Цели:
- Расширить и обобщить имеющиеся у детей знания об осени, о белке.
- Продолжать учить различать и называть съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы: боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Учить лепить грибы (совершенствовать приемы лепки): раскатывание пластилина между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивание, соединение деталей).
Материал к занятию:
- Картинки с изображением грибов; корзинки; муляжи грибов; листья; игрушка белка; дощечки; салфетки; пластилин; сюрприз – орешки.
Ход занятия
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнитесь.
Скажите: “Какое сейчас время года?”
Дети: Осень.
Воспитатель: я приглашаю вас на прогулку в осенний лес – по грибы.
Воспитатель читает стихотворение Я.Акима “Грибной лес”.
В лес грибной я вас зову
Тихим утром осени.
Вот и под ноги листву
Нам деревья бросили.
Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.
Только белка на виду –
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.
Под стволами двух дубов
Помолчим немножко.
Принесем домой грибов
Полное лукошко.
Вот и корзинки я приготовила.
Налетел ветерок, закружил нас (дети кружатся), и мы оказались в лесу.
(дети идут по листочкам)
Воспитатель: Послушайте, ребята, как шуршат, шелестят опавшие листочки под ногами, точно разноцветным ковром покрыта земля.
- Как называется опадание листьев с деревьев осенью?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Почему же в лесу стало так тихо? Почему не слышно пения, щебета птиц?
Дети: Птицы улетели в теплые края.
Воспитатель: Какие птицы улетают от нас осенью?
Дети: Скворцы, ласточки, стрижи, соловьи.
Воспитатель: Как мы скажем про них. Какие это птицы?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Улетели птицы, и стало в лесу тихо. Давайте и мы послушаем тишину.
В лесу спокойно, какой чистый воздух, легко дышится. А вот, посмотрите, белка сидит около своего домика. Как называется домик белки? (ответы детей)
Расскажите, какая белка?
Дети: Пушистая, рыжая, у белки длинный хвост.
Воспитатель: Что любит она есть?
Дети: орешки, шишки, грибы.
Воспитатель: Шишки и орешки белка сложила в дупло, грибы развесила сушить на сучках деревьев. Она осенью делает запасы, чтобы зимой не голодать.
Ребята, но грибы белка собирает только съедобные. Ядовитые она не берет.
Давайте рассмотрим, какие же грибы растут в лесу.
- Этот гриб – боровик, коренной лесовик считается царем грибов. Еще его называют белый гриб, потому что он даже когда высохнет или его сварят, остается белым и не темнеет. У него толстая, плотная белая ножка с темно-коричневой мясистой шляпкой.
- Вот этот гриб – с ножкой толстой и прямой. Красной шляпкой он накрылся, под осинкой схоронился. Этот гриб растет только под деревом осины и называется подосиновик.
- А вот похожий гриб, только с коричневой шляпкой – подберезовик, его тоже назвали так потому, что растет он под березкой.
- А этот гриб – лисичка. Его легко узнать по окраске. Он рыжий – как лиса. У него прямая ножка, а шляпка похожа на вазочку. Они не растут по одиночке.
Эти славные лисички не едят цыплят.
Эти дружные сестрички рядышком стоят.
Это про лисичек, так говорят.
Воспитатель: Мы, ребята, рассмотрели с вами какие грибы?
Дети: Съедобные.
Воспитатель: Но в лесу растут и несъедобные грибы – ядовитые.
Вот послушайте загадку о знакомом вам уже ядовитом грибе.
Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
(ответы детей)
Ну, конечно, мухомор. Этот гриб не спутаешь ни с каким другим. Мухомор очень опасен для человека и животных. После дождя во впадине шляпки старых мухоморов часто скапливается дождевая вода. Попив этой воды, насекомое замертво падает возле гриба. Но, есть животное в лесу – лось, для которого мухомор не опасен. Лоси его едят.
- А вот этот гриб – бледная поганка, тоже очень опасен, потому что его можно спутать со съедобным грибом. У бледной поганки тонкая ножка, на ножке воротничок и под шляпкой белые пластинки. Яд этого гриба смертелен. И, если в корзинку грибника попадет, хотя бы одна бледная поганка, человек съев эти грибы, может погибнуть.
Давайте повторим названия съедобных грибов.
(ответы детей)
Хорошо, сейчас проверим, как вы запомнили, какие грибы можно собирать.
Поиграем в игру “Кто быстрее соберет грибы?”
(дети собирают)
Давайте проверим, не попал ли к вам в корзинку ядовитый грибок? Нет, молодцы!
Теперь вас можно назвать настоящими грибниками.
Но, ребята, мы совсем забыли о белочке. Теперь вы знаете, какие грибы съедобные, а какие несъедобные. И я предлагаю вам помочь белочке заготовить грибов на зиму, чтобы она зимой не голодала. Так как летом было мало дождей и грибов, поэтому тоже очень мало. Давайте налепим много съедобных грибов и подарим белочке.
Увас пластилин разного цвета, салфетки, дощечки. Из каких частей состоит гриб?
Дети: Ножка и шляпка.
Воспитатель уточняет приемы лепки. Дети лепят, рассказывают какие грибы слепили и складывают в корзинку.
Воспитатель: Вот сколько много грибов вы слепили!
Теперь белке не придется зимой голодать. Пойдемте, подарим их белочке. (Дарят)
Белка, ребята, тоже решила вас отблагодарить. Она запасла много орехов и хочет вас угостить. Я помогу белочке достать из дупла. Вот они. Давайте скажем белке спасибо и до свиданья. Пора нам возвращаться с прогулки в детский сад.
Снова налетел ветерок, закружил нас (дети кружатся) и мы оказались в детском саду. Понравилась вам прогулка? (ответы детей)
А сейчас вы можете съесть угощение, но сначала, что надо сделать перед едой?
Правильно, помыть руки.