Цели урока:
– способствовать выявлению знаний и умений у обучающихся в нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования;
– формировать познавательный интерес к предмету математики и здоровому образу жизни через игровую форму;
– воспитывать умение управлять своим поведением,
подчиняться требованиям коллектива.
Оборудование урока:
– жетоны, плакат, бочонок с номерами, карточки (зеленая, желтая, красная).
Информация для учителя
За каждый правильный ответ команда получает жетон. 1 жетон – 1 балл.
Если команда ответить не может, отвечает команда соперников.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Пусть эпиграфом к нашему уроку послужат слова, которыми можно описать здоровье.
“Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие”. Необходимо также всегда помнить, что купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями! Наша главная задача – беречь свое здоровье.
2. Разминка.
Вопросы для двух команд (1 балл за правильный ответ).
- Высший балл в школах России. (5.)
- Это доступный и эффективный способ снять умственное и физическое напряжение. Надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (Сон.)
- Назовите пословицы и поговорки про сон. (Утро вечера мудренее!)
- Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года.)
- Наименьшее четное число. (2.)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат.)
- Треугольный платок. (Косынка.)
- Область медицины, изучающая влияние на здоровье человека всего, что его окружает. (Гигиена.)
- В честь какой древнегреческой богини названа эта область медицины? (Гигиена названа так в честь молодой красивой женщины – богини древнегреческой мифологии Гигиейи.)
- Масса кубического метра воды? (1000кг.)
- Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из одной точки. (Угол.)
- Какую геометрическую фигуру обозначают малыми латинскими буквами? (Прямая.)
- Соперник нолика. (Крестик.)
- Если съесть одну сливу, то что останется? (Косточка.)
– Сон дарит силы и бодрость. Должны
соблюдаться условия для здорового сна: удобная
подушка, чистое и проветренное помещение,
температура воздуха около 20 градусов.
Спать нужно не меньше 10 часов.
3. 1-й гейм “Дальше… дальше… дальше…”
(Вопросы задавать по очереди: 1 команде – 1 вопрос, 2 команде – 1 и 2 вопросы, 1 команде – 2 и 3 и т. д.)
1 команда
- Что тяжелее: 1кг ваты или 1кг железа?
- Чему равно 3 в третьей степени?
- Чему равен периметр квадрата?
- Как называется результат сложения?
- Сколько секунд в 1 ч?
- На что похожа половина яблока? (На вторую половину яблока.)
- Чему равна площадь прямоугольника?
- Как из двух спичек получить десять, не ломая их? (Х.)
- Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю?
- Сформулируйте признак делимости на 9.
- Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда?
- 49 – составное число?
- Как называется прибор для измерения углов?
2 команда
- Что длиннее: 1км шоссе или 1000 м тропинки?
- Чему равно 2 в четвертой степени?
- Чему равен периметр прямоугольника?
- Как называется результат вычитания?
- Сколько миллиметров в 1 м?
- Чему равна половина торта?
- Чему равна площадь квадрата?
- Как из трех спичек получить четыре, не ломая их?
- Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
- Сформулируйте признак делимости на 3.
- Чему равен объем куба?
- 41 – простое число?
- Как называется прибор для измерения отрезков?
4. Физкультминутка
– Как называется несколько несложных упражнений, которые обеспечивают повышение физической и умственной работоспособности на весь день, укрепляют организм, делают его устойчивым к болезням? (Зарядка.)
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
5. 2-й гейм “Темная лошадка”
1 команда
- Натуральное число, которое имеет только 2 делителя: единицу и само это число, называется… (простым).
- Если 2 натуральных числа имеют наибольший общий делитель, равный 1, то они называются… (взаимно простыми).
- Если числитель и знаменатель дроби взаимно простые числа, то такую дробь называют…(несократимой).
- Число, на которое надо умножить знаменатель дроби, чтобы получить новый знаменатель, называется… (дополнительный множитель).
- Наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа a и b, называется… этих чисел (НОД).
- Можно ли нуль разделить на натуральное число?
- Если запись натурального числа оканчивается четной цифрой, то число делится… (на 2).
- Какое четное число не является составным?
2 команда
- Натуральное число, которое имеет более двух делителей, называется… (составным).
- Как называются 2 числа, у которых наибольший общий делитель равен 1? (Взаимно простые).
- Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от 1, называется… (сокращением дробей).
- Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже натуральное число, то получится… (равная ей дробь).
- Наименьшее натуральное число, которое кратно числам a и b, называется… этих чисел (НОК).
- Можно ли натуральное число разделить на нуль?
- Если запись натурального числа оканчивается 0, то число делится… (на 10 и 5).
- Среди простых чисел есть два числа, разность которых равна 1. Что это за числа?
6. 3-й гейм “Заморочки из бочки” (вытягивают номера вопросов)
- Что больше или ? ( )
- Дана дробь . Какое число надо прибавить к числителю и знаменателю, чтобы получилась дробь ?
- Дана дробь . Какое число нужно вычесть из числителя и прибавить к знаменателю, чтобы получилась дробь ?
- Как можно разделить поровну семь хлебов между восемью людьми, пользуясь единичными дробями? (Ответ: + + на каждого.)
- Бублик разделили на 3 части. Сколько сделали разрезов? (3).
- Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2).
7. “Гонка за лидером”
Право первого ответа имеет команда, набравшая меньшее количество баллов.
- Очень плохая оценка знаний. (Двойка.)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь.)
- Наименьшее составное число. (2.)
- Знак для записи числа. (Цифра.)
- Сотая часть числа. (Процент.)
- Геометрическая фигура в любовных делах? (Треугольник.)
- Объем килограмма воды. (Литр.)
- Количество музыкантов в квартете. (Четыре.)
8. Подведение итогов урока
Ребята могут самостоятельно оценить себя и своих ребят, выделить тех, кто принес больше баллов своей команде.
Пожелания друзьям
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
С. Маршак
9. Рефлексия
– У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
Карточка зеленого цвета обозначает: “Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке”.
Карточка желтого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.
Карточка красного цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов”.
10. Творческое задание (по желанию)
Подобрать и оформить занимательные задачи для следующего игрового урока.