Программное содержание:
- Учить самостоятельно определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; расширять музыкальный кругозор; способствовать проявлению музыкально-творческих способностей; развивать образность движений.
- Закреплять навык естественного звукообразования, чисто интонировать в заданном диапазоне, поступенное и скачкообразное движение мелодии.
- Добиваться естественных, непринужденных, выразительных танцевальных движений.
Оборудование:
Фонограммы; набор детских музыкальных инструментов; набор шумовых предметов; репродукция картин посвященных к 65-летию Победы.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Добрый день, милые ребятки.
Хотите отправиться на небольшую прогулку в весенний лес? На поезде ехать долго, да и на автобусе тоже долго. А как же сразу оказаться в весеннем лесу? Я, кажется, придумала, надо воспользоваться волшебными словами.
Говорить будем таинственно, сказочно, загадочно.
(дети закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя и говорят)
Вправо, влево повернись,
В лесу весеннем окажись.
(в это время ставиться фонограмма – звучание весеннего леса, шум ветра, деревьев)
М.Р.: Вот и наступила долгожданная весна. Природа просыпается, оживает после зимнего сна. Солнце начинает ярко светить, тает снег, бегут ручейки. Но ранней весной зима еще дает о себе знать – напускает ветры, снежные метели, холод.
Зима не даром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит … (Ф. И. Тютчев)
Ветер затих, а нам нужно идти по дорожке.
(приветственная игра “Здравствуй, говори!”)
Что за волшебница Весна!
Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна,
Она природу разбудила.
Вот и очутились мы с вами в лесу. Ледяные сугробы и глыбы стали таять под весенними солнечными лучами.
А сейчас я загадаю вам загадки про одну из наиболее характерных особенностей марта:
- Выросло, выросло, из бороды повыросло,
- Висит за окошком кулек ледяной,
- У нас под крышей белый гвоздь весит,
Солнце встало, ничего не стало.
Он пахнет весной.
Солнце взойдет, гвоздь упадет.
Что это? (сосулька). Посмотрите, как последнюю загадку можно показать движением.
(психогимнастическое упражнение “Сосулька”: руки над головой, уронить расслабленные руки и присесть. Это помогает расслабить все группы мышц, учит владеть своим телом. М. Ю.Картушина “ Логоритмические занятия в детском саду” )
М.Р.: Молодцы, хорошо, образно показали!
Шаловливые сосульки
Сели на карниз,
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз.
Посмотрели чем заняться,
Стали каплями кидаться.
Целый день идет трезвон:
Ди-ли, ди-ли, ди-ли-дон!
(на звукоподражаниях дети распеваются, вытянув руки вперед с опущенными вниз кистями, со свободно “болтающимися” пальцами – сосульки. Затем до слов “Стали каплями кидаться” припевают мелодию сопровождая ее игрой на треугольнике. На слова “Стали каплями кидаться” выполняют щелчки в воздухе большим и средними пальцами. Материал Т.Э.Тютюнниковой)
М.Р.: Давайте вспомним добрую, веселую песенку “Солнечная капель”.
(исполняется песенка “Солнечная капель” муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой )
М.Р.: Хорошо спели, молодцы! Мне очень понравилось. А сейчас давайте послушаем звук капели. А на каких… вы сейчас увидите.
(убирает ширму, за которой на столе стоят различные стеклянные, деревянные предметы, издающие разнотембровые и разновысотные звуки. Ударяет поочередно по ним палочкой от треугольника )
М.Р.: Оказывается, звук капели можно изобразить не только на музыкальных инструментах, но и на окружающих нас предметах.
Ну а теперь я расскажу вам одну историю. Наступила весна, все пробуждается после зимнего сна: жучки, червячки, на деревьях почки распускаются; птицы весело щебечут.
(предлагает исполнить музыкальный оркестр “Вальс шутка” композитора Д. Шостаковича)
М.Р.: Ну а теперь пора нам в садик возвращаться. Снова скажем волшебные слова и окажемся в детском сад (дети закрывают глаза)
Вправо, влево повернись
В детский садик ты вернись.
Я знаю что вы очень любите праздники. Ребята, а какие весенние праздники вы знаете? (ответы детей: 8 Марта, проводы зимы – Масленица, Праздник прилёта весенних птиц, День Земли, День космонавтики, 9 Мая)
М.Р.: Правильно ребятки, 9 Мая – светлый и радостный праздник Победы. Уже 65 лет наши ветераны празднуют День Победы. 65 лет мы живем под мирным, голубым небом. Композитор Давид Тухманов специально написал песню к этому празднику, которая так и называется “День Победы”. Давайте послушаем небольшой фрагмент этой песни.
(звучит в грамзаписи песня “День Победы”)
М.Р.: Понравилась вам эта песня. Какой характер этой песни?
(ответы детей: энергичный, бодрый, маршеобразный, мужественный, восторженный, торжественный, светлый, радостный)
Эта песня – праздничный марш. Ее всегда исполняют в День Победы по радио, телевидению, на улицах, концертных площадках. Сейчас я предлагаю вам под музыку этой песни пройти торжественным маршевым шагом по залу. (под фрагмент песни дети маршируют по залу. Музыкальный руководитель хвалит детей).
В честь этого праздника я предлагаю вам станцевать вместе со мной “Вальс друзей”.
(Кинезитерапия. I этап: разучиваем без музыкального сопровождения, делаем все по тексту песни. II этап: танцуем с музыкальным сопровождением, парами. Можно использовать любой другой коммуникативный танец )
Выводы и заключения:
Что нового, интересного и необычного вы узнали на этом музыкальном занятии (ответы детей).
Наше занятие заканчивается. Сегодня вы будете уходить из зала с помощью колокольчика (упражнение “Убегающий звук”. Дети спокойно идут к выходу, услышав звон колокольчика, останавливаются и прислушиваются к звучанию до тех пор, пока его звук не стихнет. Затем движение возобновляется. Это дает хорошую тренировку произвольного внимания).
М.Р.: До свидания, милые создания!