Цели урока.
Обучающие:
1. На основе сказки “Путешествие бабочки” развивать правильное осмысленное чтение, выявить знание об окружающей природе.
2. Способствовать расширение словарного запаса.
Развивающие:
1. Развивать навыки общения.
2. Развивать воображение, фантазию; обучать общению, умение делать выводы.
Воспитывающие:
1. Воспитывать чувство любви к родной природе.
2. Прививать гуманное отношение к природе.
3. Воспитывать осознание собственных действий, поступков у каждого учащегося в гуманном отношении к природе.
Оборудование: рабочая тетрадь, в аудиокассете пение птиц, таблица “Сохранить природу – сохранить жизнь”, сигнальные карточки, экологические знаки, магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи. На фоне звучащей музыки, пения птиц учитель читает стихотворение
Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом
Жизнь летает мотыльком
Шустрым бегает зверьком
О облаках кружится птицей
Скачет по ветвям куницей
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек – природе друг.
Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём будем вести разговор на уроке?
Посмотрите на доску и давайте вместе прочитаем эту строку.
“СОХРАНИТЬ ПРИРОДУ - СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ”
- Как вы понимаете значение этих слов?
- Кто будет охранять природу?
- Охраняя природу, чью жизнь охраняем?
- А как будем охранять нашу природу?
То, что написано на этой строке, касается всех нас. Это наказ людям большим и малым.
- ребята, сегодня мы ещё раз поговорим, какую роль играет человек в охране природы. И нам поможет в разговоре сказка “Путешествие бабочки”.
Бабочка, сегодня у нас в гостях и она является эмблемой нашего урока. На память о нём я решил подарить вот этих бабочек. (Учитель дарит детям бабочки)
В тексте сказки вам встретится слова, которые может быть, не всем будут понятны. Эти слова записаны на доске. Сначала проведём словарную работу. Кто прочтёт? Обратите внимание на правописание этих слов. И составим с данными словами словосочетания.
(Чудесная, неизведанная, повлажнели, журчащий, огляделась, блики, свеж и чист).
Видите, как важно знать значения слов, а то при чтении не поймём смысла прочитанного.
Чтение сказки.
Жужжащее чтение.
Чтение учителя.
Чтение учеников (выборочно).
- А теперь проверим, на сколько, вы хорошо поняли, на сколько, вы хорошо знаете мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь.
Понравилась ли вам сказка?
Что именно вам понравилась в сказке?
Почему сказка так называется?
Можно ли по-другому озаглавить этот текст?
Какая главная мысль сказки?
На сколько частей можно разделить сказку? (На 4 части)
Перескажите первую часть.
Куда поднялась бабочка?
Как там было?
От чего повлажнели крылья бабочки?
Кого бабочка увидела на поляне?
- Ребята, давайте сейчас прочитаем сказку по частям. Прочтите мне первую часть сказки. - Помогите бабочке, объясните ей, что такое земля.
А теперь прочитаем вторую часть. - Как вы думаете, что такое воздух?
А теперь прочтите третью часть. - И скажите, пожалуйста, что такое вода?
Прочитайте четвёртую часть. - Расскажите о человеке. Кто он такой человек?
- Мы очень хорошо поработали над текстом. Давайте сейчас немножко отдохнём.
Физминутка.
- Как красива наша планета Земля. Давайте, и мы порадуемся солнечному теплу. Представьте, что мы на красивой лесной поляне.
(Учитель читает стихи, а ученики выполняют движения).
Запорхаем яркими бабочками
Попрыгаем зелёными кузнечиками
Закружимся голубыми мотыльками
И пройдем важно, как майские жуки.
- Мы хорошо отдохнули, и теперь еще разок прочитаем сказку, только про себя. После этого будем пересказывать.
3. Пересказ сказки.
4. Разминка.
- Скажите, какие самые главные слова сказки?
- Что объединяет эти слова?
- Дети, знаете ли вы обычаи, традиции нашего (тувинского) народа по отношению к Земле, к Воде? (Освещение воды, родников, перевалов)
- А вы согласны ли с утверждением, что человек хозяин Земли? (Человек - он дитя природы). Но от человека зависит то, каким будет ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ.
5. Работа с сигнальными карточками.
Скоро наступит весна, а потом лето. Все хотят на природу, на экскурсию, в поход. По- любоваться природой. Ведь именно в это время мы больше общаемся с природой, чем в другое время года. Давайте поговорим о природе, экологических правилах и поработаем сигнальными карточками. Я вам покажу красный свет, о чем вы думаете? Какое отношение имеет красный свет в природе? (Пожар)
Запомните!
Красный свет – вред природе! Желтый свет – осторожно! Зелёный – красиво, зелень, жизнь!
- Найдите в тексте похожие описания к зелёному (красному, желтому) свету. Когда читает, а вы поднимите, пожалуйста, свои сигнальные карточки.
- Теперь сами придумайте, что вы делаете, когда находитесь в лесу. А ребята вам покажут сигнальные карточки, что нельзя, а что можно.
6. Домашнее задание.
Всем нужно нарисовать в тетрадях свой экологический светофор.
Давайте, ребята, закончим урок чтением следующего стихотворения. Дети хором читают.
Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
Река без рыбы – не река.
Лес без зверей - не лес.
Воздух без птиц – не воздух.
Учитель: А человек без этого не может существовать.
Сказка “Путешествие бабочки”
Бабочка только вчера появилась на свет и ничего ещё не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная.
- Что это? – спросила Бабочка. И множество голосов ответило: “Земля”.
Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух.
Воздух был свеж, чист. Пахло цветами, травой, мёдом.
- Что это? Не успела подумать Бабочка, как отовсюду послышались птичьи голоса: “Воздух, воздух”.
В воздухе приятно было летать, но Бабочке мешали солнечные блики внизу. И оттуда, снизу, тянуло сыростью, и у Бабочки повлажнели крылья.
- Что же это такое? – удивилась она.
Тихий журчащий голос прошептал:
“Вода”, и раздался всплеск рыбы.
Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела другую бабочку, но она была такой огромной. Она присела на тёплую и мягкую площадку. Огляделась и увидела, что на неё смотрят два огромных глаза.
- Кто это? – испугалась Бабочка.
- Человек, - ответил белокурый мальчишка…