Когда опыт человечества был невелик, он усваивался в процессе практического общения ребенка с миром при помощи родителей. Но, постепенно, в мире появились специальные люди – учителя, которые передают новому поколению опыт предыдущего. Годы деятельности ребенка в школе, специально отведены для усвоения им основ научного, этического и эстетического опыта человечества. Судьба ребенка во многом зависит от того ЧТО он усвоит и КАК усвоит из социального опыта.
Весь опыт человечества можно поделить на практический и теоретический. В каждом из них можно выделить опыт предметный и операциональный – опыт знаний и опыт способов деятельности с этими предметами и знаниями. Таким образом, человек должен овладеть различными видами как практической, так и теоретической деятельности.
Своеобразие теоретической деятельности позволяет предвидеть изменения в предметах и явлениях внешнего мира и заранее предсказать их последствия. Именно поэтому, психическая деятельность называется теоретической, ориентировочной. Её назначение в том, чтобы помогать человеку, предвидеть результат своей деятельности и выбирать наиболее целесообразные пути действия.
Человек в своей деятельности выполняет тысячи внешних практических и внутренних умственных действий. При обучении практическим действиям, главное внимание отводится не на внешнюю часть действия, а на внутреннюю умственную, то есть на центральное звено – знания. О знаниях судят по выполнению какой – либо деятельности, так как знания тесно связаны с умениями. А вот качество знаний и умений зависит от той познавательной деятельности, в которую оно включено, и от широты включения этих знаний в различные виды деятельности.
По мере овладения младшим школьником учебной деятельностью, у него пробуждаются и формируются новые важные качества психики как произвольность. Решая учебные задачи, младший школьник встает перед необходимостью предусмотреть результаты своих действий, спланировать их порядок, наметить средства, которыми можно добиться цели. Это становится возможным только с развитием способностей к планированию и выполнению своих действий.
Развитие способностей представляется как овладение человеком своим собственным поведением. По мнению Л.С.Выготского, степень “ культурного развития выражается не только в приобретенных знаниях, но и в умении пользоваться предметами внешнего мира и прежде всего своими собственными психологическими процессами …”. На примере памяти он отмечает “…важно изучать не какая память у человека, а то, как он её умеет использовать…”.
Основные положения теории развития способностей по В.Д.Шадрикову предлагают следующие этапы:
- Развитие функциональной системы, реализующей конкретную психическую функцию (созревание мозговых структур ответственных за определенные способности).
- Развитие операционных механизмов (усвоение совокупности приемов и способов обработки информации).
- Развитие оперативности в системе функциональных и операционных механизмов (их приспособление к требованиям деятельности).
Овладение человеком своими познавательными способностями осуществляется через РЕФЛЕКСИЮ (…всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя: собственных состояний, своих поступков и прошедших событий) и овладение операционными механизмами конкретных психических функций и конкретной деятельности. То есть развитие способностей есть развитие системы реализующей ту или иную функцию. Таким образом, обладая общими способностями, каждый человек сможет овладеть любой деятельностью. Но успешность её выполнения будет определяться мерой их выраженности у каждого конкретного человека.
В ходе обучения ребенку постоянно требуется умение анализировать собственные действия, оценивать их : успешны ли они, удалось ли с их помощью решить поставленную задачу, достичь цели ? такое умение особенно важно для младшего школьника. Оно лежит в основе формирования рефлексии – одного из важнейших качеств, без которых невозможно теоретическое мышление.
Развитие произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии – всего того, что психологи называют новообразованиями младшего школьного возраста, – как бы новым светом освещает основные психические процессы ребенка: его восприятие и внимание, воображение, память, мышление. Развитие этих психических процессов происходит под знаком роста их произвольности, управляемости, осознанности.
Таким образом, все компоненты деятельности учения должны формироваться с учетом дальнейшего движения обучающегося. Только в этом случае, начальная школа, решит главную, стоящую перед ней, задачу – вооружение учащихся средствами для систематического изучения различных областей науки с целью формирования продуктивного опыта в современных условиях научно-технического прогресса, в современных условиях предъявляемыми обществом, наукой.
Любой человек обладает психическими свойствами, которыми он наделен от природы. Эти свойства, общие для всех людей, являются общими способностями.
Каковы же особенности развития познавательных способностей младших школьников?
СПОСОБНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ (перцепция) – это процесс обработки информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий. Физиологической основой восприятия являются процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах, и центральной нервной системе. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.
Виды восприятия классифицируются по нескольким параметрам. Наиболее распространенными из них являются два:
– по преобладающей роли определенного анализатора в отображаемой действительности (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое);
– по формам существования материи (восприятие времени как отображение объективной временной длительности, скорости протекания и последовательности явлений действите –льности; восприятие движения как отражение изменения положения объекта в простран-стве; восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его размеров (протяженности), глубины и удаленности от субъекта, а также направления, в котором находится объект восприятия).
В качестве ведущих свойств восприятия большинством авторов выделяются следующие :
- Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов; данное свойство не является врожденным, а формируется в процессе индивидуального развития организма.
- Константность – это способность сохранять относительное постоянство формы, размеров, и цвета предметов при изменении условий их восприятия.
- Целостность – это способность получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств, который складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.
- Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
- Обобщенность (структурность) – это способность формировать обобщенную, абсрагированную от многих ощущений структуру, которая формируется в течении некоторого времени; т.е. до нашего сознания доводится структура предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
- Осмысленность – истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом; придание им определенного смыслового значения.
Отмеченные свойства восприятия формируются в процессе индивидуального развития ребенка и формируют целостный образ реальной действительности. К индивидуальным особенностям процесса восприятия относятся следующие:
– объем восприятия (количество объектов,
которое может воспринять человек в течение одной
фиксации);
– точность восприятия (соответствие
возникшего образа особенностям воспринимаемого
объекта);
– полнота восприятия (степень такого
соответствия);
– быстрота восприятия (время, необходимое
для адекватного восприятия предмета или
явления);
– эмоциональная окрашенность.
Развитие восприятия у школьников связано с их общим развитием, совершенствованием их мыслительной деятельности.