Пояснительная записка
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы творим от века
Спасая родную природу, ты душу свою
спасаешь.
В сердцах благодарных потомков бессмертие
обретаешь.
Нельзя защищать то, что не любишь.
Нельзя
любить то, чего не знаешь.
Направленность дополнительной образовательной программы: эколого-биологическая.
Общие сведения о творческом объединении.
Коллектив творческого объединения “Природа и мы” имеет постоянный состав, школьники младшего и среднего возраста, в составе – 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, в школе № 874. За учебный год – 144.
Основная цель работы творческого объединения “Природа и мы” способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка, расширять и углублять его знания об окружающем мире и бережном отношении к природе. Углублять и расширять натуралистические знания и умения, углублять любовь и чувство ответственности за живую природу, бережное к ней отношение.
Формировать у детей активную жизненную позицию в деле охраны, изучения окружающей природы.
Активно воспитывать культуру поведения в природе. В реализации задач данной программы используются различные методы и формы обучения, это беседы, наблюдения, экскурсии, игры, исследования.
Также развивается внимание и память, наблюдательность у ребят, но особо уделяется место изучению традиций предков, их почитанию и уважению ко всему живому на Земле. Создание оптимальных условий развития творческих способностей, дарований учащихся.
Сформировать навыки, умения работы определителями, герберами, коллекциями, ведения наблюдения, выполнения самостоятельных работ и формирование выводов.
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
Педагогическая целесообразность
Детство – лучшее время для пробуждения в душе ребенка чувства благоговения перед жизнью, которое может и должно стать первым звеном в цепочке:
ЧУВСТВО ЗНАНИЕ ПОНИМАНИЕ УБЕЖДЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Программа представляет собой синтез двух подходов к экологическому образованию:
1) традиционного для российской школы, основанного на приоритете естественно научных знаний;
2) и более распространенного за рубежом, в основу которого положено чувственное, эмоциональное познание природы.
Другими словами, программа предусматривает не только передачу ЗНАНИЙ, но пробуждение ЧУВСТВ ребенка. Господствующий в наших школах способ подачи знаний не слишком эффективен: учителя хотят, чтобы передаваемая исключительно вербальным способом информация была сразу же усвоена и проанализирована детьми. Тогда как теория познания, сама природа, показывает самый короткий путь, по которому надо идти педагогу, если он ставит задачу запуска механизма восприятия и познания.
Первым шагом на этом пути является именно чувственное познание, а также эмоциональное восприятие того или иного объекта и явления. Только после этого начинается продуктивная работа мысли.
Каждое занятие программы построено с учетом теории познания. Сначала детям предлагаются виды деятельности, требующие работы органов чувств. Затем дети получают “эмоциональный импульс”. Следующий шаг – “усвоение порции знаний”. И в заключении – задания дающие детям возможность анализа полученных знаний.
Кроме того, девизом каждого занятия. И всей программы, являются слова Джозефа Корнелла “Познание Природы должно быть пронизано радостью!” – познание экологии осуществляется в непосредственном контакте с природой. Такое общение осуществляется в процессе познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Все это необходимо и эффективно при воспитании заботливых хозяев природы.
II. Документы и материалы, с учетом которых составлена данная программа занятий “Природа и мы” первого года обучения”
- Федеральный закон “Об образовании”.
- Модернизация московского образования (Столичное образование 5).
- План мероприятий по развитию дополнительного образования в Москве.
- Программы по экологии, М, 1995.
- Региональная программа “Столичное образование”.
- Программы кружков отдела экологии, географии МГПИ им. Ленина.
- Дополнительные инструкции руководителя творческого объединения.
- Документы и материалы по профилю работы творческого объединения. Примерное положение о внешкольных учреждениях.
- Инструкции по технике безопасности.
III. Цели и задачи.
Цель:
формирование основы экологического мировоззрения в части передачи знаний о взаимосвязях в Природе
Задачи:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
- обучить детей основа экологии;
- углубить и расширить имеющиеся у школьников знания экологии, знания о природе, полученные в начальной школе;
- формировать экологический взгляд на мир, целостное представление о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;
- воспитывать экологическую культуру, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет от разрушительных для экосистем действий.
IV. Тематический план.
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 6 | 6 | - |
2 | Осень в природе | 44 | 20 | 24 |
3 | Природа зимой | 36 | 20 | 16 |
4 | Весна в природе | 28 | 14 | 14 |
5 | Лес и человек | 28 | 14 | 14 |
6 | Итоговое занятие “Что где когда?” | 2 | - | 2 |
Итого | 144 | 74 | 70 |
V. Календарный план.
Тема 1: Вводное занятие 6 часов. |
|
1.Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения, противопожарной безопасности, действия в ЧС (чрезвычайной ситуации) | Знакомство с детьми, их интересами,
тестирование. Инструктаж по техники безопасности, правила поведения на транспорте, экскурсиях. |
2.Составление, собеседование по плану работы на год. | Изучив потребности учащихся, совместно составляем план работы на год, создаем эмблему нашего творческого объединения, правила. |
Тема 2: Осень в природе. 44 часа. |
|
1.Понятие о фенологии, как вести дневник наблюдения. | Разбираем примеры осени, составляем дневник наблюдений. Подбор стихов, песен о золотой осени. |
2.Экскурсии в осенний лес, краски осеннего леса. | Сбор плодов, семян, сбор листьев, звуки в осеннем лесу. Оформление гербария. |
3.Игра “Один день из жизни юных путешественников”. | Закрепление, обработка наблюдений, проведенных в лесу. Игра: “С какого дерева лист?” Изготовление поделок из лесного материала. |
4. Как готовятся растения и животные к зиме? | Наблюдения за изменениями в природе, работа с микроскопом (физиологические изменения в клетках). |
5. Как готовятся растения и животные к зиме? | Причины листопада и его образование, отчего краснеют листья? Работа с листовым материалом, изготовление картин. |
6.Народные приметы осени. Покров – батюшка. Осень в хозяйстве человека. | Праздник “Золотой осени”. |
7. Народные приметы осени. Осень в хозяйстве человека. | Праздник “Золотой осени”. |
8.Осень в жизни животных. | Экскурсия на пруд, наблюдение за птицами, прилет северных гостей, жизнь муравейника. |
9.Пищевые связи в лесу. | Лес – раздолье для вегетарианцев, сытные рябинки, осинки, но помоги и ты зверям (изготовление кормушек, сбор плодов). |
10.Подготовка к зиме у зверей. | Изменение волосяного покрова, запасы на зиму, спячка – что это? |
Тема 3: Природа зимой. |
|
1.Портреты деревьев зимой. | Зимние скульптуры зимой, игра “Что это за дерево?”. |
2.Белая тропа следопыта. | Следы деятельности животных – кузнеца дятла, наблюдение за его деятельностью (просмотр фильма). |
3. Белая тропа следопыта. | Белкина столовая, следы зайца, мыши, подкормка зимующих птиц. |
4.Экскурсия в Приокско-Террасный заповедник. | Наблюдение за жизнью зимнего леса “закрепление знаний следопыта”. |
5.Маленькой елочке – холодно зимой. | Составление зимних букетов, изучение спящих растений, написание экологической сказки “Жила– была елочка”, либо “Жизнь в зимнем лесу”, “Сказка зимнего леса”. |
7.Проведение викторины “Загадки зимнего леса”. | Организация конкурсов, загадок по произведениям Бианки “Лесная книга”. |
8.Народные приметы, календарь зимы в пословицах, стихах, песнях. | Изучение русского фольклёра, Масленица, Солнцеворот. |
9.Кто такие “вечнозеленые растения, что с ними происходит? | Знакомство с растениями и изучение с изменениями в них происходящие. |
10.Жители водоемов, как им живется зимой? | Как зимуют рыбы, лягушки, рептилии. Помоги, сделай лунку для рыб, спаси их от мора. |
Тема 4: Весна в природе. 28 часов. |
|
1.Фенологический календарь “Ход весны”. | Наблюдения за изменениями, происходящими в природе, понятие космической, календарной, биологической весны. |
2.Первоцветы – кто это и почему они нас радуют? | Как удается им выжить под снегом, знакомство с первоцветами из “Красной книги”, подготовка праздника “Весна идет”. |
3.Березовый сок, почему он разный. | Организация наблюдения сокообразования у растений, воздействие вредных веществ и опасность чрезмерного сбора сока, защита растений. |
4.Весенняя жизнь млекопитающих. | Изменение в жизни, появление потомства и забота о молодняке. История зайчихи. |
5.Ласточка с весною в сени к нам летит. | Организация и проведение праздника “Птиц”. Изготовление и развешивание скворечников. |
6.Весеннее половодье, помоги рыбам. | Знакомство с обитателями весенних луж, водоемов, нерест рыбы, опасность чрезмерного лова и разлива рек. |
7.Рейд – очистка водоема, парка от отходов человеческой деятельности. | Уборка территорий. |
Тема 5: Лес и человек. 28 часов. |
|
1.Лес и наша жизнь. | Изделия из древесины в нашем быту. Сокровища лесов, скатерть-самобранка. |
2.Ягодознание. | Ягодные адреса, советы ягодникам. |
3.Грибознание. | Грибные адреса, дружба грибов с деревьями. Портреты съедобных и несъедобных грибов. |
4.Лесная целительница. | Лесная аптека (хвоя, шиповник, ландыш, земляника, черника). Правила сбора и засушки лекарственных растений, цветочные часы. |
5.Опасности в лесу. | Встречи со зверями, змеями, ядовитыми растениями, грибами. Меры предосторожности. |
6.Звуки леса. | Знакомство с птичьими трелями. |
7.Лес просит о помощи. | Правила поведения в лесу, у походного костра, помощь лесу. Посадка саженцев, оформление газонов, клумб. |
Тема 6: Итоговое занятие. 2 часа. |
|
1.Викторина “Что, где, когда?” | Подведение итогов чему научились за год, награждение победителей. |
VI. Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы в ходе работы творческого объединения используются следующие материалы:
– фильмы о природе, природных закономерностях,
– таблицы, знакомящие учащихся со способами ориентирования,
– таблицы, раскрывающие приспособления растительные и животные к различным условиям жизни,
– аптечка, жгуты, бинты,
– фонограммы песен, звуков леса (голоса птиц),
– компасы,
– Красная книга растений и животных,
– таблицы, кульвиметры, карты.
VII. Прогнозируемый результат.
Программа модифицированная. Она формирует разновозрастные и разноуровневые группы детей. Отличается нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Результаты работы объединения будут отражены в концертных программах, на стендах, выставках, конференциях, во внеурочных мероприятиях школы (проведение викторин, конкурсов).
VIII. Образовательно-воспитательная работа.
I. Социальная : | Благоустройство территории,
микрорайона. Участие в программе “Детское движение милосердия”. Расскажи о природе малышам-шефские выступления вд/садике 799 |
Сентябрь – апрель |
II. Развитие познавательного интереса и творческих способностей. |
Беседы, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ, викторины, праздники. | Сентябрь – июнь |
III. Участие в массовых делах округа | По плану ЗОУДО |
IX. Список рекомендуемой литературы
- Бианки “Лесная школа”, М, 1956 ,
- Балбышев И. “Из жизни леса”, Л, 1987,
- Браци Винсон “Настольная книга любителя природы”, Л, 1985,
- Верзилин Н. “По следам Робинзона”, М, 1984,
- Петров В. “Растительный мир нашей Родины”, М, 1991,
- “Энциклопедический словарь юного натуралиста”, М, 1981,
- Журнал “Юный натуралист”,
- “Биологические экскурсии. Книга для учителя”, М, 1983.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бобров Р. Все о национальных парках – М.: Молодая гвардия, 1987.
- Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. – М.: Колос, 1964.
- Ефремов Ю.К. Природа моей страны – М.: Мысль, 1985.
- Ленькова А. Оскальпированная земля. – М.: Прогресс, 1971.
- Литинецкий И.Е. На пути к бионике. – М.: Просвещение, 1972.
- Рик Моррис "Тайны живой природы – М.: Росмэн, 1996.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества – М., 1995.
- Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. – АО "Мэрил", 1994.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль: Академия развития, 1997
- Экология России. Хрестоматия – М., 1995.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
- Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. – М.: Юный натуралист, 1992.
- Багрова Л.А. Я познаю мир – М.: ACT, I997.
- Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? – М.: Дрофа, 1995.
- Рянжин С.В. Экологический букварь. – С.-Петербург, 1994.
- Журнал "Муравейник.