Комплексное занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну Фантазию"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Воспитывать эстетическое восприятие.
  • Развивать фантазию, творческое воображение.
  • Обучать фантастическим преобразованием объекта, действий, возникающих в результате изменения обстоятельств с помощью волшебников: Размера, Дробления- Объединения, Оживления, Окаменения, Наоборот, Времени, используя их при знакомстве с литературными произведениями, при обсуждении обычного эпизода из жизни ребёнка. Применять их в словесных дидактических играх, и в продуктивной деятельности.
  • Познакомить с новым приёмом рисования – свечой.
  • Расширять словарный запас, развивать связную речь.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о волшебниках. Решение противоречий. Введение в знакомые сказки. Обсуждение различных ситуаций, изменение их по- новому; решение противоречий.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в страну чудес – Фантазию.

Ах, как бы хотелось,
Хотелось бы мне
Когда – нибудь, как нибудь

Выйти из дома
И вдруг оказаться
Вверху, в глубине,
Внутри и снаружи
Где всё по - другому.

Ребята, давайте представим, что мы отправимся в путешествие на поезде. Подъезжаем к закрытому шлагбауму – натянутая лента, рядом «столб». На нём таблица: «Налево пойдёшь – красивую игрушку найдёшь, направо пойдёшь – с другом расстанешься, прямо пойдёшь – дело доброе своему другу сделаешь»

Воспитатель: Какую из дорог вы выберете и почему? (Ответы детей) Правильно, одному не справиться с трудностями, а все вместе – мы большая сила, все преграды преодолеем. Давайте повернёмся к друг другу лицом, посмотрим друг другу в глаза, много добрых слов можем сказать друг другу. Каждое слово должно быть искренним, идти от сердца. Сердце «любит» честность, правдивость, очень страдает, даже начинает болеть, когда человек говорит неправду. Я вас попрошу улыбнуться и сказать добрые слова друг другу.(Действия детей)

Воспитатель показывает карту.

Воспитатель: Ребята, что можно увидеть на ней? (Границы, моря, горы, леса) Вот мы с вами добрались до «Волшебного моря». Всё, что в него попадет, увеличивается. Какой волшебник побывал здесь? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, волшебник большого размера – Увеличение. Давайте вспомним, какой Волшебник сделал своё волшебство в сказках «Мальчик с пальчик», «Карлик нос», «Крошечка – хаврошечка». (Уменьшение). Как поможем героям сказок.

Дети: Искупать в море.

Воспитатель: Что можно сделать, чтобы оно уменьшилось? (Ответы детей)

Воспитатель: А можно разделить пополам? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы правы, на одной половине искупаешься – вырастешь, на другой – снова маленьким станешь. Героя из какой сказки можно было уменьшить?

Дети: « Гулливер в стране лилипутов», который таким образом мог бы пробраться куда – нибудь.

Воспитатель: Помогите мальчику из сказки «Гуси – лебеди». В кого можно превратить гусей? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, правильно. А вот в сказке «Репка» репка выросла маленькая, но с глубоко сидящими корнями. Что делать?

Дети: Дед позвал сразу всех тянуть репку. Репку первой потянула мышка.

Воспитатель: Да, вы правы. Давайте придумаем бассейн, в котором мы сможем искупаться. Наш бассейн будет необыкновенным, если мы хорошо пофантазируем, и нам поможет следующее упражнение. Назовите три любых слова. (Болото, снег, рулетка) Вспомним какие они?

  • Болото какое? (Зелёное, топкое, опасное…)
  • Наш бассейн будет зелёный? квакающий? опасный?
  • Снег какой? (Белый, сверкающий, холодный, серебряный…)
  • Бассейн будет сверкающим, холодным?
  • Рулетка какая? ( Круглая, яркая, крутящаяся)
  • А наш бассейн? Пусть будет ярким, круглым, с крутящимися фонариками, зелёным дном; с лягушками- спасателями?

Дети: Нет с динозаврами! И пусть глубина его меняется: когда взрослые будут плавать – глубоко, дети – мелко.

Воспитатель: Искупались? Так стало приятно. (Действия детей)

Воспитатель: Вот мы и добрались до поляны «Соединение». Кого мы можем здесь встретить? Вот видите «Русалочка» - Волшебник соединения – соединил женщину и рыбу, а ещё «Кентавр» - мужчина и конь. Зеркало из сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях», объединило свойство человека – говорить, свойство телевизора – показывать.

Игра: «Без чего дела не бывает?»

Воспитатель: Какие дела делают люди на земле? Представим, что вам нужно узнать время суток. Без чего это невозможно сделать?

Дети: Без часов.

Воспитатель: Без чего не будет часов?

Дети: Без пружин, стрелок, цифр.

Игра «Часть чего это?»

(Кнопка. Где присутствует эта часть. (Электрокнопка). Телевизор, телефон, звонок. Какой звонок не звенит? (Волшебный) и т.д.

Воспитатель: Однажды Баба – Яга сделала своё злое дело, надоел ей порядок на земле, в лесу. Решила перепутать всех зверей, рыб, птиц. Соединила рыбу с черепахой, медведя с зайцем, оленя с быком. Где будут жить эти животные? Как будем их называть? (Ответы детей)

Воспитатель: Время проходит быстро, вот, сколько добрых дел мы сделали.

Проблемная ситуация: «Как вас мама утром привела в детский сад»

Пришёл Волшебник Убыстрение и коснулся вас. Что произошло с вами? Что увидели родители вечером? Что стало с вами? Как поведут вас домой? Одежда стала мала, и на улице мороз. Как вас встретят дома? Куда поведут утром? В школу? В детский сад? (Ответы детей)

Воспитатель: Подходим к горе «Наоборот». Вечер. Месяц на небе какой? (Светлый, блестящий). Что он умеет делать? (Освещать дорогу, сиять на небе) Дорога какая (длинная, ровная, удобная)

Для чего нужна дорога? (Показывать, куда человеку идти, приводит к нужному месту)

Дошли до горы и что видим? Месяц стал каким? (тёмным, блеклым). Стал затемнять дорогу, сама дорога стала какой? (короткой, ухабистой, неудобной для передвижения). Путает человека и уводит от нужного места, но мы с вами постараемся справится с трудностями. Лёд на вершине горы какой? Красивый – это хорошо. Но и плохо – холодный. (Снегопад – хорошо и плохо). Ветерок – это приятно, а если сильный ветер, ураган? (Ответы детей)

Воспитатель: Что бывает холодным и горячим одновременно?

Дети: Утюг, сковорода, кастрюля.

Воспитатель: А тупым и острым

Дети: Нож, игла, все режущие предметы.

Игра: «Хорошо – плохо»

Воспитатель: Что это? Бумага удерживает чей – то след, и наоборот – удаляет. Зачем человеку такая бумага? (Тайнописи) Если расшифруете – попадёте в сказку. («Акущ»). Конечно это сказка: «По щучьему велению». Какая она? (Волшебная) Чем она вам нравится и не нравится? Давайте представим, что Волшебник Обратного времени посетил сказку. Что могло бы произойти до того, как Емеля поймал щуку?

Дети: Поймал бы рыбу, пришёл домой, сварил бы уху, съел и всё.

Воспитатель: Была бы сказка?

Дет: Нет.

Воспитатель: Вот поймал щуку. Что сказала щука? Какие заветные слова?

Дети: «По щучьему велению, по моему хотению»

Воспитатель: Какой волшебник сделал своё волшебное дело, когда все предметы оживали.

Дети: Оживление. Вёдра шли,- свойства человека. Топор дрова колол.

Воспитатель: Сани сами поехали домой. Но что произошло? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, много людей передавили. Это плохо. Исправим сказку. Какие придумаем сани?

Дети: Волшебные, чтоб объезжали людей, летели как ковёр - самолёт

Воспитатель: И что тогда Емеля велел бы топору вырубить дубинку?

Дети: Она бы не понадобилась.

Воспитатель: Плохо людям причинять боль. Исправили сказку, доброе дело сделали. А теперь давайте придумаем продолжение сказки. С того момента, когда царь посадил Емелю с царевной в бочку и пустил в море.

Дети: Выбросило бочку на берег буйным ветром. Вспомнил Емеля заветные слова, сказал, но ничего не получилось. Набрался сил и сломал бочку. Вышли на берег, а на берегу город, а городе никого нет - заколдовал его волшебник – Окаменение. Это злой волшебник. Всё было окутано паутиной. Емеле с царевной стало страшно. И вдруг они увидели цветок, его лепестки окаменели. Они взяли живой воды из волшебного моря и полили цветок – он ожил, а цветок не простой – волшебный, дотронешься - исполнит все желания. Марья – царевна стала просить Емелю найти ночлег. Емеля загадал желание, чтобы всё кругом ожило. Засверкал дворец своими золотыми куполами, зазеленели сады, запели птицы Марья – царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошка и увидели зеркало, не простое, а волшебное, кто в него посмотрится, тот краше прежнего становится. Посмотрел Емеля и стал таким красавчиком. В ту пору ехал царь на охоту, видит, стоит дворец. Послал слуг узнать, кто это такие? Пригласил Емеля царя во дворец. И так стало стыдно царю, что он с ними сделал. Попросил царь у них прошения. И устроили они пир на весь мир. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Воспитатель: Вот какая интересная у нас сказка получилась. Молодцы мы с вами. Мы тоже с вами волшебники. Волшебство спрятано в белом листе бумаги. Нужно эти листы закрасить, и тогда появится сказочное изображение.

(Дети рисуют свечой, и закрашивают краской, появляется изображение)

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие в страну Фантазию к своему логическому концу. Большое вас спасибо за работу.