Программа творческого объединения "Природа и мы"

Разделы: География


Пояснительная записка

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы творим от века

Спасая родную природу, ты душу свою спасаешь.
В сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.

Нельзя защищать то, что не любишь. Нельзя
любить то, чего не знаешь.

Направленность дополнительной образовательной программы: эколого-биологическая.

Общие сведения о творческом объединении.

Коллектив творческого объединения “Природа и мы” имеет постоянный состав, школьники младшего и среднего возраста, в составе – 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, в школе № 874. За учебный год – 144.

Основная цель работы творческого объединения “Природа и мы” способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка, расширять и углублять его знания об окружающем мире и бережном отношении к природе. Углублять и расширять натуралистические знания и умения, углублять любовь и чувство ответственности за живую природу, бережное к ней отношение.

Формировать у детей активную жизненную позицию в деле охраны, изучения окружающей природы.

Активно воспитывать культуру поведения в природе. В реализации задач данной программы используются различные методы и формы обучения, это беседы, наблюдения, экскурсии, игры, исследования.

Также развивается внимание и память, наблюдательность у ребят, но особо уделяется место изучению традиций предков, их почитанию и уважению ко всему живому на Земле. Создание оптимальных условий развития творческих способностей, дарований учащихся.

Сформировать навыки, умения работы определителями, герберами, коллекциями, ведения наблюдения, выполнения самостоятельных работ и формирование выводов.

Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Педагогическая целесообразность

Детство – лучшее время для пробуждения в душе ребенка чувства благоговения перед жизнью, которое может и должно стать первым звеном в цепочке:

 ЧУВСТВО ЗНАНИЕ ПОНИМАНИЕ УБЕЖДЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 Программа представляет собой синтез двух подходов к экологическому образованию:

1) традиционного для российской школы, основанного на приоритете естественно научных знаний;

2) и более распространенного за рубежом, в основу которого положено чувственное, эмоциональное познание природы.

Другими словами, программа предусматривает не только передачу ЗНАНИЙ, но пробуждение ЧУВСТВ ребенка. Господствующий в наших школах способ подачи знаний не слишком эффективен: учителя хотят, чтобы передаваемая исключительно вербальным способом информация была сразу же усвоена и проанализирована детьми. Тогда как теория познания, сама природа, показывает самый короткий путь, по которому надо идти педагогу, если он ставит задачу запуска механизма восприятия и познания.

Первым шагом на этом пути является именно чувственное познание, а также эмоциональное восприятие того или иного объекта и явления. Только после этого начинается продуктивная работа мысли.

Каждое занятие программы построено с учетом теории познания. Сначала детям предлагаются виды деятельности, требующие работы органов чувств. Затем дети получают “эмоциональный импульс”. Следующий шаг – “усвоение порции знаний”. И в заключении – задания дающие детям возможность анализа полученных знаний.

Кроме того, девизом каждого занятия. И всей программы, являются слова Джозефа Корнелла “Познание Природы должно быть пронизано радостью!” – познание экологии осуществляется в непосредственном контакте с природой. Такое общение осуществляется в процессе познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Все это необходимо и эффективно при воспитании заботливых хозяев природы.

II. Документы и материалы, с учетом которых составлена данная программа занятий “Природа и мы” первого года обучения”

  1. Федеральный закон “Об образовании”.
  2. Модернизация московского образования (Столичное образование 5).
  3. План мероприятий по развитию дополнительного образования в Москве.
  4. Программы по экологии, М, 1995.
  5. Региональная программа “Столичное образование”.
  6. Программы кружков отдела экологии, географии МГПИ им. Ленина.
  7. Дополнительные инструкции руководителя творческого объединения.
  8. Документы и материалы по профилю работы творческого объединения. Примерное положение о внешкольных учреждениях.
  9. Инструкции по технике безопасности.

III. Цели и задачи.

Цель:

формирование основы экологического мировоззрения в части передачи знаний о взаимосвязях в Природе

Задачи:

  • углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
  • формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
  • воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
  • обучить детей основа экологии;
  • углубить и расширить имеющиеся у школьников знания экологии, знания о природе, полученные в начальной школе;
  • формировать экологический взгляд на мир, целостное представление о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;
  • воспитывать экологическую культуру, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет от разрушительных для экосистем действий.

IV. Тематический план.

Название темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 6 6 -
2 Осень в природе 44 20 24
3 Природа зимой 36 20 16
4 Весна в природе 28 14 14
5 Лес и человек 28 14 14
6 Итоговое занятие “Что где когда?” 2 - 2
  Итого 144 74 70

V. Календарный план.

Тема 1: Вводное занятие 6 часов.

1.Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения, противопожарной безопасности, действия в ЧС (чрезвычайной ситуации) Знакомство с детьми, их интересами, тестирование.

Инструктаж по техники безопасности, правила поведения на транспорте, экскурсиях.

2.Составление, собеседование по плану работы на год. Изучив потребности учащихся, совместно составляем план работы на год, создаем эмблему нашего творческого объединения, правила.

Тема 2: Осень в природе. 44 часа.

1.Понятие о фенологии, как вести дневник наблюдения. Разбираем примеры осени, составляем дневник наблюдений. Подбор стихов, песен о золотой осени.
2.Экскурсии в осенний лес, краски осеннего леса. Сбор плодов, семян, сбор листьев, звуки в осеннем лесу. Оформление гербария.
3.Игра “Один день из жизни юных путешественников”. Закрепление, обработка наблюдений, проведенных в лесу. Игра: “С какого дерева лист?” Изготовление поделок из лесного материала.
4. Как готовятся растения и животные к зиме? Наблюдения за изменениями в природе, работа с микроскопом (физиологические изменения в клетках).
5. Как готовятся растения и животные к зиме? Причины листопада и его образование, отчего краснеют листья? Работа с листовым материалом, изготовление картин.
6.Народные приметы осени. Покров – батюшка. Осень в хозяйстве человека. Праздник “Золотой осени”.
7. Народные приметы осени. Осень в хозяйстве человека. Праздник “Золотой осени”.
8.Осень в жизни животных. Экскурсия на пруд, наблюдение за птицами, прилет северных гостей, жизнь муравейника.
9.Пищевые связи в лесу. Лес – раздолье для вегетарианцев, сытные рябинки, осинки, но помоги и ты зверям (изготовление кормушек, сбор плодов).
10.Подготовка к зиме у зверей. Изменение волосяного покрова, запасы на зиму, спячка – что это?

Тема 3: Природа зимой.

1.Портреты деревьев зимой. Зимние скульптуры зимой, игра “Что это за дерево?”.
2.Белая тропа следопыта. Следы деятельности животных – кузнеца дятла, наблюдение за его деятельностью (просмотр фильма).
3. Белая тропа следопыта. Белкина столовая, следы зайца, мыши, подкормка зимующих птиц.
4.Экскурсия в Приокско-Террасный заповедник. Наблюдение за жизнью зимнего леса “закрепление знаний следопыта”.
5.Маленькой елочке – холодно зимой. Составление зимних букетов, изучение спящих растений, написание экологической сказки “Жила– была елочка”, либо “Жизнь в зимнем лесу”, “Сказка зимнего леса”.
7.Проведение викторины “Загадки зимнего леса”. Организация конкурсов, загадок по произведениям Бианки “Лесная книга”.
8.Народные приметы, календарь зимы в пословицах, стихах, песнях. Изучение русского фольклёра, Масленица, Солнцеворот.
9.Кто такие “вечнозеленые растения, что с ними происходит? Знакомство с растениями и изучение с изменениями в них происходящие.
10.Жители водоемов, как им живется зимой? Как зимуют рыбы, лягушки, рептилии. Помоги, сделай лунку для рыб, спаси их от мора.

Тема 4: Весна в природе. 28 часов.

1.Фенологический календарь “Ход весны”. Наблюдения за изменениями, происходящими в природе, понятие космической, календарной, биологической весны.
2.Первоцветы – кто это и почему они нас радуют? Как удается им выжить под снегом, знакомство с первоцветами из “Красной книги”, подготовка праздника “Весна идет”.
3.Березовый сок, почему он разный. Организация наблюдения сокообразования у растений, воздействие вредных веществ и опасность чрезмерного сбора сока, защита растений.
4.Весенняя жизнь млекопитающих. Изменение в жизни, появление потомства и забота о молодняке. История зайчихи.
5.Ласточка с весною в сени к нам летит. Организация и проведение праздника “Птиц”. Изготовление и развешивание скворечников.
6.Весеннее половодье, помоги рыбам. Знакомство с обитателями весенних луж, водоемов, нерест рыбы, опасность чрезмерного лова и разлива рек.
7.Рейд – очистка водоема, парка от отходов человеческой деятельности. Уборка территорий.

Тема 5: Лес и человек. 28 часов.

1.Лес и наша жизнь. Изделия из древесины в нашем быту. Сокровища лесов, скатерть-самобранка.
2.Ягодознание. Ягодные адреса, советы ягодникам.
3.Грибознание. Грибные адреса, дружба грибов с деревьями. Портреты съедобных и несъедобных грибов.
4.Лесная целительница. Лесная аптека (хвоя, шиповник, ландыш, земляника, черника). Правила сбора и засушки лекарственных растений, цветочные часы.
5.Опасности в лесу. Встречи со зверями, змеями, ядовитыми растениями, грибами. Меры предосторожности.
6.Звуки леса. Знакомство с птичьими трелями.
7.Лес просит о помощи. Правила поведения в лесу, у походного костра, помощь лесу. Посадка саженцев, оформление газонов, клумб.

Тема 6: Итоговое занятие. 2 часа.

1.Викторина “Что, где, когда?” Подведение итогов чему научились за год, награждение победителей.

VI. Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы в ходе работы творческого объединения используются следующие материалы:

– фильмы о природе, природных закономерностях,

– таблицы, знакомящие учащихся со способами ориентирования,

– таблицы, раскрывающие приспособления растительные и животные к различным условиям жизни,

– аптечка, жгуты, бинты,

– фонограммы песен, звуков леса (голоса птиц),

– компасы,

– Красная книга растений и животных,

– таблицы, кульвиметры, карты.

VII. Прогнозируемый результат.

Программа модифицированная. Она формирует разновозрастные и разноуровневые группы детей. Отличается нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Результаты работы объединения будут отражены в концертных программах, на стендах, выставках, конференциях, во внеурочных мероприятиях школы (проведение викторин, конкурсов).

VIII. Образовательно-воспитательная работа.

I. Социальная : Благоустройство территории, микрорайона.

Участие в программе “Детское движение милосердия”.

Расскажи о природе малышам-шефские выступления вд/садике 799

Сентябрь – апрель
 

II. Развитие познавательного интереса и творческих способностей.

Беседы, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ, викторины, праздники. Сентябрь – июнь
III. Участие в массовых делах округа По плану ЗОУДО  

IX. Список рекомендуемой литературы

  • Бианки “Лесная школа”, М, 1956 ,
  • Балбышев И. “Из жизни леса”, Л, 1987,
  • Браци Винсон “Настольная книга любителя природы”, Л, 1985,
  • Верзилин Н. “По следам Робинзона”, М, 1984,
  • Петров В. “Растительный мир нашей Родины”, М, 1991,
  • “Энциклопедический словарь юного натуралиста”, М, 1981,
  • Журнал “Юный натуралист”,
  • “Биологические экскурсии. Книга для учителя”, М, 1983.
  • Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Бобров Р. Все о национальных парках – М.: Молодая гвардия, 1987.
  • Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. – М.: Колос, 1964.
  • Ефремов Ю.К. Природа моей страны – М.: Мысль, 1985.
  • Ленькова А. Оскальпированная земля. – М.: Прогресс, 1971.
  • Литинецкий И.Е. На пути к бионике. – М.: Просвещение, 1972.
  • Рик Моррис "Тайны живой природы – М.: Росмэн, 1996.
  • Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества – М., 1995.
  • Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. – АО "Мэрил", 1994.
  • Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль: Академия развития, 1997
  • Экология России. Хрестоматия – М.,   1995.

Список рекомендуемой литературы для учащихся

  • Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. – М.: Юный натуралист, 1992.
  • Багрова Л.А. Я познаю мир – М.: ACT, I997.
  • Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? – М.: Дрофа, 1995.
  • Рянжин С.В. Экологический букварь. – С.-Петербург, 1994.
  • Журнал "Муравейник.