Задачи:
О: Расширить знания о деревьях, узнавать по внешнему виду дерево, его возраст; уточнить с детьми понятие “кора”, для чего она служит дереву; уточнить и расширить знания о том, для чего нужна древесина и что из неё изготавливают; закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом; формировать элементы экологического сознания, дать представление о природе, как о живом организме, учить моделировать кору из бумаги, закрепить в словаре детей название деревьев: клён, берёза, тополь, дуб, осина.Р:
Активность познания, координацию речи с движением, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.В:
Любовь, сострадание к природе, бережное и заботливое отношение, прививать ответственность по отношению к природе.Предварительная работа:
Экскурсия в парк, рассматривание коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину; Беседа о том, что производят из древесины, наблюдение за дятлом, проведение опытов, экспериментов.
Работа с родителями:
Анкетирование “Природа в жизни вашей семьи”, конкурс рисунков “Природа – наш дом”, индивидуальная работа по составлению рассказов о деревьях.
Материал:
Кусочки коры деревьев (берёза, тополь, клён, ель, сосна), схема сухого дерева, листы коричневой бумаги, клей, салфетки, берёзовые листочки из бумаги.Оборудование:
Домик лесника, деревья, пенёчки, стенды с творческими работами детей и родителей.
Методические приёмы:
Наглядный метод – демонстрация коры деревьев, древесины, схемы больного дерева.
Словесный метод – беседа-рассуждение, художественное слово, педагогическая оценка.
Игровой метод – игра “Слово на ладошке”, пальчиковая игра “Лес”. Практический метод – упражнение творческого характера “Лечим дерево”.
Ход занятия
Дети входят в зал (лес), садятся на пенёчки.
В-ль: Дети, посмотрите, куда мы с вами пришли?
Дети: В лес.
В-ль: А какой в лесу воздух.
Дети: Чистый, дышится легко.
В-ль: Дети давайте мы с вами подышим свежим, чистым, лесным воздухом,
Носом будем вдыхать воздух, а ротиком выдыхать.
В это время из лесной избушки выходит лесник, приветствует детей и загадывает им загадку: Нам в дождь и зной поможет друг,
Зелёный и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек
Дети:
Это дерево.Лесник:
Совершенно верно (показывает на деревья), а вы что-нибудь знаете одеревьях?
Давайте я присяду на пенёк и послушаю вас
В-ль: Дети как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?
Дети: Живое, потому что оно дышит, питается, растёт.
В-ль: А как дышит дерево?
Дети: Дышит листьями, дерево вдыхает в себя грязный воздух, а отдаёт
кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей.
Лесник раздаёт детям образцы коры деревьев.
Лесник: Дети, как вы думаете, что это?
Дети: Это кора.
В-ль: Для чего дереву нужна кора?
Дети: Кора защищает дерево от мороза, солнца, ветра, от насекомых, от того чтобы не вытекал сок.
В-ль:
Дети, как вы думаете, наша кора снята с живого или не живого дерева?Дети:
Конечно с не живого, со спиленного на дрова.В-ль:
Давайте посмотрим, что находится под корой?Дети:
Древесина.В-ль:
Как можно определить возраст дерева?Зачем человеку знать возраст дерева?
Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели.
В-ль:
Какие ещё деревья, кроме старых, можно спиливать в лесу?Дети:
Больные.В-ль:
как определить, что дерево больное?Дети:
Листья вянут, кора трескается.В-ль:
От чего болеют деревья?Дети:
Насекомые, кто-то порезал кору, сломал ветку.В-ль:
Да дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям.В народе говорят: “Берёза плачет кровавыми слезами”. Почему?
Ребёнок: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок, сделают надрез и сок стекает, набирают нужное количество и уходят, а сок продолжает течь.
Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса.
Поэтому в народе говорят, что берёза плачет кровавыми слезами.
В-ль: Что нужно сделать после того как взяли сок?
Дети: Замазать ранку глиной или землёй и перевязать тряпочкой.
В-ль: Как называется профессия людей, которые занимаются изучением и уходом за лесом?
Дети:
Лесник.Лесник:
Дети, какие вы молодцы, сколько вы знаете полезного и нужного о деревьях.Вы правильно сказали, что только лесник знает и выбирает, какое дерево необходимо спилить, а какое нельзя.
Дети становятся в круг. Игра “Слово на ладошке”.
В-ль: Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем крае. И если растут – хлопните в ладоши, а если нет – молчите. (Яблоня, груша, тополь, малина, мимоза, ель, облепиха, берёза, вишня, черёмуха, лимон, осина, рябина, дуб, кипарис, клён).
Звучит запись с голосом птиц (встревоженных перепёлок).
В-ль: Что мы слышим? Что-то случилось в лесу?
(Схема сухого дерева)
В-ль: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Оно погибло.
В-ль: Почему это видно?
Дети: Нет коры, листьев.
В-ль: Чем мы можем помочь ему?
Дети: “Оденем его”.
В-ль: Как сделать кору, похожую на настоящую?
Дети: Смять коричневую бумагу, помазать её клеем с обратной стороны.
В-ль: Будем делать кору?
Пальликовая игра “Лес”.
Дети моделируют кору, и приклеивают её к стволу.
В-ль:
Вот мы и “подлечили дерево”.А чем мы ещё можем ему помочь?
Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зелёный
Листочек дерева.
Дети: Поливать, Зимой укутывать снегом, присыпать землёй, сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жучков, замазать ранки глиной, если молодое дерево, привязать к нему палочку, чтобы ветер не сломал.
Воспитатель пишет на листочках имена детей и приклеивает их к дереву.
В-ль: Посмотрите, как наше дерево ожило, к нему прилетели птички.
Послушайте, как они сейчас поют.
Звучит запись (радостные голоса птиц)
В-ль: Я вам давала задание на дом узнать что-то интересное о деревьях.
Кто что узнал? (дети рассказывают)
В-ль: (Обращаясь к леснику) Вот видите, сколько интересного о деревьях знают дети. “Деревья – это украшение нашей земли”. Так давайте же беречь их.
Лесник:
Я Был очень рад встрече с вами, мне было очень интересно вас слушать, вы такие молодцы, столько много знаете.Лесник угощает детей дарами леса.
Дети прощаются и уходят.