Задачи:
Образовательные:
- формировать навыки имени прилагательном как часть речи;
- познакомить с новыми понятиями русского языка «синонимы», «антонимы»;
- повторить умения фонетического, морфологического, синтаксического разборов;
Развивающая: развивать монологическую речь учащихся; умение рассуждать; делать выводы; обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательная: воспитывать личностные качества учащихся, такие как доброта, уважение.
Оборудование: цветок исследований, макет солнышка, проектор, индивидуальные карточки, компьютер, магнитофон, музыкальные записи.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Разрешите сегодня урок русского языка у вас провести мне. Меня зовут Марина Константиновна. А с вами я познакомлюсь в ходе урока.
II. Актуализация знаний
Сегодня у нас не просто урок, а урок исследование. А исследовать мы будем слова.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Путем исследования мы узнаем новое о имени прилагательном.
(на доске)
Тема: «Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы».
Откроем тетради, запишем число и классная работа. (включаю музыку)
III. Составление слова «доброта»
Наступила весна. С наступлением весны просыпается природа.
«Земля согревается солнышком, а душа человека добротой».
– Ребята, на уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. На доске у меня буквы разных цветов.
Я предлагаю вам оставить только те буквы, которые написаны теплым цветом.
ДОБРОТА
Какое слово получилось?
– Именно это слово мы сегодня попытаемся исследовать. Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен.
А здесь у нас будет цветок исследования, который будет распускаться по мере нашего исследования.
Цветок исследований (ромашка) – (прикрепляю сердцевину, на которой написано слово "доброта")
IV. Лексическое значение слова
– Что же обозначает, ребята, слово «доброта»? Как вы понимаете смысл этого слова?
(ответы учащихся)
А вот как раскрыл значение слова в своем словаре Ожегов. (показываю словарь)
«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
С.И. Ожегов
– Мы рассмотрели лексическое значение слова "доброта" (к цветку прикрепляю лепесток - лексическое значение)
V. Морфологический разбор слова
А теперь давайте посмотрим морфологические признаки этого слова.
– Какой частью речи является слово доброта?
Какие признаки мы можем определить у имени существительного?
Доброта – сущ., ед.ч., ж.р., нариц., неодуш.
Все эти признаки, которые назвали морфологические. (прикрепляю лепесток – морфологические признаки)
– Над какой частью речи вы работали на предыдущих уроках?
– Что вы знаете о имени прилагательном?
(ответ учащихся)
– Подберите однокоренное прилагательное к существительному «доброта».
ДОБРЫЙ
– Это ребята второе слово, которое мы будем с вами исследовать. (прикрепляю второе слово в сердцевину цветка)
VI. Составление словосочетаний
– Без какой части речи не могут употребляться имена прилагательные?
– Давайте подберем к прилагательному «добрый» имена существительные и составим словосочетания.
(добрый человек, добрый поступок, добрая весть, добрая вещь, добрая душа)
А у Агнии Барто есть стихотворение «Вовка – добрая душа»
Давайте запишем некоторые словосочетания в тетрадь.
– Добрый человек, добрый поступок, доброе сердце, добрая душа.
VII. Фонетический разбор прилагательного
– Чем интересно с точки зрения фонетического разбора прилагательное «добрая»?
(В нем количество букв меньше, чем звуков. Потому что буква я стоит после гласной)
Слово «добрая» мы рассмотрели с точки зрения фонетики. (прикрепляю лепесток цветка – фонетический разбор)
– Ребята, прочитайте слова.
Доброта, смотрел, добрый, светает, волшебник, отзывчивый, праздник, космос, летит, благородный, добродушный, подобрел.
Все эти слова составляют словарный состав русского языка. (прикрепляю лепесток цветка – словарный состав)
VIII. Новый материал. Классификация слов
А вот здесь мы остановимся подробнее.
– Ребята, посмотрите внимательно на слова и подумайте – на сколько групп можно разделить эти слова, и по какому признаку?
(по частям речи, однокоренные слова)
IX. Выписать прилагательные
– Выпишите в тетрадь имена прилагательные.
(добрый, отзывчивый, благородный, добродушный)
Прочитайте прилагательные, которые выписали.
– Можно ли сказать, что они близки по смыслу?
А чем отличаются?
– А кто-нибудь знает, как такие слова называются в русском языке?
X. Синонимы
«Синонимы – это слова одной части речи, которые близки по смыслу, но разные по написанию»
Запишите в тетрадь новое понятие русского языка – синонимы.
– А как вы думаете, для чего используют синонимы в речи?
(Речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов)
XI. Игра с мячом
Добрый человек - это ещё и хороший человек.
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а в ответ вы должны придумать слова близкое по смыслу прилагательному «хороший». (игра с мячом)
XII. Физминутка
(Звучит спокойная музыка) - № 2
XIII. Легенда о добром человеке
– Ребята, а что значит «добрый человек»?
(ответы детей)
Мне хочется рассказать легенду о простом добром человеке по имени Марио
Жили 3 брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были талантливыми, настойчивыми и честными, которые вскоре стали уважаемыми людьми. Почтальон не имел особых талантов, но был человеком необычайно добрым. Для каждого находилось у него доброе слово и улыбка. В необъятном кармане его старого плаща всегда были конфетка или пряник для малышей. Марио никогда никому не завидовал, не печалился и всегда помогал, чем мог детям из бедных семей. Прошло много лет, и его давно нет в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили и о чудесном докторе, при помощи его методов в больнице возвращали здоровье больным. Но самую светлую память горожане сохранили о скромном и добром почтальоне Марио.
– Как вы думаете, почему горожане запомнили скромного почтальона?
Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.
Я уверена, ребята, что каждый из вас, обязательно совершал добрые поступки.
XIV. Синтаксический разбор предложения
– А сейчас давайте запишем в тетрадь предложение и выполним синтаксический разбор. А кто бы хотел разбирать предложение вслух.
ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА ДЕЛА СЛАВЯТ. (простое, повест., невоск., расп.)
– Ребята, назовите роль прилагательного в предложение? (определение)
Мы рассмотрели роль прилагательного в предложение, т.е выполнили синтаксический разбор. (прикрепляю лепесток цветка – синтаксический разбор)
XV. Антонимы
– Ребята, а с каким человеком вы не хотели бы встретиться в жизни, с каким человеком не захотели бы иметь общих дел?
(злым, жестоким)
На доске: «Добрый – злой»
– Сравните значение имен прилагательных.
Что вы можете сказать о значение?
Правильно, это слова противоположные по значению.
Такие слова в русском языке называются - антонимами.
«Антонимы – это слова одной части речи с противоположным лексическим значением»
XVI. Работа с пословицами.
Я вам буду читать пословицы, а вы назовите мне антонимы:
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.
- Хороша веревка длинная, а речь короткая.
- Учись доброму, плохое на ум не пойдет.
В начале урока мы говорили о весне. Погода весной бывает разная.
XVII. Самостоятельная работа
На столах у вас лежат тексты с пропущенными прилагательными, при помощи которых мы можем описать изменчивую весеннюю погоду. (карточки)
Ребята, вы должны вставить в 1 текст имена прилагательные, которые рисуют хорошую, солнечную, т.е. добрую погоду, а во 2 текст имена прилагательные, которые рисуют плохую, недобрую погоду.
- Сегодня _________ день. Стоит ____________ погода. По небу плывут _________ облака. Сеет _________ дождик. Под ногами ___________ земля.
- Сегодня ___________ день. Стоит ____________ погода. По небу ______________ облака. Сеет ___________ дождик. Под ногами ______________ земля.
– Проверим, что у вас получилось. Сравните прилагательные в этих текстах. Что вы можете сказать?
(Прилагательные в каждом тексте – синонимы, а прилагательные по отношению ко 2 тексту – антонимы)
XVIII. Итог урока. Оценивание
А теперь подведем итог нашего урока. (обращаюсь к ромашке)
– Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
(фонетический разбор, синтаксический разбор предложения и т.д.)
Правильно, мы проводили исследование.
– Что нового узнали о имени прилагательном?
А правильно будет, ребята, если я скажу, что мы учились доброте?
Слайд – «Мы учились доброте»
XIX. Дом.задание
А домашнее задание у вас будет творческого характера – придумать упражнения, задания, игровые моменты с синонимами и антонимами.