"Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом."
(С. Михалков)
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре.
В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социо-культурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Я составила "социальный портрет" того окружения, в котором находится наше дошкольное учреждение. Сюда входит описание близлежащих социальных объектов и достопримечательностей: парки, памятники, Кузнецкая крепость, соборы; перечень улиц, проспектов с указанием названий и кратким их объяснением; знаменательные даты, которые будут отмечаться городом, районом и в которых дети могут принимать участие.
Я выделила то, что доступно и педагогически целесообразно для детей старшей возрастной группы, и внесла соответствующую работу в проект. Кроме того, подумала, как, используя реальную жизнь, можно познакомить детей с историей родного города, с его достопримечательностями, с деятельностью взрослых.
Цели проекта:
- формирование патриотического чувства у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с достопримечательностями родного города;
- духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к истории и культуре родного края.
Задачи:
1. Знакомить детей с родным городом, его историческим прошлым и настоящим.
2. Воспитывать у детей чувства патриотизма - любовь к родному городу, стране, уважительно и с гордостью относиться к символике: гербу, флагу, гимну.
3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Реализация проекта предполагает ряд принципов:
- принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении;
- принцип народности лежит в основе педагогического процесса, потенциал народной культуры имеет развивающее значение;
- принцип опоры на ведущую деятельность реализует связи игры с другими специфическими детскими видами деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной, познавательно-речевой ), которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
- принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Кузнецкой земли;
- принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на достигнутом уровне, а затем возвращаться раннее изученному материалу на новом более высоком уровне;
- принцип развитие личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного уважительного отношения к родному городу, его жителям, труду.
Был разработан план реализации проекта, куда вошли следующие этапы:
1. Организационно-подготовительный, который предусматривает составление проблемно-ориентированного анализа, всестороннего изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы, дифференциацию потребностей педагога и детей, родителей в рамках существующей проблемы, определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.
2. На технологическом этапе определили основные ресурсы для реализации проекта, разработали конкретный план действий по созданию условий в группе. Были созданы: панно "Мой Новокузнецк", разрезные дидактические игры, творческие задания, макет микрорайона, оформлены альбомы, подобран методический материал по данной теме и материал для виртуальных экскурсий.
В методическое обеспечение реализации проекта вошло: создание банка методических рекомендаций и пособий для познавательной деятельности; подбор диагностических методик; разработка программы мониторинга реализации проекта; был разработан перспективный план по приобщению к историческим ценностям родного города, государственным учреждениям.
Организованные формы | Совместная деятельность педагога с детьми | Дата | |
1. Занятие-путешествие "История
возникновения родного города" 2. Экскурсия по близлежащим домам по теме: "Цветники - украшение дворов родного города". |
1. Целевая прогулка по близлежащим
улицам. Правила перехода через улицу "Мы -
пешеходы". 2. Рассматривание иллюстраций о родном городе: Кузнецкая крепость, мост через Томь, площадь Торжеств, Сад Металлургов. 3. Рассказ о названиях районов города: Запсиб, Старокузнецк, Абашево. 4. Подбор открыток о Новокузнецке. 5. Беседа "Почему наш город так называется?" 6. Виртуальная экскурсия по городу. |
сентябрь | |
1. Занятие "Новокузнецк - жемчужина
Кузбасса". 2. Занятие-путешествие "Улицы родного города" |
1. Знакомство с гербом города
Новокузнецка. 2. Беседа о памятниках родного города людям, прославившим город, страну: Памятник Неизвестному солдату, памятник В.В.Маяковскому и др. 3. Изготовление детьми макета своего района. 4. Рассматривание открыток с изображением улиц и площадей родного города. 5. Игра "Путешествие по родному городу". |
октябрь | |
1. Комплексное занятие "Новокузнецк -
город шахтёров" 2. Семейная викторина "Мама, папа, я - новокузнецкая семья". |
1. Закрепление знаний о
памятниках родного города. 2. Игра-путешествие "По родному городу". 3. Сюжетно-ролевая игра "Сталевары". 4. Чтение книг о сталеварах и шахтёрах. |
ноябрь | |
1. Викторина "Улицы родного города". 2. Занятие "Наши знаменитые земляки". 3. Занятие "Мой папа - металлург". |
1. Составление рассказа об
истории города по названиям улиц. 2.Дидактическая игра. "Кто где работает?" 3. Заучивание стихотворения "Что мы Родиной зовём?" 4. Рисование на тему: "Мой город в праздничном убранстве". |
декабрь | |
1. Беседа "Что такое музей?" 2. Занятие-путешествие "Транспорт города". 3. Занятие "Любимый город Новокузнецк".
1. Беседа "Кузнецкая крепость - история нашего города". 2. Занятие "Мой родной Новокузнецк". |
1. Беседа "Знакомство с
драматическим театром Новокузнецка". 2. Игра "Узнай, где я нахожусь?" Закрепление знаний о достопримечательностях Новокузнецка. 3. Беседа о том, как вести себя на улицах города. 4. Сюжетно-ролевая игра "Театр". 5. Целевая прогулка к железной дороге. |
январь | |
1. Беседа о памятниках защитникам
Отечества. 2. Раассказ о Спасо-Преображенском Соборе. 3. Целевая прогулка по близлежащим улицам - закрепление названий улиц и ориентировка в районе. 4. Рассказ о народных промыслах Новокузнецка (Кузнецкая матрёшка, берестяные туески). |
февраль | ||
1. Занятие "Встреча с прекрасным"
(Художественные музеи города). 2. КВН "Любимый город". |
1.Работа со схемой Заводского
района - упражнение в ориентировке. 2.Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: "Красавица Томь". 3.Беседа "Мы - новокузнечане". 4.Создание мини-музея "Мой город". 5.Выставка детских рисунков "В нашем городе весна". |
март | |
1. Занятие "Архитектура родного города. 2. Занятие "Предприятия и учреждения города". |
1. Беседа о народных героях, в
честь которых названы улицы города: Климасенко,
Клименко, М. Тореза. 2. Коллективное рассматривание альбома о знаменитых земляках. 3. Беседа "Наш земляк Леонов А.А. - первый человек, вышедший в открытый космос". 4. Создание макета "Улицы нашего города". 5. Виртуальная экскурсия по Заводскому району. |
апрель | |
1. Занятие "Растительный мир
Новокузнецка". 2. Творческий вечер "Стихи и песни о любимом городе". 3. Итоговое занятие "Конкурс знатоков родного города". |
1. Дидактическая игра "Знаешь ли
ты свой город?" 2. Животный мир Кемеровской области. 3. Коллективное написание рассказа "Мой город". 4. Дидактическая игра. "Водоёмы Новокузнецка". |
май |
Для установления сотрудничества с родителями по реализации проекта, были проведены родительские собрания, тематические встречи, консультации. На протяжении всего периода работы над проектом, информировали родителей об успехах детей в патриотическом воспитании.
По результатам диагностики выявлено, что дети уважительно и с гордостью относятся к символике: гербу, флагу, гимну. У них сформированы первоначальные знания об истории города, возрастает познавательный интерес.
3. На рефлексивно-обобщающем этапе проанализированы успехи и проблемы в реализации проекта и приняты следующие перспективы:
1. Познакомить детей с малыми городами Кемеровской области.
2. Расширять знания детей о достопримечательностях области, об основных профессиях Кузбасса.
3. Знакомить с известными людьми региона.
4. Приобщать детей к истокам народной культуры коренных народов Сибири.
Таким образом, целенаправленная работа способствовала и обогатила детей, педагогов, родителей новыми знаниями о родном городе, уважительно и с гордостью относиться к символике Новокузнецка.