Трудовое воспитание учащихся посредством культурно-досуговой деятельности

Разделы: Внеклассная работа


Каникулы! Для многих это вопрос: куда отправить детей на каникулы и что они будут делать в это время. Родители и преподаватели заинтересованы, чтобы их дети отдохнули, узнали как можно больше, но и не сидели без дела! Особенно это касается летних каникул, потому что не все могут проводить это время вместе.

Мы хотим предложить то, чем можно занять детей от 10 до 16 лет во время летних каникул. Конечно, это не так просто, но дело стоит того.

В далёкие 80-е годы, когда не была так развита туристическая отрасль, многие учебные заведения помогали своим трудом совхозам и колхозам в уборке урожая, который необходимо было собрать в короткое время. В эту кампанию вливалось много школ. Наши учебные заведения школа №130 и лицей №1560 Северо-Западного округа города Москвы принимали участие в сельхозработах во многих регионах России: Ростовская область (Азовский район, Семикаракорский район), Краснодарский край (Курганинский район, Новороссийский район). В 1990 году нас даже пригласили в Болгарию помогать собирать томаты. Итого мы вывозили детей на поля и в сады для помощи в сельском хозяйстве 15 лет.

Поверьте, это было очень нужно не только принимающей стороне, но и нашим детям. Наши московские дети не знали, как живут в деревнях. Для них это была школа жизни: многие не знали и не понимали, какой тяжёлый труд - вырастить и собрать урожай. А проживание в «коттеджах» по 10 человек в комнате, где все удобства находятся во дворе, а питание в деревенской столовой, до которой надо идти 500 метров, а гигиеническая комната, в которую всегда очередь…

Но всё это преодолевалось, потому что интересно, и рядом с ними всегда были учителя-сподвижники, которые свой отпуск проводили вместе с ними. И не просто проводили, а жили их жизнью, учили их жизни, всегда готовы были помочь, объяснить, научить, рассказать, показать, обсудить…

Сколько детей мы приучили к труду, сколько из других школ «заразили» этим «отдыхом». Спасибо всем, кто отдавал свой отпуск, своё здоровье, любовь, силы, терпение, знания детям.

Ушли далёкие 80-е и 90-е годы. Акционерным обществам, которые сменили совхозы, не хочется открывать трудовые лагеря: слишком много требований. Закрыли и наш лагерь в Краснодарском крае, где мы с детьми отработали 10 лет: плохая мебель, удобства во дворе, столовая далеко, гигиеническая комната только одна… Нельзя! Дети не должны жить в таких условиях! А никто не подумал, куда же вести детей летом! У нас умеют запрещать, а предложить альтернативу – думайте сами. Нас не испугать! Мы – учитель Прогимназии №130 Шереметьева Галина Геннадьевна и учитель Лицея №1560 Трубицына Ольга Анатольевна нашли новое место для развития трудового воспитания и «окультуривания» наших учеников – город Павловск, Ленинградской области. Назвали мы своих «отдыхающих» - волонтёрами!

Звучит красиво, а на самом деле всё не так-то просто.

Первый раз отправились туда в 2003 году. Мы-то хотим всем помочь, но не очень-то дети нужны: ответственность, научить надо, проконтролировать, накормить, спать уложить… Получается, что помощь нужна всем, но Павловский заповедник не может нас принять: работайте, а всё остальное сами… И мы всё сами организуем. Да, трудно, но увлекательно и интересно, а главное - нужно, просто необходимо. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Хочется сказать, что нелегко всё это было организовать, потому что и условия проживания нам приходилось искать самим, и где покормить детей - искали, и где помыть их, но мы справились. А главное всё равно мы сделали: научили приносить пользу людям!

Трудно работать летом, когда все дети отдыхают, но всегда находятся понимающие родители, которые хотят, чтобы их дети не только лежали на берегу моря, но и приносили помощь государству. Да, это не высокопарные слова, потому что мы работаем на благо государства. Павловский Заповедник нуждается в помощи. Прошло уже 65 лет после окончания Великой Отечественной войны, но много ещё не отреставрировано. Территория Павловского парка самая большая из всех пригородов Санкт-Петербурга-600га, обойти за один день невозможно, а тем более обработать, ведь профессиональный штат парковых работников невелик, вот и необходимы сезонные работники. И пусть наши дети не всё могут , но чувство ответственности, патриотизма, памяти о прошлом нашей страны мы у них воспитываем. Прополоть клумбы, почистить дорожки, канавки, пруды, убрать сено с газонов… Любая работа на благо заповедника, а, значит, на благо Родины.

В 2009 году главный хранитель Павловского парка-заповедника Флит Марина Александровна, которая отдала парку 40 лет своей жизни, получила 12 июня в день России в Кремле из рук президента Д.А. Медведева почётную награду. Много лет московские школьники работают под ее руководством. Это очень строгий, как к себе, так и к другим человек. Очень трудно было в первый год работы с ней услышать от нее доброе слово. А когда работа стала системой, дети из Москвы в конце июля появлялись в парке для помощи, она воспринимает нас уже настоящими работниками парка. Встретив нас с детьми в первый рабочий день в парке в 2009г., она сказала: «В этой награде есть и кусочек Вашего труда». И нам было очень приятно, что наш труд оценен по достоинству.

И еще. Задайте себе риторический вопрос: «Чего не хватает нашей молодежи и в нашей молодежи?» Наверное, романтики. А романтика делается своими руками и умом. Ум у многих закомпьютеризирован, а руки ищут клавиши и мышку. Что заменит? Что оторвет от компьютера? Природа! Культура! Труд! Спорт! А это и есть наш лагерь. Вот вам и романтика: поработали в «священном» месте, а потом знакомимся и изучаем родную культуру. Вот вам и патриоты, очищающие, сохраняющие исторические места. А чтобы работать хорошо - спортивная подготовка нужна.

Родители, отправляющие детей в трудовой лагерь, понимают, как многого можно ждать от этой поездки. Посредством трудового лагеря развиваются коммуникативные навыки детей, которые стимулируют процесс социализации, а, следовательно, наши дети получают опыт общения друг с другом, с педагогами в неформальной обстановке, с научными работниками заповедника и с простыми рабочими парка. Опыт этот неоценим. Скажите, где еще, как не в таком богатом своим прошлым историческом месте, наши дети могут приобрести основы такой разносторонней социально – культурной жизни ?..

И, конечно, мы проводим огромную экскурсионную работу: Павловский дворец и парк, Екатерининский дворец и Царскосельский парк, Александровский дворец и парк, Федоровский городок, Пушкинский Лицей, Эрмитаж, Дворцы и фонтаны Петергофа, музей «Мойка,12», экскурсия на кораблике по Неве и каналам Санкт-Петербурга, Выборг и его парки и другие музеи Петербурга и пригорода.

И получаем мы в результате нашей системы воспитания всесторонне развитую личность, готовую к «профессиональной деятельности «и вобравшую в себя прошлый и настоящий опыт человечества.

Поверьте, это стоит того, чтобы свой отпуск подарить детям.

Уже 3 года мы вывозим детей в хорошую гостиницу со всеми удобствами, в которой нас принимают с удовольствием, понимая, что мы помогаем их городу; где есть кафе, в котором вкусно кормят нас завтраком, обедом и ужином.

Конечно, дети едут разные: мотивированные, послушные, исполнительные, но и «трудные», а то что они отправляются в каникулы работать – это уже о многом говорит.

Помощь в Павловском заповеднике нужна всегда. МЫ готовы поделиться всей информацией, которая заинтересует Вас! (dtr@mail.ru)

Идей у нас много, ни одни каникулы мы не провели в Москве. Воспитываем и развиваем наших учащихся, путешествуя по России и за ее пределами.

Не жалейте своих сил. Всё вернётся вам старицей.

Организаторы этого направления: Шереметьева Галина Геннадьевна - Прогимназия №130, Трубицына Ольга Анатольевна - Лицей №1560 и Трубицын Дмитрий Александрович – школа №593.

Приложение.