Понятие логарифма

Разделы: Математика


Цель урока: ввести понятие логарифма, рассмотреть основное логарифмическое тождество.

Ход урока

Мы научились решать показательные уравнения и неравенства.

Решите устно: А как решить последнее уравнение? У нас с вами не хватает знаний для решения этого уравнения. Такая же проблема стояла перед математиками на определенном этапе развития математики. Чтобы решить это уравнение, было введено новое понятие – логарифма.

Определение.

Логарифмом положительного числа b по основанию a (a > 0, a1) называют показатель степени, в которую надо возвести основание a, чтобы получить число b.

На доске учительница и в конспектах учащиеся записывают кратко определение так:

log a b =x (b>0, a>0, a1), .

Предлагается учащимся открыть учебники Мордковича А. Г. и прочитать определение логарифма. Определение отвечают после прочтения 2-3 учащихся.

А для чего надо изучать тему: “Логарифмы”? Оказывается, логарифмы находят широкое применение в природе, технике и науке. Семя подсолнуха, панцирь улитки, рога барана расположены по логарифмической спирали (см. рисунок 1). Об этом вы можете прочитать в брошюре Виленкина Н. Я. “Функции в природе и технике”. Задача поиска цели по логарифмической спирали успешно применялась в годы второй мировой войны.

Историческая справка.

Логарифмы использовались для облегчения счета. Впервые были составлены таблицы логарифмов в XVI в. Джоном Непером и Бюрги (их портреты демонстрируются в презентации рисунок 2 и рисунок 3). Позднее Гантером в XVII в. была изобретена логарифмическая линейка. До XX в. инженеры и ученые пользовались логарифмической линейкой как вычислительным прибором. О логарифмической линейке вы можете прочитать в книге Панова Д. Ю. “Счетная линейка”.

Кто хочет сделать доклад на следующий урок по теме: “Применение логарифмов в природе и технике” и “О логарифмической линейке”?

Итак, вернемся к началу урока. Уравнение . Как записать его решение? Ученики сами говорят решение x=log26.

Потренируемся в вычислении логарифмов.

Диктант:

(По одному ученику выходят к доске на задание и записывают решение, остальные самостоятельно в конспекте)

  1. log28 (3, т.к. ), log3 (-3, т.к. 16 (-2,т.к.)-2 =16 ), 2,т.к. (2=),
  2. log0,1 0,001 (3, т.к. (0,1)3=0,001), log10100 (2). Последний логарифм записывают так: lg100 и читают: “десятичный логарифм 100”.

  3. log77 (1), (1), log0,2 0,2 (1). В чем похожи эти примеры? Сделайте вывод и запишите в общем виде (log a a =1);
  4. log61 (0), 1 (0). В чем похожи эти примеры? Сделайте вывод и запишите в общем виде (loga1=0);

Вспомним определение логарифма (спросить 1-2 учеников). log a b =x (bn 0,an 0,a? 1), . Подставим вместо x в последней записи log a b и получим=b – основное логарифмическое тождество.

Найдите: (7), , (6). Учитель ведет запись на доске, а отвечает по одному ученику на пример с места.

Закрепление изученного идет по задачнику Мордковича:

№ 41.8(а, в) Один ученик на доске, а остальные в конспекте.

а); в). Повторяется свойство степени ·=.

Самостоятельно решают с последующей самопроверкой на доске (заранее написано решение на отворотах).

№41.12(а). а) log4x=

№41.13(а). а) logx4=2

№41.15(в). в) (=4

Итак, мы рассмотрели три задачи, решаемые по определению:

log a x=c, 2) log x b=c, 3) log a b =x(буквы выделяются разным цветом)

Подводятся итоги урока и задается задание на самоподготовку.

§41 учить определение,

1 уровень №41.8(б, г),41.7, 41.4,41.15(а,б,г)

2 уровень №41.5,41.6,41.16

*№41.19(а)