Математика, 4 класс, автор учебника М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова, С. И. Волкова.
Дидактическая цель: создать условия для закрепления детьми блока информации по теме: "Деление на однозначное число".
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-экскурсия.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, исследовательский.
Форма организации: фронтальная, работа в паре, индивидуальная, дифференцированная.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, экран, рабочая доска, рабочие тетради, раздаточный материал.
Цель урока:
- Создать условия для закрепления умения делить многозначные числа на однозначные.
Задачи урока:
- Закрепить знания и умения по составлению и решению задач, выполнять операции с величинами;
- Развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать;
- Воспитывать интерес к изучаемому материалу, любовь к родному краю.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей урока.
- Тема нашего урока "Деление многозначных чисел на однозначные". Так как урок сегодня не совсем обычный, я предлагаю Вам совершить экскурсию по хорошо знакомым местам. А каким, вы узнаете сами. Во время экскурсии мы будем продолжать учиться делить многозначные числа на однозначные при решении числовых выражений, задач, уравнений.
- Ну что, начнем!
- О каком городе так говорят "России перекресток"?
- Почему так говорят?
(Крупнейший в России железнодорожный узел, связавший все четыре стороны нашего государства, стал его железнодорожным перекрестком его и прославился не только среди россиян, а и в Зарубежье).
- Постоянное движение открылось 27 января 1871 года. Этот год и считается годом основания города, а в 1928 году был образован Ртищевский район и в этом году мы отмечали 80-летие Ртищевскому району.
- Ну что, начинаем нашу экскурсию.
3. Работа над темой урока.
1). Актуализация знаний. Устный счет.
а). Индивидуальная работа.
1. 7518 х 2
2. Найди площадь прямоуг-ка, если его ширина 4 см, а длина в 2 раза больше.
Реши уравнение:
Х х 8 = 800 х 10
3. Сравни, поставь знаки.
5 км 4м * 5 км 40 дм 245 ч * 4 с 5 ч 6 т 200кг * 620 кг 3 сут 10 ч * 190 ч
- Первое что видят гости нашего города, это вокзал.
- А сейчас посчитайте стоимость билетов на: (по рядам)
- Электричка: 60:4 х 3:9 х 12 х 5 = 300
- Пассажирский поезд: 608 + 429 + 392 + 171 = 1600
- Скорый поезд: 1016 + 704 + 150 + 384 + 296 = 2550
Молодцы! Билеты продали, но чтобы поезда отправились в путь, надо правильно решить задачи:
1. В пассажирском составе 8 вагонов, а в товарном 96 вагонов. Во сколько раз вагонов больше в товарном составе, чем в пассажирском?
2. До обеда через станцию прошло 6 пассажирских поездов, а товарных в 13 раз больше. Сколько товарных поездов прошло через станцию до обеда?
3. В вагоне электропоезда было 147 свободных мест. На остановке 45 из них заняли. Сколько свободных мест осталось в вагоне?
4. Коля поехал в Пензу на электричке. Он выехал в 13 часов, а приехал в Пензу в 17 часов. Сколько минут в пути был Коля?
5. Контролер вошел в товарный вагон. В каждом углу он увидел по 4 мешка, на каждом мешке было по 4 кошки, у каждой кошки было по 4 котенка. Сколько ног было в вагоне?
(физминутка)
Мы считали, мы решали, и немножечко устали, а сейчас мы отдохнем и опять решать начнем. А четыре - под бока.
Раз - мы встали, распрямились.
Два - согнулись, наклонились.
Три- руками три хлопка.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.
2). Нахождение периметра и площади.
Мое самое любимое место в городе, это привокзальная площадь, с вечнозелеными елками, скамейками, цветущими клумбами, фонтаном. И вот мы на улице Красной. Здание администрации, книжный магазин.
- Возле книжного магазина надо поставить три клумбы и огородить их бордюром. Вычислите периметр и площадь клумб, чтобы знать сколько метров бордюра нам потребуется.
- А что такое периметр? Площадь?
(слайд)
- Найдите длину цветочной клумбы. Площадь - 1404 дм, а ширина 6 дм.
- Помогите ответить на такой вопрос: чем отличаются выражения первого столбика от второго?
1854 : 6 9368 : 4 7424 : 8 22200 : 6 4350 : 5 81072 : 9
- Не выполняя вычисления, назови правильный ответ.
35042 : 7= 506, 5006, 56.
3). Решение примеров.
- Возвращаемся. Рядом с вокзалом находится церковь. Ее позолоченные купола видно издалека. Наша церковь носит имя великого русского полководца.
- Кто знает, кого?
- Чтобы узнать его имя, надо безошибочно решить примеры:
2280 : 5=456 2136 : 4 =534 3744 : 6=624 16572 : 6 = 2762 17910 : 5=3582 17073: 3=5691 50638 : 7=7234
- Саша приготовил нам небольшое сообщение об А. Невском.
5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла из самых кровопролитных битв эпохи средневековья, вошедшее в историю, как Ледовое побоище. В ходе битвы противник дрогнул и побежал. Их преследование превратилось в побоище. Более пятисот рыцарей пали в битве, утонули. 50 пленных рыцарей с позором провели по улицам Пскова. За это сражение Александр Невский был причислен к лику святых.
В 1889 году построили церковь во имя святого князя Александра Невского. Сейчас Церковь выглядит так.
(проект)
- Битва произошла в 13 веке. А сейчас 21 век. Сколько веков прошло? Сколько лет? (1242г)
- Сколько веков, а точнее 766 лет, а мы помним его героическое сражение. Сейчас идет голосование, выбирают имя России, и вот на одном из первых мест занимает А. Невский.
4). Составление и решение задач:
- А сейчас наш путь лежит на главную площадь, площадь у дворца культуры.
Cоставьте задачи по выражению: 1016 : 8
"В соревнованиях участвуют 1016 мальчиков, а девочек в 8 раз меньше. Сколько девочек участвовало в соревнованиях?"
- Измени вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 действия?
"В парке растет 6000 деревьев. Березок 3600, а елок в 3 раза меньше, чем березок, а остальные тополя. Сколько тополей растет в парке?" (решить)
5) Решение уравнений.
- Много школ в нашем городе. Одной из самых красивых школ является какая школа?
- Правильно, 3 школа.
- Выберите уравнение, которое вам понравилось и решите его.
а х 8 = 1176 : 3
с х 6 = 150 + 90
- Из каждых 2575 двоечников один становится директором школы. Из скольких двоечников получится 5 директоров? (2575х5=12875)
6). Работа с геометрическим материалом.
- В нашем юго-западном районе строится физкультурно-оздоровительный комплекс, где будет большой спортзал и плавательный бассейн. Выглядеть он будет примерно так. Давайте немного пофантазируем и из геометрического материала построим свой комплекс. Назовите величины (единицы массы) в порядке возрастания.
(слайд) ( 5кг40г, 6ц, 1т1ц, 60ц, 10ц, 1т1кг, 999г, 1ц90кг,5т)
(999г, 5кг 40г, 1ц 90кг, 6ц, 10ц, 1т1кг, 1т 1ц, 5т, 60ц).
- Какие еще величины вы знаете? (ед.длины, ед. площади, ед, времени, ).
- Какими нотами можно измерить пространство?
(МИ- ЛЯ - МИ)
- Красивый получился комплекс. У вас на столе лежат карточки, сколько строительного материала надо для отделки этого здания?
(карточки с дифференцированным заданием).
- За 3 минуты выполните те задания, которые Вам больше понравились.
Реши пример. (1654+1487) : 9=
2. Для отделки спортивного зала купили 1722 банки синей краски, а белой в 6 раз меньше. Сколько всего банок краски купили ?
3. Для строительства бассейна привезли 408 ящиков белой плитки, а голубой 8 ящиков. Во сколько раз ящиков с белой плиткой больше?
4.Периметр квадратного бассейна меньше периметра прямоугольного на 4 м. Чему равна длина стороны квадратного бассейна, если длины сторон прямоугольного равны 6м и 2м.
7). Рефлексия.
- На обратной стороне у вас нарисованы 3 личика. Если вам было очень трудно решать, обведите грустное личико; если не очень, чуть улыбчивое личико; а если очень легко- веселое личико.
- Покажите мне листочки.
4. Итог урока.
-Вот и закончилась наша экскурсия.
- Что мы повторили во время экскурсии?
- Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о нашем городе, еще раз пройтись по самым красивым местам.
5. Выставление оценок.
- Благодарю вас за внимание, наблюдательность, собранность, организованность. Мне было приятно с вами работать. Всем большое спасибо!
Литература.
- "Ртищево - Перекресток России" - А. Громов, И. Кузнецов.
- Отрывок из кинофильма "А. Невский" режиссера Эйзенштейна.
- Интернет ресурсы.