Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи:

Образовательные:

  • формировать навыки имени прилагательном как часть речи;
  • познакомить с новыми понятиями русского языка «синонимы», «антонимы»;
  • повторить умения фонетического, морфологического, синтаксического разборов;

Развивающая: развивать монологическую речь учащихся; умение рассуждать; делать выводы; обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательная: воспитывать личностные качества учащихся, такие как доброта, уважение.

Оборудование: цветок исследований, макет солнышка, проектор, индивидуальные карточки, компьютер, магнитофон, музыкальные записи.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Разрешите сегодня урок русского языка у вас провести мне. Меня зовут Марина Константиновна. А с вами я познакомлюсь в ходе урока.

II. Актуализация знаний

Сегодня у нас не просто урок, а урок исследование. А исследовать мы будем слова.

Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

Путем исследования мы узнаем новое о имени прилагательном.

(на доске)

Тема: «Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы».

Откроем тетради, запишем число и классная работа. (включаю музыку)

III. Составление слова «доброта»

Наступила весна. С наступлением весны просыпается природа.

«Земля согревается солнышком, а душа человека добротой».

Ребята, на уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. На доске у меня буквы разных цветов.

Я предлагаю вам оставить только те буквы, которые написаны теплым цветом.

ДОБРОТА

Какое слово получилось?

– Именно это слово мы сегодня попытаемся исследовать. Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен.

А здесь у нас будет цветок исследования, который будет распускаться по мере нашего исследования.

Цветок исследований (ромашка) – (прикрепляю сердцевину, на которой написано слово "доброта")

IV. Лексическое значение слова

Что же обозначает, ребята, слово «доброта»? Как вы понимаете смысл этого слова?

(ответы учащихся)

А вот как раскрыл значение слова в своем словаре Ожегов. (показываю словарь)

«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
С.И. Ожегов

– Мы рассмотрели лексическое значение слова "доброта" (к цветку прикрепляю лепесток - лексическое значение)

V. Морфологический разбор слова

А теперь давайте посмотрим морфологические признаки этого слова.

– Какой частью речи является слово доброта?

Какие признаки мы можем определить у имени существительного?

Доброта – сущ., ед.ч., ж.р., нариц., неодуш.

Все эти признаки, которые назвали морфологические. (прикрепляю лепесток – морфологические признаки)

– Над какой частью речи вы работали на предыдущих уроках?

– Что вы знаете о имени прилагательном?

(ответ учащихся)

– Подберите однокоренное прилагательное к существительному «доброта».

ДОБРЫЙ

– Это ребята второе слово, которое мы будем с вами исследовать. (прикрепляю второе слово в сердцевину цветка)

VI. Составление словосочетаний

– Без какой части речи не могут употребляться имена прилагательные?

– Давайте подберем к прилагательному «добрый» имена существительные и составим словосочетания.

(добрый человек, добрый поступок, добрая весть, добрая вещь, добрая душа)

А у Агнии Барто есть стихотворение «Вовка – добрая душа»

Давайте запишем некоторые словосочетания в тетрадь.

Добрый человек, добрый поступок, доброе сердце, добрая душа.

VII. Фонетический разбор прилагательного

Чем интересно с точки зрения фонетического разбора прилагательное «добрая»?

(В нем количество букв меньше, чем звуков. Потому что буква я стоит после гласной)

Слово «добрая» мы рассмотрели с точки зрения фонетики. (прикрепляю лепесток цветка – фонетический разбор)

– Ребята, прочитайте слова.

Доброта, смотрел, добрый, светает, волшебник, отзывчивый, праздник, космос, летит, благородный, добродушный, подобрел.

Все эти слова составляют словарный состав русского языка. (прикрепляю лепесток цветка – словарный состав)

VIII. Новый материал. Классификация слов

А вот здесь мы остановимся подробнее.

Ребята, посмотрите внимательно на слова и подумайте – на сколько групп можно разделить эти слова, и по какому признаку?

(по частям речи, однокоренные слова)

IX. Выписать прилагательные

– Выпишите в тетрадь имена прилагательные.

(добрый, отзывчивый, благородный, добродушный)

Прочитайте прилагательные, которые выписали.

– Можно ли сказать, что они близки по смыслу?

А чем отличаются?

– А кто-нибудь знает, как такие слова называются в русском языке?

X. Синонимы

«Синонимы – это слова одной части речи, которые близки по смыслу, но разные по написанию»

Запишите в тетрадь новое понятие русского языка – синонимы.

А как вы думаете, для чего используют синонимы в речи?

(Речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов)

XI. Игра с мячом

Добрый человек - это ещё и хороший человек.

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а в ответ вы должны придумать слова близкое по смыслу прилагательному «хороший». (игра с мячом)

XII. Физминутка

(Звучит спокойная музыка) - № 2

XIII. Легенда о добром человеке

– Ребята, а что значит «добрый человек»?

(ответы детей)

Мне хочется рассказать легенду о простом добром человеке по имени Марио

Жили 3 брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были талантливыми, настойчивыми и честными, которые вскоре стали уважаемыми людьми. Почтальон не имел особых талантов, но был человеком необычайно добрым. Для каждого находилось у него доброе слово и улыбка. В необъятном кармане его старого плаща всегда были конфетка или пряник для малышей. Марио никогда никому не завидовал, не печалился и всегда помогал, чем мог детям из бедных семей. Прошло много лет, и его давно нет в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили и о чудесном докторе, при помощи его методов в больнице возвращали здоровье больным. Но самую светлую память горожане сохранили о скромном и добром почтальоне Марио.

– Как вы думаете, почему горожане запомнили скромного почтальона?

Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.

Я уверена, ребята, что каждый из вас, обязательно совершал добрые поступки.

XIV. Синтаксический разбор предложения

– А сейчас давайте запишем в тетрадь предложение и выполним синтаксический разбор. А кто бы хотел разбирать предложение вслух.

ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА ДЕЛА СЛАВЯТ. (простое, повест., невоск., расп.)

– Ребята, назовите роль прилагательного в предложение? (определение)

Мы рассмотрели роль прилагательного в предложение, т.е выполнили синтаксический разбор. (прикрепляю лепесток цветка – синтаксический разбор)

XV. Антонимы

– Ребята, а с каким человеком вы не хотели бы встретиться в жизни, с каким человеком не захотели бы иметь общих дел?

(злым, жестоким)

На доске: «Добрый – злой»

Сравните значение имен прилагательных.

Что вы можете сказать о значение?

Правильно, это слова противоположные по значению.

Такие слова в русском языке называются - антонимами.

«Антонимы – это слова одной части речи с противоположным лексическим значением»

XVI. Работа с пословицами.

Я вам буду читать пословицы, а вы назовите мне антонимы:

  1. Маленькое дело лучше большого безделья.
  2. В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.
  3. Хороша веревка длинная, а речь короткая.
  4. Учись доброму, плохое на ум не пойдет.

В начале урока мы говорили о весне. Погода весной бывает разная.

XVII. Самостоятельная работа

На столах у вас лежат тексты с пропущенными прилагательными, при помощи которых мы можем описать изменчивую весеннюю погоду. (карточки)

Ребята, вы должны вставить в 1 текст имена прилагательные, которые рисуют хорошую, солнечную, т.е. добрую погоду, а во 2 текст имена прилагательные, которые рисуют плохую, недобрую погоду.

  1. Сегодня _________ день. Стоит ____________ погода. По небу плывут _________ облака. Сеет _________ дождик. Под ногами ___________ земля. 
  2. Сегодня ___________ день. Стоит ____________ погода. По небу ______________ облака. Сеет ___________ дождик. Под ногами ______________ земля.

– Проверим, что у вас получилось. Сравните прилагательные в этих текстах. Что вы можете сказать?

(Прилагательные в каждом тексте – синонимы, а прилагательные по отношению ко 2 тексту – антонимы)

XVIII. Итог урока. Оценивание

А теперь подведем итог нашего урока. (обращаюсь к ромашке)

Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

(фонетический разбор, синтаксический разбор предложения и т.д.)

Правильно, мы проводили исследование.

– Что нового узнали о имени прилагательном?

А правильно будет, ребята, если я скажу, что мы учились доброте?

Слайд – «Мы учились доброте»

XIX. Дом.задание

А домашнее задание у вас будет творческого характера – придумать упражнения, задания, игровые моменты с синонимами и антонимами.