Цель урока: показать связь физики с окружающим нас явлениями.
Принимают участие две команды ( по 6 человек). Команды выбирают капитана, придумывают название и девиз команды.
В домашнее задание входит придумать по три вопроса соперникам.
(Во время конкурсов звучит легкая негромкая музыка).
Ход урока
1. Представление команд: команды представляют себя зрителям и жюри.
Первая команда “Вольт” – стихотворный монтаж.
Вторая команда “Архимеды” – небольшая инсценировка легенды об Архимеде.
Каждая команда имеет свою эмблему.
2. Разминка команд
Вопросы первой команде:
1) Какой лед более скользкий: гладкий или
шероховатый?
2) Что будет с всадником при быстрой езде, если
лошадь спотыкнется?
3) Почему образуется роса?
4) Почему разрушаются горы?
Вопросы второй команде:
1) Что тяжелее пуд железа или пуд соли?
2) Почему капли дождя при резком встряхивании
слетают с одежды?
3) Почему образуются облака?
4) В каком состоянии находится брошенный вниз
камень?
3. Проверка домашнего задания.
Каждая команда задает по три вопроса друг другу.
4. Кратковременные конкурсы,
1 конкурс. Конкурс с буквой ( ответ на вопрос должен начинаться с указанной буквы).
Буква “Д” :
1) физическая величина (давление)
2) прибор для измерения силы (динамометр)
3) физическое явление (диффузия)
4) единица работы (джоуль)
5) изменение формы и объема тела (деформация).
Буква “М”:
1) мельчайшая частица вещества (молекула)2)
прибор для измерения давления (манометр)
3) величина, характеризующая быстроту совершения
работы (мощность)
4) приспособление, служащее для преобразования
силы (машина)
5) физическая величина (масса).
2 конкурс. Конкурс артистов и художников.
Выбирают по два человека из каждой команды (“художник” и “ артист”). “Художник” выходит из зала, а “артисту” показывают опыт. Возвратившемуся “художнику” “артист” должен жестами и мимикой показать опыт. “Художник” зарисовывает опыт на доске (или большом листе бумаги).
Опыты:
1) демонстрация действия электрических
султанов;
2) работа электроскопа.
3 конкурс. Конкурс приборов.
Команде выдают по одному прибору. Участники конкурса должны рассказать о применении прибора в технике и предложить использование в быту (барометр, амперметр).
4 конкурс. Конкурс капитанов.
1) Капитанам показывают портрет физика (каждому
свой). Требуется назвать фамилию физика, область
его деятельности (И.Ньютон, С.П.Королев).
2) С помощью имеющихся под рукой предметов,
определите, ровный ли пол на сцене.
3) Определите с помощью весов и линейки плотность
сахара-рафинада (куска мыла).
5 конкурс. Конкурс болельщиков.(проводится во время подведения итогов жюри).
Болельщикам выдают по конверту, в котором находятся буквы. Из них надо сложить слово, обозначающее физическую величину ( траектория, перемещение).
Жюри подводит итоги и называет победителя.