Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. 10–11-е классы

Разделы: Иностранные языки


Предлагаемый курс создан на базе УМК «Экзаменационные навыки для России»/”Macmillan Exam Skills for Russia” и предназначен для учащихся 10-х и 11-х классов, желающих овладеть практическими навыками прохождения устных и письменных разделов Единого государственного экзамена.

В последние десятилетия иностранный язык в России стал в полной мере осознаваться как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия представителей различных культур, как средство приобщения к иной национальной культуре. Изменения, произошедшие в социокультурном контексте изучения иностранных языков, привели к переосмыслению целей и задач, содержания и технологий обучения иностранным языкам на основе уже накопленного отечественного и зарубежного методического опыта. Ведущей целью обучения иностранному языку стало овладение иноязычным общением. В связи с этим в содержание обучения на современном этапе входят языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в ситуациях письменного и устного общения.

Итоговая форма аттестации по английскому языку выпускников российских школ, проводимая в форме ЕГЭ, призвана установить соответствие между реальным уровнем сформированности у школьников иноязычной коммуникативной компетенции и требованиями современных образовательных стандартов и учебных программ по английскому языку.

И, тем не менее, ЕГЭ по иностранному языку является достаточно стрессовым моментом для выпускника в сравнении с традиционной формой итогового аттестационного испытания. Часто отсутствует понимание необходимости умения выполнять задания в новом формате, как и понимание структуры самого формата. Отсутствует знание нормативных документов, правил проведения экзамена, правил заполнения бланков, умения работать в жестких временных рамках и точно читать задания. И даже отсутствует простое знание своих прав.

Основная цель курса - адаптировать классические знания, умения и навыки и, соответственно, коммуникативные компетентности учащихся к формату Единого Государственного Экзамена по английскому языку и практически, и психологически подготовить выпускников к работе с незнакомым форматом.

Данный элективный курс имеет также следующие развивающие и воспитательные цели:

  • Развитие сорциокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации, в соответствии с нормами, принятыми в англо говорящем мире.
  • Развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур.
  • Развитие ассертивности, а именно умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия.
  • Развитие компенсаторной компетенции.
  • Воспитание способности к личному и коммуникативному самоопределению.

Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:

  • Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно: в области говорения – обучать аргументированно выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы.

В области письма – обучить писать личные и деловые письма, резюме, заявления о приеме в институт, сообщения электронной почты, заполнять таможенные декларации. Обучить навыкам письма сочинений с элементами рассуждения (сочинения «за» и «против» и сочинения-мнения).

В области аудирования – совершенствовать умения слушать аутентичные тексты с пониманием общей идеи, и с извлечением основной информации, и с детальным пониманием.

В области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по экзаменационной тематике с пониманием общей идеи, и с извлечением основной информации, и с детальным пониманием текстов.

  • В учебно-познавательной деятельности повторить и активизировать ранее усвоенные знания, умения и навыки в сочетании с умением выполнять батареи объективных и творческих тестов. Обучить специальным стратегиям чтения и анализа текстовых заданий в зависимости от особенностей самих заданий, приемам реферирования текстов. Активизировать лексико-грамматические навыки, способы формообразования и словообразования. Практически отработать демонстрационные версии ЕГЭ по английскому языку и психологически подготовить к прохождению процедуры самого экзамена.
  • Для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться собственным иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и контекстуальной догадкой.

В результате прохождения курса старшеклассники:

  • научатся адаптировать полученные в ходе классического обучения знания, умения и навыки к новому жесткому формату государственной аттестации;
  • научатся правильно читать задания и выполнять объективные тесты в режиме жесткого формата времени;
  • научатся писать личные и деловые письма на английском языке с учетом стилистических и языковых норм;
  • научатся писать сочинения с элементами рассуждения, не путая типы сочинений;
  • научатся находить самостоятельные решения в случае отсутствия точного знания ответа;
  • научатся грамотно без технических ошибок заполнять бланки тестов.

Структура курса и организация обучения.

Курс рассчитан на 142 часа и состоит из введения (2 часа) и четырех разделов (37 часов, 37 часов, 38 часов и 28 часов соответственно). При двух часах занятий в неделю курс будет длиться 72 часа в 10-м классе и 72 часа в 11-м классе. При четырех часах занятий курс может быть пройден за один учебный год в 10-м или 11-м классе.

В основе курса лежат следующие методические принципы:

  • Интеграция основных речевых умений и навыков.
  • Последовательное развитие основных речевых умений и навыков
  • Коммуникативная направленность заданий
  • Применение полученных умений и навыков на практике в симулированных ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям экзамена.
  • Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися коммуникативных заданий с помощью ключей упражнений, демоверсий, а так же проверочных схем.

Тематическое планирование элективного курса (таблица).

Литература

  1. Ольга Коровина «Сборник разноуровневых учебных тематических тестов для 10-11х классов» Москва, издательство «Чистые пруды», 2010.
  2. М. В. Вербицкая «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010 английский язык» ФИПИ, Москва, АСТ: Астрель, 2010.
  3. Е.Е. Клековкина «Материалы курса «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку» – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
  4. Нормативные документы:
    • Положение о проведении Единого государственного экзамена (на настоящий момент действует Положение, утверждённое приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1306).
    • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам //Новые государственные стандарты по иностранному языку 2–11 классы /Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.
    • Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2–11 классы / Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.
    • Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 10–11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.:Просвещение, 2003.
    • Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.
    • Кодификатор элементов содержания по английскому языку для составления контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена;
    • Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений;
  5. Сайт Министерства образования www.ege.edu.ru (портал информационной поддержки Единого государственного экзамена) и сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) www.fipi.ru.
  6. Демонстрационные варианты (демоверсии) КИМ (контрольно-измерительных материалов) по английскому языку с 2007 по 2010 годы.
  7. Elena Klekovkina, Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles - «MACMILLAN Practice Tests for the Russian State Exam» – Student`s Book, Teacher’s Guide издательство «Macmillan», 2009
  8. Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles - «MACMILLAN Exam Skills for Russia: Reading and Writing» – Student`s Book, Teacher’s Guide издательство «Macmillan», 2009
  9. Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles - «MACMILLAN Exam Skills for Russia: Speaking and Listening» – Student`s Book, Teacher’s Guide издательство «Macmillan», 2009
  10. Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles - «MACMILLAN Exam Skills for Russia: Grammar and Vocabulary» – Student`s Book, Teacher’s Guide издательство «Macmillan», 2009

Курс в авторском форматировании (PDF).