Программа обучения английскому языку предназначена для дошкольников 5-6 - летнего возраста и учитывает психофизиологические особенности детей этого возраста.
Психологи отмечают, что восприятие, память и внимание детей 5-6, так же как и 3-4 лет, все еще носит непроизвольный характер. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психологической активности: он самостоятельно ставит цель - запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить надо, всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти - наиболее продуктивной формы запоминания.
Дети 5-6 лет еще не в полной мере управляют своим восприятием, с трудом могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Характерной особенностью внимания остается выбор внешне привлекательных, ярких предметов. Сосредоточенность внимания зависит от устойчивости и сохранения интереса к воспринимаемым объектам. Отсюда так важен выбор наглядности в работе с дошкольниками, доступность, яркость, оригинальность материалов.
Что касается речи, то обучение иностранному языку дошкольников существенно отличается от обучения в начальной школе. Многие основополагающие речевые умения и навыки им еще недоступны. Вследствие этого детям 5-6 лет трудно выстроить усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т.д. Задача дошкольного образования состоит не столько в максимальном ускорении развития ребенка, не в формировании сроков и темпов перевода его на “рельсы” школьного обучения, сколько в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В дошкольном возрасте процесс познания отличается своеобразием: он происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, необходимо способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем гармоничнее и успешнее протекает его развитие, реализуются потенциальные возможности.
На протяжении всего обучения английскому языку сохраняется единство форм и видов работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза в основном воспринимается детьми не как набор лексических единиц, а как бок, нечто единое, целое, как образ. Учитель способствует интенсивному интеллектуальному, эмоционально-личностному развитию детей. Совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольное поведение, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет основу для начала систематического обучения в начальной школе. Важнейшим проявлением самостоятельности детей является творчество, из этого вытекает задача учителя - развивать интерес детей к творчеству.
Цели и задачи обучения
Основной целью курса является ознакомление детей с лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, введение элементарных языковых конструкций, воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран, ознакомление с детским фольклором.
Данные цели определяют основные задачи курса:
- воспитательная;
- поведенческая;
- познавательная;
- организационная;
- лингвистическая;
- развитие памяти;
- развитие элементарной логики.
- Учитель создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи, обогащая этим нравственный опыт детей и развивая эмпатию.
- Старшие дошкольники способны освоить элементарные правила культуры поведения и общения. Они начинают делать выводы об особенностях правил поведения и вежливости в других странах. Им становятся понятны мотивы выполнения правил и норм.
- Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью и традициями разных народов, животным и растительным миром разных стран.
- Учитель направляет работу коллектива, создает особый настрой в группе дошкольников для развития умений и навыков качественного обучения английскому языку как в большой группе - 12-14 дошкольников, так и в малых командах - по 5-6 детей.
- В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком, активно используют бытовую лексику. Точное и правильное называние предметов является хорошей базой для введения, активизации и закрепления ее в английском языке. Дети знакомятся с основными звуками фонетического строя языка, и идет дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка. Формируются умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов.
- Особое место на занятиях отводится математике. Дети осваивают счет до 12, учатся обратному счету, закрепляют последовательность цифр, отгадывают их по написанию, разбираются в составе числа, решают простейшие задачи и примеры. Одновременно учитель предлагает описать различные геометрические фигуры, учит определять форму предмета, составлять алгоритм выполнения заданий
- Учитель направляет работу на формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и учит сопоставлять целостные конструкции, которые являются более сложными, нежели на двух предыдущих этапах обучения. При этом развивается языковая память (фотографическая, образная, графическая, словесная) и творческие способности, расширяется кругозор детей и уровень их общей культуры.
Виды и формы работы
Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их общекультурное развитие и связи с семьей.
Основными видами деятельности детей 5-6 лет являются:
- игра;
- общение со взрослыми и сверстниками;
- экспериментирование;
- предметная деятельность;
- изобразительная деятельность;
- художественно-театральная деятельность;
- детский труд.
Все эти виды деятельности занимают ключевое место в программе. Учитывая их, можно выделить основные приемы работы на занятиях английским языком:
- имитация;
- использование игр;
- создание ярких запоминающихся образов.
Проводится систематическая работа по развитию фонематического слуха. Учитель создает визуальные, музыкальные, пластические, слуховые, художественные образы и пользуется невербальными средствами обучения: картинками, игрушками, плакатами, постерами, видео- и аудиоматериалами, предметами.
В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр:
- развивающие языковые игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- строительно-конструктивные игры;
- режиссерские игры;
- театральные игры;
- игры-драматизации;
- народные игры;
- хороводные игры;
- развивающие игры;
- игры с готовым содержанием и правилами;
- подвижные игры и спортивные развлечения;
- игры-экспериментирование.
Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами. Многие из них развивают мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации. Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним задачу, осознать игровые правила: соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по “своим”дорожкам, не произносить запретные слова, следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими, контролировать себя, добиваться выигрыша и первенства. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают программу в начальной школе.
Разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх и играх- драматизациях сюжетов сказок, спектаклей с куклами, игрушками - самоделками, пальчиковый театр или костюмированные вечера хотя и трудоемки по подготовке, но очень полезны, т.к. стимулируют мотивацию и готовность к говорению на иностранном языке.
Принципы работы
В ходе занятий с детьми 5-6-летнего возраста следует учитывать следующие принципы работы:
- обязательное использование всевозможных средств поощрения, как вербальных, так и материальных;
- формирование у детей положительного образа учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка;
- имитирование речи учителя на родном языке до 5-10%, и, как следствие, доведение речи детей на английском языке до 90%;
- системное введение лексики по схеме: первое занятие - 4 слова, второе занятие-закрепление, последующие занятия - активизация с использованием речевых конструкций плюс 3-4 новых слова;
- учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;
- обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;
- предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе (такая работа помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимет языковые барьеры);
- умении организовать свою учебную деятельность, развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Виды работы на занятиях английским языком
Структура и содержание курса
Выбор тематики и уровня лексико-грамматического материала учитывает особенности развития дошкольников, их интересы и мотивацию. От также связан и соотнесен с учебно-методическими планами по развитию познавательных способностей и речи детей на русском языке в группе детского сада.
Исходя из опыта обучения дошкольников 5-6-летнего возраста английскому языку, представляется целесообразным ввести следующие темы:
- приветствие;
- время суток;
- времена года, погода;
- цвета;
- знакомство, возраст;
- цифры, счет;
- режим дня;
- дикие животные;
- домашние животные;
- игрушки;
- прилагательные;
- одежда;
- мебель;
- все для дома;
- семья;
- транспорт;
- игры и спорт;
- растения и насекомые.
Увеличение объема лексического материала и расширение грамматических конструкций на завершающем этапе происходит путем поэтапного введения их в ходе занятий с последующими активизацией и закреплением, примерно на 40% больше, чем на предыдущем этапе. К концу третьего этапа обучения дошкольниками усваивается около 200 лексических единиц.
Занятия с детьми-дошкольниками следует проводить не реже 3 раз в неделю продолжительностью до 30 минут. Эффективнее всего организовать их с 10 до 12 часов утром в группе из 6-7 человек.
Контроль предполагается вести как текущий в виде соревнований и турниров, так и итоговый после прохождения каждой темы. Этот контроль может быть в форме праздника, утренника, или концерта, спектакля с приглашением воспитателей, родителей и младших дошкольников. В ходе контроля повторяются лексико-грамматические структуры и выявляются конструкции, нуждающиеся в дополнительной отработке.
Тема | Грамматические конструкции | Лексика, стихи, песни, танцы, игры |
Приветствие | How are you? 1 am fine, thank you. See you later/next week | Good morning /afternoon/ evening /night, hello, hi, nice to see / meet you, good-bye. Poems - Шёл англичанин, Good morning. |
Время суток | In the morning, afternoon, evening, at night/3 o'clock What's the time? It's..I am in a hurry | Morning / afternoon / evening /night, hurry, 1-12 o'clock Poems-In the morning, Good morning. Good night. Breakfast in the morning. Songs - Listen to the clock, К моим ресничкам сон прилип. |
Времена года, погода | What season/day is it? What is the weather? It's | Winter, spring, summer, autumn, Sunday, Monday. Tuesday, Wednesday. Thursday, Friday, Saturday; January, February, March, April. May, June. July, August, Septembei, October, November, December, cold, hot Poems - Seasons. С ветки березы Songs - Ram, Rainbow. |
Цвета | What colour is the? The…is... Show smth black. What colour is missing? | Red, white, black, brown, grey, green, yellow, orange, violet, put pie, dark/light. Poems - Touch your head. Я рисую твой портрет, Mr. Green. Game - Show smth white |
Знакомство, возраст | I am Lilya. I am from Russia. My/his/her name/surname is... I am 6.I live in St. Petersburg in... Street. What is your name? | 1, he, she, we, name, surname, from, boy/girl/man/woman, Russia, America, Africa. Songs - What is your name? Это я, если дружишь ты... Where are you from? Poems - Шли мы рядышком, если спросят. |
Цифры, счёт | How many/much? | 1 -12,1 plus 2 is three. 5 minus 4 is 1 Poems - Little Indians, 5 Fat Sausages, Little Dogs, I Caught a Hare, Ten Little Men, We Have 10 Little Fingers. Game - Potatoes |
Режим дня | When do you clean your teeth? It's time to ride a bike. | Sleep, get up, go to the bathroom/kitchen /your room/the kindergarten/ bed, brush your hair, turn on/off the tap, take soap/your towel/a shower/ a bath/your brush, wash your face/hands /neck/ eyes/ears/cheeks/chin, clean your teeth, dress, have breakfast/dinner/supper, drink |
Дикие животные | It is a ... The wolf is grey. |
Tiger, lion, elephant, kangaroo, zebra, panda, wolf, fox, squirrel, hare, hedgehog, mouse, bird, gorilla, octopus, fish, monkey, duck, parrot, crocodile, frog, camel, giraffe, hippo, bear. Poems - Elephant We are off to the Zoo. Songs - Have you Ever Seen a hippo? |
Домашние животные | Is it a...? Yes, it is. No. It isn't. | Cow, horse, hen, chicken, cock, goose, rabbit, sheep, goat, rat, cat. kitten, dog, puppy, pig. Poems - Piggy. Little Mouse, Pussy Cat Songs - Red Hen. Listen, Black Sheep, Hey. Diddle, diddle. Tale-The House In The Wood |
Игрушки | I have got a ... My…is little. | House, ball, doll, top, brick, yo-yo, robot, game boy, clock, bear Poems - Teddy bear, Humpty - Dumpy. Game - Shop |
Прилагательные | My doll is ... | Big/little, short/tall/long, ugly/beautiful, clever/stupid, noisy/quiet, new/old /young, strong/weak, fat |
Одежда | What are you wearing? I am wearing… | Shirt, skirt, shorts, socks, tights, shoes, sandals, boots, pajamas, costume, coat, trousers, blouse, dress, jacket, sweater |
Мебель | Where is the toy? It's on/in/under the chair. | Table, chair, sofa, desk, bookcase, floor, wall, ceiling, window, door, chest of drawers, bed. Poem - Взяться я решил за ум |
Все для дома | What is it? | Dustpan, blanket, pillow, pen, pencil, copy-book, bag, rug, picture, radio, television, iron, book, towel |
Семья | Have you got a...? Yes. 1 have No, I haven't. | Mother, father, sister, brother, daughter, son, grandmother, grandfather, aunt, uncle Poems - I've Got. My Dear, Dear Mother Songs - Важной тайной одной |
Транспорт | Go by | Tram, train, bus, car, lorry, plane, helicopter, bulldozer, bike, scooter |
Игры и спорт | 1 like to play... | Football, basketball, tennis, table tennis, skip, skate, badminton, hop, jump, run, ride a bike, hockey, snowballs, do exercises, turn around, clap your hands Poems - Hands up. My Hands Upon My Head, Head and Shoulders Dance - Clap your hands |
Растения и насекомые | Tree, flower, violet, rose, bee, fly, butterfly, dragonfly, bumblebee, lady-bird, grasshopper, spider, mosquito | |
Еда | 1 don't like... Give me a pear, please Here you are Not at all. |
Soup, porridge, bread, jam, cheese, milk, chocolate, sandwich, pizza, sugar meat, tea, juice, cucumber, tomato, potato, beet, turnip, grapes, strawberry, apple, pear, plum, apricot, peach, lemon, orange, banana, salt, popper fish pumpkin, biscuits, cabbage, carrot, chicken, ice-cream, pie coffee salad |
Методическая литература, учебный комплекс и наглядный материал, используемые на занятиях по английскому языку в детском саду:
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1996.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. М.: Просвещение, 1992.
- Чего на свете не бывает. Под ред. О.М.Дьяченко, Е.П.Агаева. М.Просвещение, 1991.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Тринго, 1995.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Екатеринбург, 2003.
- Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. УМК Как детишек нам учить по-английски говорить. СПб.: КАРО, 2002.
- Иностранные языки в школе, 1990-2004 , НМЖ М.
- Верещагина И.Н. УМК “Анлгийский-1”, М.: Просвещение, 2001.
- Уолт Дисней. Большой словарь Диснея;
- Английский для малышей - 1, 2. Мастерская Игоря Шадхана, 2000.
- Английский для малышей. Видео для дома, 2000.
- “Счастливый английский” лото.
- Учебный набор цифр, букв и знаков с магнитным креплением.
- Английский для дошкольников”, Т.В.Земченкова, Москва: ВАКО, 2008.
Открытое занятие по английскому языку “ Good night Little ones” (Приложение)