Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся; формирование навыков решения заданий с параметрами, соответствующих материалу 7-9 классов.
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Практика экзаменов по математике показывает, что задачи с параметрами представляют для выпускников как основной, так и полной средней школы наибольшую сложность и в логическом, и в техническом плане. При решении уравнений и неравенств, содержащих параметры, кроме использования определённых алгоритмов решения, приходится думать об удачной классификации, следить за тем, чтобы не пропустить каких-либо тонкостей. Задачи с параметрами – это тема, на которой проверяется не «натасканность» ученика, а подлинное понимание им материала. Обучать этому надо всех учащихся, и особенно этой темой надо заниматься с сильными учениками, ведь задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно–исследовательской работы.
С параметрами учащиеся встречаются уже в седьмом классе при введении некоторых понятий. В качестве примеров рассмотрим следующие объекты:
- функция прямая пропорциональность: y = k x (x и y –переменные, k –параметр, k0);
- линейная функция: y = k x + b (x - переменная, к и b - параметры);
- линейное уравнение: a x + b = 0 (x - переменная, a и b - параметры);
- квадратное уравнение: a x+ b x + c = 0 (x - переменная, a, b, c - параметры, a 0).
К задачам с параметрами, рассматриваемым в школьном курсе математики, можно отнести, например, поиск решений линейных и квадратных уравнений о общем виде, исследование их корней в зависимости от значений параметров.
Рассмотрим ряд примеров.
Пример №1. Сравнить -а и 3а.
Решение. Рассмотрим три случая: если a < 0, то - a > 3a;
если a = 0, то- a = 3a;
если a > 0, то - a < 3a.
Пример №2. Решить уравнение а х = 1.
Решение. На первый взгляд представляется возможным сразу дать ответ: х = 1 / а.
Однако при а = 0 данное уравнение решений не имеет, и верный ответ выглядит так:
если а = 0, то решений нет; если а 0, то х = 1 / а.
Пример №3. Решить уравнение (а- 1) х = а + 1.
Решение. Нетрудно сообразить, что при решении этого уравнения достаточно рассмотреть такие случаи:
а) а = 1; тогда уравнение принимает вид 0 х = 2 и не имеет решений;
б) а = - 1; получаем 0 х = 0, и очевидно, что х – любое;
в) а 1; имеем х = .
Существенным этапом решения задач с параметрами является запись ответа. Особенно это относится к тем примерам, где решение как бы «ветвится» в зависимости от значений параметра. В подобных случаях составление ответа – это сбор ранее полученных результатов. И здесь очень важно отразить в ответе все этапы решения. В последнем примере запись ответа практически повторяет решение.
Ответ. Если а = - 1, то х –любое; если а = 1, то нет решения; если а 1, то х = .
Линейные уравнения с параметрами
а х + в = 0 |
Условия на а, в. |
х = - |
a 0 |
Нет решений |
а = 0, в 0 |
х R
|
а = в = 0 |
Пример №4. Решить уравнение - 1 + = 0.
Решение. Это уравнение равносильно системе:
- 1 = 0, - 1 = 0,
= 0 а (х – 1) = 0
При a 0 второе уравнение системы, а значит, и сама система, имеет единственное решение х = 1. Если же а = 0, то из второго уравнения получаем х – любое. Следовательно, в этом случае система имеет два решения х = 1 или х = -1.
Ответ: если a 0, то х = 1; если а = 0, то х =1.
Во всех рассмотренных примерах областью допустимых значений как для переменной, так и для параметра, является всё множество действительных чисел.
Пример №5. Решить уравнение = 0.
Решение. Легко увидеть, что х = а – единственный корень. Условие х 1 влечёт за собой требование a 1.
Ответ: если a 1, то х = а, если а = 1, то решений нет.
Квадратные уравнения с параметрами
a х+ b x + c = 0 |
Условия на a, b, c, D |
Два различных действительных корня |
a 0, D > 0 |
Единственное решение |
1) a 0, D = 0 2) a = 0, b 0 (линейное уравнение) |
Нет корней |
1) a 0, D < 0 2) a = b = 0, c0 |
Бесчисленное множество решений (не менее трёх, четырёх, … корней) |
a = b = c = 0 |
Пример №6. При каких значениях параметра m неравенство x- m x – m + 3 0 имеет хотя бы одно решение?
Решение. Парабола y = x- m x – m + 3 не должна быть расположена целиком выше оси Ох, поэтому D = m- 4 (3 – m) 0. Решив неравенство, получим m - 6, m 2.
Знаки корней квадратного уравнения.
Корни квадратного уравнения а х+ в х + с = 0 |
Условия на а, b, с, D |
Имеют одинаковые знаки а) положительные б) отрицательные |
a 0, D 0, > 0 a 0, D 0, > 0, - > 0 a 0, D 0, > 0, - < 0 |
Имеют разные знаки |
a 0, D 0, < 0 |
Задачи
1. При каких значениях параметра a уравнение x- 6x + a = 0 имеет один корень?
2. При каких значениях параметра a
уравнение x+ 2x + a = 0 имеет общий корень
с уравнением 3x- 4x - a = 0 ?
3. При каких значениях параметра a уравнение x- ax + 9 = 0 имеет два различных корня?
4. При каких значениях параметра a уравнение x- ax + 9 = 0 имеет два корня?
5. При каких значениях параметра a уравнение x- ax + 9 = 0 не имеет корней?
6. При каких значениях параметра b уравнение (b – 2)x+ x + 1 = 0 имеет единственное решение?
7. При каких значениях параметра b уравнение (2b – 5)x- 2(b – 1)x + 3 = 0 имеет два различных корня?
8. Укажите наибольшее целое значение параметра а, при
котором уравнение
x- 2ах + 2а + 24 = 0 имеет различные
отрицательные корни.
9. Укажите все значения параметра а, при которых уравнение х - 2ах- (2а – 3)х = 0 имеет три различных корня.
10. При каких отрицательных значениях параметра к график функции у = к х – 6 пересекает график функции у = x+ x – 5 в двух различных точках?
11. При каких положительных значениях параметра к прямая у = к х – 1 пересекает параболу у = x+ х +5 в двух различных точках?
12. Укажите все значения параметра к, при которых прямая у = к х – 2 имеет единственную общую точку с параболой у = x+ х + 7.
13. Укажите все отрицательные значения параметра к, при
которых графики функций
у = x- 3 х +1 и у = х +1 - к не имеют общих точек.
14. Укажите все значения параметра к, при которых графики
функций у = к x- 2 х - 8 и
у = x- 6 х + 8 пересекают ось абсцисс
хотя бы в одной общей точке.
15. Укажите наименьшее целое значение параметра а, при
котором неравенство
- x- 4 х + 3 – а < 0 выполняется
при любых значениях х.
16. При каких значениях а уравнение (а + 4х - х- 1)(а + 1 - ) = 0 имеет ровно три корня?
17. С помощью графиков определите, при каких значениях
параметра р уравнение
=
х – р имеет единственный корень.
Литература
1. Амелькин В.В., Рябцевич В.Л. Задачи с параметрами. Минск, «Асар», 1996.
2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. – М.: «Илекса», 2005.
3. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. М.: «Просвещение», 1989.
4. Ястребинецкий Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. М.: «Просвещение», 1972.
5. Математика. Учебно-методическая газета. Изд. дом «Первое сентября», 2003.