Цели урока:
- Обучающая: создать понятие последовательности.
- Развивающая: формирование и развитие учебно-коммуникативных, учебно-интеллектуальных умений.
- Воспитательная: воспитание доброты, вежливости, скромности, чувства ответственности.
Этапы урока | Деятельность педагогов | Деятельность обучающихся | Результаты |
1. Ввод в учебную ситуацию | Вступительное слово. Что такое урок? Задание группам. |
Групповая работа. Поиск изначальной сути понятия "урок". | Учебно- коммуникативные умения (обучение в группах, удержание своей позиции). Учебно-интеллектуальные умения ( ответ на поставленный вопрос, творческие способности, воображение) |
2. | Обсуждение наработанного в группах. | Обсуждение наработанного в группах. Мнения обучающихся. | Умение вести учебный диалог. Владение устной монологической речью. |
3. | Введение эпиграфов урока. | Групповая работа. Работа со словарем. | Человек помещается в историю. А я какой? |
4. | Обсуждение. | Диалог. | |
5. Ввод в проблемную ситуацию. | Предлагаются задания из области математики, русского языка, литературы. | Отвечают на вопросы. | Ответ на поставленный вопрос. Владение устной монологической речью. |
6. | Наблюдение. | Групповая работа. | Учебно-коммуникативные умения. |
7. | Обсуждение наработанного в группах. | Обсуждение наработанного в группах. Выход на тему урока. | Умение вести учебный диалог. Владение устной монологической речью. |
8. | Процесс целеполагания. 1. Формирование цели. Постановка цели. |
Процесс целеполагания. 1. Формирование цели. Постановка цели. 2. Обсуждение поставленной цели в группе. |
Умение ставить цель, корректировать цели, формулировать четко, точно, ясно. |
9. | Составление схемы. Кодирование информации. | Работа со справочной литературой. Составление схемы. Кодирование информации. | Учебно- информационные умения: умение работать с дополнительной литературой, кодирование информации. |
10. | Вопросы по проделанной работе. | Отвечают на вопросы. | Умение составлять алгоритм. |
11. | Упражнения по построению математических и языковых последовательностей. | Выполнение упражнений по построению математических и языковых последовательностей. | Умение анализировать, систематизировать, выделять главное. |
12. | Подведение итогов. | Рефлексия урока. | Умение выделять главное, анализировать, владение устной монологической речью. |
1. Доброе утро! Сегодня на уроке мы вместе будем усердно работать. Что это значит? Для людей 21 века, это значит "старательно". А для грека это означает "мыслить". Гомер говорил: "У Ахилла сердце меж двух мыслей металось". Значит, человек сердцем мыслит! Не случайно, у древних была добрая традиция: начинать обучение с положения руки на сердце. Учитель спрашивает учеников: "Слышишь? Слышишь, как бьется твое сердце?". Тогда начнем, ведь он прозвенел, для кого - то долгожданный, для кого- то нежеланный школьный звонок.
Урок:казалось бы, какое привычное слово. А что же такое урок? В чем изначальная суть этого понятия? Обсудим в группах?
2. Слово урок состоит из двух слагаемых У+ Рок. "У" - ура! Что означает Свет. В нем же мыслится: Высший Логос, Слово, Бог, Жизнь, Любовь: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог :. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков". - Евангелие от Иоанна. А Рок следует понимать как Судьбу, которая складывается, зарождается именно в это время. Урок вмещает в себя следующее: Судьба, зарождающаяся через Жизнь, через Любовь.
3. "Бездельники каждому мерзки", - читаем у Гесиода. Почему? Потому что живет за чужой счет? Для античного грека каждому человеку от рождения богинями Мойрами была назначена его судьба. "Мойра" - "мера", "участь", т.е. "часть", "доля", "удел". И каждый должен жить по своей мере, не "наступая" на участь другого. Быть бездельником - значит быть без дела, без доли. Значит выпасть из целого космоса. Значит - либо заниматься не своим, либо вовсе не быть.
4. Последовательность (толковый словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой)) - свойство по значению прилагательного последовательный.
Последовательный -
1. Непрерывно следующий один за другим.
2. Закономерно вытекающий из чего-либо.
5. В каких случаях можно утверждать, что перед нами последовательность? Что для этого необходимо?
1.Наличие объектов, которые называют элементами последовательности (слова, числа, различные предметы и явления).
2. "Выстраивание" их особым образом, что создает или образует универсальное множество последовательности.
3. Логическая связь между элементами последовательности.
Критерии групповой работы.
1. Позиции в группе: ведущий, эксперт, аналитик, протоколист.
- Ведущий - хорошо знает критерии групповой работы и умеет их применять на практике.
- Аналитик - координатор идей, отвечает за наработанное в группе содержание учебного материала.
- Эксперт - оценивает работу группы и в плане содержания и в плане организации.
- Протоколист - ведет записи в тетради.
2. Четкое понимание каждым участником группы совместной учебной задачи. Обсуждение и понимание каждым поставленной цели.
3. Наработка каждым участником группы своей версии.
4. Обсуждение версий в группе.
5. Выбор наиболее точной версии и ее обработка (анализ, исследование условий задачи, проверка версии на практическом материале).
6. Оформление полученного результата в виде модели, схемы, таблицы, алгоритма :
7. Обсуждение версий в классе. Соблюдение следующих правил:
- правила поднятой руки,
- умение слушать и слышать других,
- умение вести себя у доски,
- умение задавать вопросы.