Образование сегодня нацелено на решение чрезвычайно важных взаимосвязанных задач: сохранения и приумножения культурного наследия общества, развитии ценностных ориентаций личности, социализации личности на ответственном этапе ее формирования, способной в изменяющихся обстоятельствах найти и выстроить свою жизненную и профессиональную траекторию. Эти позиции находят свое отражение в модели Российского образования – 2020.
Школа в содержание своей деятельности закладывает такие ценности как образование, индивидуальность каждого участника образовательного процесса, осмысленное взаимодействие ребенка с культурой, самоопределение ученика и педагога в свободном образовательном пространстве.
Характеристика инновационных аспектов образовательного процесса как частей нового направления предполагает, прежде всего, изменение его структуры.
Введение сетевого профильного обучения обусловило изменение подходов к построению содержательного компонента обучения, актуализировало вопросы построения и осуществления индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Сеть является динамической, способной интегрировать ресурсы различных образовательных центров, обеспечивая гибкое реагирование на изменения социального заказа, опережающее формирование спроса на образовательные услуги и его согласование между всеми субъектами образовательного процесса.
Она направлена на ликвидацию разрыва между содержанием образовательных программ средней школы и требованиями вступительных экзаменов в вуз. Сетевая организация профильного обучения предусматривает так же возможность получения начального профессионального образования за счет часов элективных курсов.
Не для кого не секрет, что отдельно взятая школа не обладает достаточными кадровыми, материальными ресурсами, учебно-методическим обеспечением.
Сетевая организация Кировского административного округа города Омска представляет собой объединение социальных партнеров: четырёх общеобразовательных школ, специальной школы открытого типа №153, межшкольного учебного комбината Октябрьского административного округа. Наблюдается процесс их взаимодействия, позволяющий аккумулировать образовательные, кадровые и материальные ресурсы. В результате – функционирование каждого учреждения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным, расширяется спектр образовательных услуг, повышается качество образования. Тем самым образовательные учреждения, входящие в сеть, обеспечивают вариативное пространство для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся, создавая условия для усиления их учебной мобильности на основе использования возможностей социальных партнеров. Каждый старшеклассник самостоятельно делает и обосновывает свой первый шаг по определению собственного содержания образования.
С 2009 года все выпускники по окончании полной средней школы сдают 2 и более единых государственных экзамена: два – обязательные для всех (“математика” и “русский язык”), а остальные экзамены по выбору, с учетом профиля дальнейшего обучения в высшем или среднем профессиональном учебном заведении.
Только выполнение заданий уровня В и С обеспечит обучающимся поступление в вузы. Основное содержание профильных предметов и элективных курсов направлено на подготовку обучающихся к выполнению именно таких заданий. Педагоги, работающие в профильных группах, ориентируются на весь спектр методов обучения, но преимущество отдается деятельностным технологиям. Обучающиеся должны научиться думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и на их основе искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Деятельностные технологии обеспечивают эффективную подготовку старшеклассников к выполнению заданий единого государственного экзамена.
Эффективность сетевой модели организации профильного обучения подтверждается не только диагностиками, направленными на определение психологической комфортности, но и конкретными, объективными показателями – результатами промежуточной аттестации обучающихся, организованной в форме сессии.
Таким образом, сетевое профильное обучение – это нелинейная, многоуровневая, самоорганизующаяся система, способная обеспечивать взаимодополняемость альтернативных путей реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с целью достижения личностно и социально значимых образовательных результатов профильного обучения.
По результатам обобщения практической деятельности профильного и элективного курсов были разработаны дидактические учебные материалы, которые прошли успешную апробацию в течение трёх лет. Дидактический справочный материал является эффективным и результативным по дифференциации процесса подготовки учеников к ЕГЭ. Данный материал предлагается учителям физики при подготовке детей к ЕГЭ.