Занятие по экологии в старшей группе "Лесной санаторий"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи: О: Расширить знания о деревьях, узнавать по внешнему виду   дерево, его возраст; уточнить с детьми понятие “кора”, для чего она  служит дереву; уточнить и расширить знания о том, для чего нужна   древесина и что из неё изготавливают; закрепить название профессии  людей, занимающихся изучением и уходом за лесом; формировать  элементы экологического сознания, дать представление о природе,  как о живом организме, учить моделировать кору из бумаги,  закрепить в словаре детей название деревьев: клён, берёза, тополь,  дуб, осина.

Р: Активность познания, координацию речи с движением, творческое  воображение, мелкую моторику пальцев рук.

В: Любовь, сострадание к природе, бережное и заботливое отношение, прививать ответственность по отношению к природе.

Предварительная работа:

Экскурсия в парк, рассматривание коры у разных деревьев, обратив  внимание на возраст дерева, его породу, величину; Беседа о том,  что производят из древесины, наблюдение за дятлом, проведение  опытов, экспериментов.

Работа с родителями:

Анкетирование “Природа в жизни вашей семьи”, конкурс рисунков “Природа – наш дом”, индивидуальная работа по составлению   рассказов о деревьях.

Материал: Кусочки коры деревьев (берёза, тополь, клён, ель, сосна), схема  сухого дерева, листы коричневой бумаги, клей, салфетки, берёзовые  листочки из бумаги.

Оборудование:

Домик лесника, деревья, пенёчки, стенды с творческими работами  детей и родителей.

Методические приёмы:

Наглядный метод – демонстрация коры деревьев, древесины,  схемы больного дерева.

Словесный метод – беседа-рассуждение, художественное слово,  педагогическая оценка.

Игровой метод – игра “Слово на ладошке”, пальчиковая игра “Лес”. Практический метод – упражнение творческого характера  “Лечим дерево”.

Ход занятия

Дети входят в зал (лес), садятся на пенёчки.

В-ль: Дети, посмотрите, куда мы с вами пришли?

Дети: В лес.

В-ль: А какой в лесу воздух.

Дети: Чистый, дышится легко.

В-ль: Дети давайте мы с вами подышим свежим, чистым, лесным воздухом,

Носом будем вдыхать воздух, а ротиком выдыхать.

В это время из лесной избушки выходит лесник, приветствует детей и загадывает им загадку: Нам в дождь и зной поможет друг,

Зелёный и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек

Дети: Это дерево.

Лесник: Совершенно верно (показывает на деревья), а вы что-нибудь знаете о

деревьях?

Давайте я присяду на пенёк и послушаю вас

В-ль: Дети как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

Дети: Живое, потому что оно дышит, питается, растёт.

В-ль: А как дышит дерево?

Дети: Дышит листьями, дерево вдыхает в себя грязный воздух, а отдаёт

кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Лесник раздаёт детям образцы коры деревьев.

Приложение 1.

Лесник: Дети, как вы думаете, что это?

Дети: Это кора.

В-ль: Для чего дереву нужна кора?

Дети: Кора защищает дерево от мороза, солнца, ветра, от насекомых, от того чтобы не вытекал сок.

В-ль: Дети, как вы думаете, наша кора снята с живого или не живого дерева?

Дети: Конечно с не живого, со спиленного на дрова.

В-ль: Давайте посмотрим, что находится под корой?

Дети: Древесина.

В-ль: Как можно определить возраст дерева?

Зачем человеку знать возраст дерева?

Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели.

В-ль: Какие ещё деревья, кроме старых, можно спиливать в лесу?

Дети: Больные.

В-ль: как определить, что дерево больное?

Дети: Листья вянут, кора трескается.

В-ль: От чего болеют деревья?

Дети: Насекомые, кто-то порезал кору, сломал ветку.

В-ль: Да дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям.

В народе говорят: “Берёза плачет кровавыми слезами”. Почему?

Ребёнок: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок, сделают надрез и сок стекает, набирают нужное количество и уходят, а сок продолжает течь.

Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса.

Поэтому в народе говорят, что берёза плачет кровавыми слезами.

В-ль: Что нужно сделать после того как взяли сок?

Дети: Замазать ранку глиной или землёй и перевязать тряпочкой.

В-ль: Как называется профессия людей, которые занимаются изучением и уходом за лесом?

Дети: Лесник.

Лесник: Дети, какие вы молодцы, сколько вы знаете полезного и нужного о деревьях.

Вы правильно сказали, что только лесник знает и выбирает, какое дерево необходимо спилить, а какое нельзя.

Дети становятся в круг. Игра “Слово на ладошке”.

Приложение 2.

В-ль: Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем крае. И если растут – хлопните в ладоши, а если нет – молчите. (Яблоня, груша, тополь, малина, мимоза, ель, облепиха, берёза, вишня, черёмуха, лимон, осина, рябина, дуб, кипарис, клён).

Звучит запись с голосом птиц (встревоженных перепёлок).

В-ль: Что мы слышим? Что-то случилось в лесу?

(Схема сухого дерева)

Приложение 3.

В-ль: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Дети: Оно погибло.

В-ль: Почему это видно?

Дети: Нет коры, листьев.

В-ль: Чем мы можем помочь ему?

Дети: “Оденем его”.

В-ль: Как сделать кору, похожую на настоящую?

Дети: Смять коричневую бумагу, помазать её клеем с обратной стороны.

В-ль: Будем делать кору?

Пальликовая игра “Лес”.

Приложение 4.

Дети моделируют кору, и приклеивают её к стволу.

Приложение 5.

В-ль: Вот мы и “подлечили дерево”.

А чем мы ещё можем ему помочь?

Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зелёный

Листочек дерева.

Дети: Поливать, Зимой укутывать снегом, присыпать землёй, сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жучков, замазать ранки   глиной, если молодое дерево, привязать к нему палочку, чтобы ветер не  сломал.

Приложение 6.

Воспитатель пишет на листочках имена детей и приклеивает их к дереву.

В-ль: Посмотрите, как наше дерево ожило, к нему прилетели птички.

Послушайте, как они сейчас поют.

Звучит запись (радостные голоса птиц)

В-ль: Я вам давала задание на дом узнать что-то интересное о деревьях.

Кто что узнал? (дети рассказывают)

Приложение 7.

В-ль: (Обращаясь к леснику) Вот видите, сколько интересного о деревьях знают дети. “Деревья – это украшение нашей земли”. Так давайте же беречь их.

Лесник: Я Был очень рад встрече с вами, мне было очень интересно вас слушать, вы такие молодцы, столько много знаете.

Лесник угощает детей дарами леса.

Дети прощаются и уходят.