображениями, созданными на их основе по окончании урока.