Цели:
- Познакомить детей с традициями и обычаями христианского праздника;
- Привитие интереса к традициям наших предков;
- Воспитание сострадания, терпения, прощения, любви и дружбы.
Оборудование:
- мультимедийная система;
- презентация «Праздник Пасхи» (Приложение);
- выставка.
Ход мероприятия
Ведущие и дети-участники одеты в русские костюмы. На центральной сцене зала плакаты с названием праздника и изображение русских матрешек. Одна матрешка держит вербочку, другая кулич. В центре зала стоит празднично накрытый стол.
1-й вед.: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет веселой и радостной! Потому, что она посвящена русскому народному празднику – Пасхе.
2-й вед.: Праздник Пасха богат обрядами и обычаями. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет играть и веселится солнышко. На Руси существовало поверье, что на Пасху солнце играет, и люди старались подкараулить это мгновение. Дети же обращались к солнцу с помощью заклички.
Ученик:Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче.
И зима теплее,
И весна – милее!
В лесу вырастут грибы,
В огороде – бобы,
В поле – рожь и ячмень,
В саду – зеленый хмель.
1-й вед.: В этот день в церкви звонили в колокола. Звонили по особенному, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.
(Звучит запись колокольного звона)
Ученик:Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна.
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
1-й вед.: А сейчас послушайте церковное песнопение, которое исполняли в светлый праздник Пасхи. В церкви звучание инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент – голос человека.
(Звучит фрагмент песнопения)
2-й вед.: Со Святой Пасхальной недели начинались первые весенние хороводы. И сейчас девочки исполнят хоровод.
(Девочки в народных костюмах водят хоровод)
1-й вед.: Верба, не давшая еще листву, цветет и как бы заявляет, что наша природа проснулась и скоро наградит нас и все живое на земле теплом и новым урожаем.
Верба считалась целебным, наделенным особой силой деревом, поэтому существовал обычай – вербными веточками выгоняли скот на первый выпас.
2-й вед.: А маленьких детей шутливо стегали веточками и проговаривали: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не дольно, говоря: «Верба хлест, бей до слез. Бей, чтобы были здоровы».
(Песня «Вербочки» слова А.Блока)
1-й вед.: Все ждали радостный праздник Пасхи. К нему готовились особенно: вставали рано, чтобы успеть приготовить традиционные пасхальные угощения.
2-й вед.: Обратите внимание, как красив наш пасхальный стол. Традиционными блюдами были и остаются: пасха, кулич и крашенные яйца.
1-й вед.: Яйца красили в разные цвета, но чаще всего в красный. На крашенное яйцо наносили орнамент или рисовали какую-нибудь картинку. Изображали Христа, рисовали церкви. Золотой или серебряной красками писали: «ХВ», что значит «Христос воскрес».
2-й вед.: А если на яйце была нарисована сосна – это означало долголетие и здоровье.
1-й вед.: Звезда – нравственная чистота.
2-й вед.: Солнце – к урожаю.
1-й вед.: Для пасхальных яиц делали вот такие красивы, яркие, красочные подарочные подставки в виде петушков, курочек и цыплят.
1-й вед.: Мы все христосуемся на Пасху, обмениваемся яичком, целуемся друг с другом и говорим: «Христос воскрес!»
2-й вед.: «Воистину воскрес!»
(Показывают обряд христосования)
1-й вед.:
«Христос воскрес!» – поют колокола.
И весть та – радостна, светла –
Над миром носится волной
И мир внимает вести той.
«Христос воскрес!» – поет земля,
Моря и горы, и поля...
И им в ответ звучит с небес
«Христос воскрес!»
2-й вед.: Кроме крашенных яиц главным блюдом на пасхальном столе был и остается кулич. Куличи пекли всегда в форме цилиндра, напоминавшего церковную башенку с куполами. Считали, что если кулич удался, то в семье будут все здоровы, если же он потрескается, то кто–нибудь из родных может заболеть.
1-й вед.: Как всякий праздник – Пасха заполнена различными забавами, играми.
2-й вед.:
Что-то мы немножко притомились,
Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим,
Загадаем вам загадки,
Кто смышленей поглядим.
(Загадки)
Ученик:Ученик:А сейчас вас ожидает вот что!
Будет звонкая гармошка
Полтора часа играть,
Мы споем для вас частушки,
А вам нужно подпевать.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много –
Можем растеряться.
(Дети исполняют частушки)
1-й вед.:
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес
Христос воскрес! Христос воскрес!
(Кадриль)