Урок по методу проектов. Производственное обучение операторов электронно-вычислительных машин. III курс
Цели урока:
- Образовательные:
- применить профессиональные знания и умения, полученные в области коммуникационных и информационных технологий для решения практической задачи — создания портета/автопортрета в технике фотомонтажа;
- организовать практикум по темам «Технология работы со слоями Adobe Photoshop CS5», «Цветовая и тоновая коррекция изображений в Adobe Photoshop CS5», «Информационный поиск в Интернете», «Работа с файлообменными сервисами Рунета», «Обеспечение безопасности при работе в Интернете» в виде индивидуального творческого проекта.
- Воспитательные: воспитывать
- эстетический вкус, как способность постигать прекрасное,
- стремление к самостоятельному решению проблемы,
- умение получать результат, несмотря на возникающие трудности,
- способность применять для решения проблем знания и умения из разных областей науки, техники и культуры,
- законопослушных граждан.
- Развивающие: развивать ключевые
компетенции, в том числе:
- учебно-познавательную как способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение знаниями и умениями организации, целеполагания, планирования, рефлексии и самооценки учебно-познавательной и творческой деятельности;
- коммуникативную компетенцию как знание способов взаимодействия с окружающими людьми, способности выбирать адекватную модель поведения, умение в тактичной форме отстаивать свои убеждения, владение навыками работы в группе;
- компетенцию личностного самосовершенствования как стремление к интеллектуальному саморазвитию и владение навыками эмоциональной саморегуляции;
- информационную компетенцию как умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
- профессиональную компетенцию как способность использовать знания и профессиональные умения на практике.
Учебно-воспитательные задачи урока:
- актуализировать полученные ранее знания и практические умения по темам «Технология работы со слоями Adobe Photoshop CS5» «Цветовая и тоновая коррекция изображений в Adobe Photoshop CS5», «Информационный поиск в Интернете», «Работа с файлообменными сервисами Рунета», «Обеспечение безопасности при работе в Интернете»;
- определить проблему, объект, предмет, цель, задачи проекта; задать структуру выполняемых проектов;
- указать программные средства и временные рамки выполнения;
- задать критерии качества выполнения проектов;
- выбрать тему для фотомонтажа или образ, найти в Интернете свободно распространяемый шаблон для фотомонтажа и загрузить его на компьютер;
- сфотографироваться и передать изображения на компьютер;
- смонтировать коллаж;
- выполнить тоновую и цветовую коррекцию изображений;
- сохранить коллаж, загрузить на файлообменный сервис по FTP и отправить на него ссылку фотографу для проведения экспертизы;
- презентовать коллаж;
- объективно оценить выполненные работы.
Оборудование: персональные ЭВМ, укомплектованные операционной системой Microsoft Windows Home Edition SP3, Adobe Photoshop CS5, Skype 4.2.0. 152, Cute Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Professional, оснащенные выходом в интернет с каждой машины (со скоростью передачи данных не менее 128 Kb/s), экран в комплекте с мультимедиа-проектором, стереофоническая акустическая система, флэш-карты, микрофон.
Ожидаемый результат урока: элементарный проект в виде автопортрета/портрета, выполненного в технике фотомонтажа, технологически грамотно созданный в Adobe Photoshop CS5, отвечающий критериям изобразительного искусства.
Этапы урока: длительность урока производственного обучения — 6 академических часов. Подготовку проводит мастер производственного обучения: консультирует по вопросам применения информационных и коммуникационных технологий.
I. Подготовительный этап (во внеурочное время) – 45 минут
Цель: организовать самостоятельную работу учащихся поискового и исследовательского характера.
Задачи:
- выработать элементарные навыки самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности;
- познакомить с:
- правовыми аспектами размещения и использования изображений, загружаемых с фото-ресурсов Интернета,
- правилами поведения и регистрации на сайтах дизайнеров и любителей фотографии;
- актуализировать навыки работы с файлообменными сервисами,
- повторить правила безопасности при работе в Интернете.
Средства и методы.
Фронтальные и индивидуальные методы работы, иллюстративно-демонстративные.
Изучение и повторение:
- алгоритма поиска шаблонов для фотомонтажа в Интернете,
- правил регистрации на информационных ресурсах Интернета,
- правил использования файлообменных сервисов Рунета,
- правил безопасности при работе в Интернете.
Фронтальное выполнение практических работ.
Ожидаемый результат: выбор и загрузка образца фотошаблона на компьютер.
II. Организационный этап и актуализация знаний — 45 минут
Цель: организовать самостоятельную работу учащихся по созданию фотоколлажа и защите выполненного проекта.
Учебно-воспитательные задачи:
- актуализировать полученные ранее знания и практические умения по темам «Технология работы со слоями Adobe Photoshop CS5» и «Цветовая и тоновая коррекция изображений в Adobe Photoshop CS5»,
- определить тематику проекта, цель и задачи проекта, задать структуру выполняемых проектов,
- определить программные средства и временные рамки выполнения,
- задать критерии качества выполненных проектов.
Средства и методы: демонстрация презентации «Краткая история фотоколлажа» (Приложение 1), сопровождающаяся рассказом, переходящим в процессе демонстрации некоторых слайдов в беседу; практическая работа в парах.
Актуализация знаний.
- Презентация на тему «Краткая история фотоколлажа» — 5 минут.
- Повторение техники безопасности и выполнение практических заданий (Приложение 2) в парах, самооценка и взаимооценка работы по заданным критериям — 25 минут.
Здоровьесбережение: 5 минут небольшой отдых при просмотре слайд-шоу из картин современного американского художника Richard S. Johnson, создавшего вереницу обаятельнейших женских образов. Под музыку Secret Garden — Half A World Away, альбом Earthsongs, 2004 (Приложение 3).
Все ниже следующие мероприятия выполняются обучающимися самостоятельно и по взаимной договоренности.
Распределение по рабочим местам в кабинете
информатики – 1 мин.
Определение тематики проектов, целей и задач,
задание структуры выполняемых проектов – 3 мин.
Определение списка необходимых программных и
аппаратных средств и временных рамок выполнения
проектов –1 мин.
Оглашение процедуры защиты проекта – 2 мин.
Задание критериев качества выполненных проектов
(с учетом требований, заранее предоставленных
фотографом-экспертом) – 3 мин:
- композиционное и цветовое единство коллажа,
- высокое качество обработки изображений,
- полнота раскрытия художественного образа, художественная выразительность и привлекательность коллажа.
III. Создание проекта — 180 минут
Цель: накопить опыт самостоятельной творческой деятельности, выполнение и самооценка готовых проектов.
Учебно-воспитательные задачи:
- выбрать наиболее близкий образ литературного, исторического, кинематографического или иного персонажа,
- найти в Интернете подходящий свободно распространяемый шаблон для фотомонтажа и загрузить его на компьютер,
- сфотографироваться и передать изображения на компьютер,
- смонтировать коллаж,
- выполнить тоновую и цветовую коррекцию изображений,
- сохранить коллаж, загрузить на файлообменный сервис по FTP и отправить на него ссылку фотографу для проведения экспертизы (за 10 минут до окончания 5-го академического часа).
Ожидаемый результат: индивидуальный творческий проект, оформленный в виде портрета/автопортрета в технике фотоколлажа.
IV. Презентация проекта и его оценка
Цель: обучать защите, экспертизе и
оцениванию индивидуальных проектов.
Порядок защиты определяется следующими
вопросами.
- Почему Вы выбрали именно этот образ и эту тему коллажа?
- Удалось ли в целом реализовать художественный образ?
- Какие средства выразительности использовались автором шаблона и Вами для создания настроения?
- Какие средства программы (инструменты, эффекты, фильтры и т.д.) применялись в ходе работы и для чего?
- Что удалось/не удалось в реализации образа, компоновке и обработке изображений?
Оцениваются:
- полнота раскрытия темы автопортрета (коллажа) художественными средствами;
- технологическая грамотность и качество обработки изображений в Аdоbе Photoshop CS5;
- художественная выразительность и привлекательность коллажа.
Обязательные элементы:
- Использование многослойного шаблона для фотомонтажа, загруженного из Интернета с указанием автора шаблона и ресурса, с которого он загружен.
- Использование собственной фотографии или фотографии одногруппника, сделанной в кабинете информатики.
- Применение режимов наложения, масок слоев, фильтров и эффектов, тоновой и цветовой коррекции с использованием корректировочных слоев и создание собственного фона (в случае необходимости).
Ожидаемый результат: защита индивидуальных художественных проектов — демонстрация коллажей.
Средства и методы.
Выступление автора коллажа, сопровождающееся
презентацией проекта в Adobe Photoshop CS5. Ответы на
вопросы одногруппников, эксперта и мастера.
Оценка проекта.
Цель: оценить проделанную работу.
Ожидаемый результат: объективность оценки.
Средства и методы.
Самооценка коллажа.
Оценка эксперта-фотографа: коллажей в режиме
видеоконференции.
Оценка выполненной работы мастером
производственного обучения и
обучающимися.
Итоги урока.
Лучшие на уроке.
Рустам А.
Я выбрал шаблон «Принц Персии» так как мне близок этот герой. Думаю, что образ получился. В обработке погрешности, конечно, есть: выполняя тоновую и цветовую коррекцию, я не успел заменить синий цвет волос и не очень точно обработал край по линии вырезки головы. И ещё я поменял положение головы, на мой взгляд, так воинственнее.
Маша О.
Я выбрала коллаж «Японка», так как мне понравился его цвет и свет. Я считаю японок образцом утонченности и женственности. Мне всегда хотелось примерить такой костюм, мне кажется, что он меняет образ и настроение женщины. Так как исходная фотография имела низкий контраст и серый цвет, я не смогла выполнить цветовую коррекцию безупречно. Очень сильное осветление и размытие лица чуть было не испортили работу, но стилизация изображения под живописное сразу все изменила. Получается, что фильтрами программы можно и недостатки изображения превратить в достоинства.
Надежда Г.
Я выбрала шаблон «Богатырь» так как считаю этот образ привлекательным. С помощью фотошаблона легко представить современника в роли предка и как бы переместиться в ту эпоху, которой он соответствует. В этой работе тоновая и цветовая коррекция не вызвала проблем, сложно было наложить бороду с усами на лицо Руслана, так как пришлось дорабатывать шаблон и применять ручную ретушь.
Список использованных Интернет-ресурсов
Загрузка шаблонов для фотомонтажа осуществлялась со следующих ресурсов:
- «Принц Персии» загружен со страницы http://photogfx.info/fotoramki/442-fotoshablon-dlya-fotoshopa-princ-persii-prince-of.html,
- «Японка» загружена с сайта www.nicesoft.ru,
- «Богатырь» загружен с www.ramkivsem.ru.
Все файлы и ссылки на файлы, выложенные в статье, были найдены в сети интернет как свободно распространяемые. Фотошаблоны были использованы для ознакомления с технологией создания коллажа и удалены вместе с изображениями, созданными на их основе по окончании урока.