Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Построение индивидуально-ориентированной системы обучения является насущным требованием сегодняшнего дня. Она содействует выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов и диктует необходимость изменения традиционных подходов к обучению.
Не секрет для любого учителя информатики, что в одном и том же классе ученики могут иметь совершенно разный уровень знаний и умений. Зависит это от многих факторов – от того, есть ли у школьника свободный доступ к компьютеру, от способностей, личной заинтересованности. Поэтому, при подборе форм и методов работы основной целью считаю направленность на индивидуализацию обучения – помочь ученику, недостаточно владеющему материалом, и дать возможность раскрыться “продвинутому”.
Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
- выявляю внутренние психофизиологические ресурсы учащегося, учитывая результаты психологического мониторинга;
- осуществляю дифференциацию обучения на уроках;
- развиваю самостоятельность учащегося, умение организовать свою научно-познавательную деятельность
Для того чтобы решить поставленные задачи, работаю совместно со школьным психологом. Изучение результатов психологического мониторинга позволяет видеть каждого ученика, рассматривать его как личность.
В зависимости от уровня развития познавательных процессов и интересов учеников в классе выделяются как минимум три группы:
- обучаемые с низким уровнем развития мышления и памяти;
- обучаемые со средним уровнем развития мышления и недостаточным развитием других психических процессов – внимания, памяти, производительности;
- обучаемые с высоким уровнем развития мышления
В основе содержания обучения в третьей группе лежит формирование теоретического, обобщающего мышления; в первой и второй группе – коррекция и развитие тех психических функций, которые необходимы для того, чтобы перейти к формированию теоретического мышления. Как в такой ситуации получить результат? Предлагаю достаточно эффективный способ решения данной проблемы – использование системы заданий с нарастающей степенью сложности. Достоинством предлагаемого подхода является то, что простейшие задачи доступны для решения практически всеми учащимися, что позволяет наиболее слабым из них преодолевать “комплексы неполноценности”, а тем, кто решил задачу в очередной, более сложной постановке подняться на уровень выше. Задание каждого уровня создает основу для выполнения заданий следующего уровня. При этом в зависимости от возможностей и работоспособности учащегося он выполняет все задания, либо останавливается на задании более низкого уровня.
Таким образом, каждый ученик работает в своем собственном режиме и нет “простаивающих” учащихся.
В своей работе использую технологию индивидуально-ориентированного обучения и опираюсь на следующие принципы:
- выбора индивидуальной образовательной траектории;
- опоры на субъективный опыт ученика;
- направленности обучения на развитие личности ученика
- образовательной рефлексии;
- успешности обучения.
Все эти принципы на практике реализую с помощью метода проектов, где присутствуют и индивидуальные и групповые формы работы.
Прежде чем организовать работу с учащимися по методу проектов, тщательно изучаю индивидуальные способности, интересы каждого ученика, что помогает подобрать посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности.
Работу над проектом осуществляю в несколько этапов:
- подготовительный;
- планирования;
- исследовательский;
- отчет-представление результатов исследования;
- оценки результатов выполнения проекта
Мною используется следующий подход к организации проектной деятельности.
В конце первого урока по изучению новой темы 10 минут уделяю выбору проблемной области, формированию состава проектной группы - это подготовительный этап. Учащиеся могут самостоятельно выбрать делового партнера по проектной работе, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы.
В конце следующего урока 15 минут отвожу на этап планирования. Учащиеся определяют конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, распределяют обязанности в группе в соответствии со своим индивидуальным стилем деятельности и выбирают способы поиска информации.
На последующих уроках учащиеся работают над проектом, одновременно осваивая практические навыки работы с определенным программным продуктом. На этих уроках реализую исследовательский этап, в ходе которого учащиеся осуществляют сбор и анализ информации. На данном этапе ученики работают самостоятельно, я принимаю участие в их деятельности как организатор, указывая некоторые источники и способы сбора информации. Наиболее подготовленные учащиеся так же выступают в роли консультантов. Развитие ученика идет не только путем овладения им нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение опыта путем использования всего того, что накоплено им в процессе его собственной жизнедеятельности.
Весь подготовленный материал надо представить одноклассникам, поэтому в конце изучения темы один урок отвожу защите проектов. Публичная защита является очень важной частью работы, именно она позволяет учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе работы.
Оценка результатов – последний этап работы над проектом. При оценивании результатов использую рейтинговый вид оценки, который представляется в таблице разными цветами: (красный – 1 балл (плохо), розовый – 2 балла (слабо), синий – 3 балла (хорошо), зеленый – 4 балла (отлично). На основании выставленных баллов выводится рейтинговая оценка. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. По согласованию с каждым учеником результаты его деятельности фиксирую в одной таблице.
После каждого этапа проекта учащиеся обсуждают проделанную работу на данном этапе: обмениваются полученной информацией, корректируют методы дальнейшей работы, формулируют полученные результаты.
Помимо метода проектов, индивидуальную образовательную траекторию ученика могу выстраивать в пределах традиционного урока, где каждый ученик работает в своем режиме.
Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляю через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через задания профилирующего характера, через проверочные и зачетные задания разноуровневого характера.
Принцип успешности обучения позволяет стимулировать активную деятельность ученика при оценивании его знаний. Результаты практической или зачетной работы в течение одной недели учащийся имеет возможность исправить, выполнив индивидуальное задание по заданной теме, тем самым повысив свою оценку.
На уроках информатики активизация деятельности учащихся не представляет сложности. Эта активность связана с восприятием учащимися компьютера с “бытовой” точки зрения как средства развлечения (игры, музыка, видео). Поэтому, изучение компьютера, как вычислительного средства, инструмента для поиска информации, как важнейшего орудия для создания и обработки информации, наконец, изучение устройства и принципов работы ЭВМ отходит у большинства обучающихся на второй план.
Что ждут они от урока информатики? Большинство детей привлекают возможности компьютерной техники (и чем новее техника, тем шире эти возможности). Объектами их внимания являются игры, видео, музыка, изображения, то есть всё то, что привлекает визуально. Всё это называют одним словом – “мультимедиа”. Поэтому направляю это великолепное средство мотивации в нужное русло. Тем более что сегодня для создания мультимедийных и интерактивных материалов существует множество средств.
Такой материал представляю в виде:
- презентаций (с их помощью иллюстрирую новый материал, или в некоторых случаях предоставляю учащимся возможность самостоятельного изучения, что более значимо);
- компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);
- мультимедийных программ, которые применяю для закрепления изученного материала на уроке;
- проверочных тестов, для создания которых использую современные тестовые оболочки и готовые тесты по предмету на мультимедийных дисках.
- графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, схемы, раздаточные материалы, или изображения, которые школьник сам находит и просматривает на компьютере).
На уроках информатики имеет приоритет практическая деятельность учащихся, через которую и происходит познание. Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость для ученика. В этом случае возникает мотив к познанию, развивается стремление к дальнейшим действиям. Для достижения этого результата использую метод проектов. Но не всякую деятельность можно трансформировать в проектную. Тогда добавляю в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент. Практическая деятельность несет развивающий характер, поэтому предлагаю для решения прикладных задач самостоятельную исследовательскую, аналитическую деятельность. При этом формирую разноуровневые задания.
При изучении сложного или “скучного” материала, каким часто бывает программирование, сначала показываю работу небольших программ, созданных с помощью изучаемого языка,. После такой демонстрации у части школьников возникает желание самим создать что-то подобное.
По отдельным разделам курса( информационные технологии, программирование и алгоритмизация, логические основы работы компьютера, информация и информационные процессы) применяю такие приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач.
Например, в разделе алгоритмизация и программирование - это приемы решения задач, использование алгоритмических конструкций, запись данных; в разделе информационные технологии - это приемы использования компьютера при решении прикладных задач (экономических, исследовательских, графических...). Без усвоения специальных приемов учебной деятельности невозможна выработка сознательных умений и навыков.
Работа по технологии индивидуально-ориентированного обучения позволяет вовлечь каждого ученика в процесс управления своим развитием. Принципы данной технологии способствуют индивидуализации, мотивируют познавательную и учебную активность учащихся, развивают общеучебные умения и навыки. Это способствует:
- развитию системного мышления ученика;
- дальнейшему формированию навыков исследовательской и проектной деятельности;
- развитию межпредметных связей, за счет которых появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные при изучении других предметов.