Классный час "О милосердии"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование чуткого отношения к окружающим.

Эпиграф: Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире. (Зигфрид Ленц)

Звучит печальная классическая музыка

Подготовленный учащийся читает слова из стихотворения

М.Ю. Лермонтова “Нищий”.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк, иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Когда лишь хлеба он просил,
А взор являл живую муку,
Но кто-то камень положил
В его протянутую руку.

1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие гости, ребята.

Мы приветствуем вас на нашем классном часе. А тема, которую мы сегодня будем обсуждать – милосердие! Первый вопрос я адресую вам, ребята.

- Как вы понимаете слово милосердие?

(ответы учащихся)

2. Обсуждение очерка Даниила Гранина “О милосердии”

Предоставим слово писателю Д.Гранину. (читают два подготовленных ученика)

Прежде чем приступить к обсуждению очерка Д.Гранина, познакомимся с результатами нашей анкеты. Напомню вопросы, которые вам были заданы.

Анкета:

1. Знаешь ли ты своих соседей, их проблемы и их беды?

  • Да - +1
  • Нет - -1

2. Приходит ли ваша семья на помощь соседям в трудные минуты?

  • Да - +1
  • Нет - -1

3. Займёшь ли ты последние 10 рублей своему другу?

  • Да - +1
  • Нет - -1

4. Человек лежит на дороге. Твои действия.

А) подойду посмотрю – о

Б) пройду мимо - -1

В) выясню причину, постараюсь оказать помощь - +3

5. Возле клуба плачет малыш:

А) пройду мимо – о

Б) посмеюсь над его бедой - -1

В) постараюсь успокоить ребёнка - +3

6. Пожилая женщина идёт с тяжёлыми сумками:

А) постараюсь обогнать её – о

Б) сверну на другую дорогу - -1

В) предложу свою помощь - +3

7. Вы увидели драку на стадионе:

А) бегу посмотреть, болею за победителя, подзадориваю его – -5

Б) стараюсь разнять дерущихся - +3

В) приглашу старших - +3

Учитель зачитывает анализ анкет

Нам есть над чем задуматься. Давайте вернёмся к очерку Д.Гранина.

- Скажите, почему произошла такая ситуация?

(ответы детей: незнакомый человек, может пьяный, они уже надоели везде лежат).

Учитель: огромный многомиллионный, многотысячный город. Люди не знают друг друга, а ведь мы живём в деревне, где каждый человек на виду. Почему у нас в деревне утрачены эти нравственные принципы. Обратите внимание на доску. Как вы думаете, что обозначают эти слова.

Задание: На доске висят напечатанные слова: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память, равнодушие, жестокость. Эгоизм, необдуманно произнесённое слово. Ребята, какие нравственные критерии включает в себя понятие милосердие? Составьте ромашку милосердия.

(учащиеся выходят к доске и составляют ромашку)

- Что же такое милосердие?

(подготовленный ученик читает определение из словаря Ожегова)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердный – проявляющий милосердие.

Учитель: Давайте ещё раз скажем, что включает в себя понятие милосердие.

Конечно же изменился уклад жизни и в деревне. Раньше без взаимовыручки, без взаимоподдержки в деревне не свершались никакие дела.

Колодец был на 10 дворов (его вместе строили, чистили, сохраняли, встречались у колодца, обсуждали проблемы). Это сближало и объединяло людей.

Давно ничего не строят, а в былые времена дом односельчанину ставили округой. Конечно, не потерял народ своих исконных черт и сегодня. У моей подруги случилось несчастье, сгорел дом…

(пример из жизни)

Конечно, у нас с вами есть больше возможности воспитывать в себе милосердие, доброту, отзывчивость, ведь большинство из вас воспитывается в больших семьях. Вернёмся к анкете. В ней было ещё 2 вопроса.

8. Ты старший в семье. Младшие тебя:

А) боятся- -1

Б) стараются обходиться без тебя – 0

В) обращаются к тебе, как к хорошему другу - +3

9. Ты младший в семье.

А) требуешь к себе особого внимания - -1

Б) ты равный член семьи - +3

В) тебя обижают в семье – 0

Можно много говорить о разных видах помощи. Материальная, духовная. Хорошо это или плохо? А ВОТ ЕЩЁ 150 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД И.С. Тургенев написал очень хорошее стихотворение-притчу в прозе “Два богача”.

Чтение притчи подготовленным учеником наизусть.

- Какими качествами должен обладать милосердный человек?

(Поделиться последним куском, уметь разделить поровну беду близкого человека, нужно уметь вовремя прийти на помощь.) Это будет истинным милосердием. И если мы воспитаем эти качества в себе. То нам будет легче жить на белом свете, мы будем верить в людей потому что люди будут верить в нас.

Подборка литературных произведений. (библиотекарь)

  • Синквейн.
  • Схема синквейна:
  • Сущ.
  • Прил., прил
  • Глаг.. глаг.. глаг.
  • Предложение
  • Вывод (слово или словосочетание)

 Приём написания синквейна.

Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, КОТОРОЕ ПИШЕТСЯ ПО ОПРЕДЕЛЁННЫМ ПРАВИЛАМ.

НА ПЕРВОЙ СТРОЧКЕ ЗАПИСЫВАЕТСЯ ОДНО СЛОВО – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Это и есть тема синквейна. НА ВТОРОЙ СТРОЧКЕ НАДО НАПИСАТЬ ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, РАСКРЫВАЮЩИХ ТЕМУ СИНКВЕЙНА.

НА ТРЕТЬЕЙ СТРОЧКЕ ЗАПИСЫВАЮТСЯ ГЛАГОЛЫ, ОПИСЫВАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ТЕМЕ.

НА ЧЕТВЁРТОЙ СТРОЧКЕ РАЗМЕЩАЕТСЯ ЦЕЛАЯ ФРАЗА, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ВЫСКАЗЫВАЕТЕ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ.

ПОСЛЕДНЯЯ СТРОЧКА – ЭТО СЛОВО, В КОТОРОМ ВЫРАЖАЕТСЯ ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ.

Делайте людям добро. А не зло, разделяйте с ними радость и беду, любите. Уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания и человеколюбия.

Мне хотелось бы закончить наш классный час словами З.Ленца.(эпиграф)