Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.
Цель: закреплять знания детей о слове, звуке, букве.
Задачи:
- развивать фонетический слух;
- упражнять в нахождении места звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- закреплять умение проводить звуковой анализ слова;
- продолжать делить слова на слоги, называть их последовательность;
- закреплять умение составлять предложения по схеме.
Материал: Картинка "Теремок", картинки (в названии которых есть звук Т,Ть), картинки (с изображениями жителей теремка), карточки, схемы предложений (с двумя и тремя словами).
Ход занятия
1. Орг. момент
- Сядет тот, чье имя начинается на гласный звук.
- Следующими садятся те дети, чьи имена начинаются на согласный твердый звук.
- Ну, и остались ребята, чьи имена начинаются на:какие звуки?
- Молодцы! Присаживаемся на места.
2.
- Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок - не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Хотите, ребята, узнать, кто живет в этом теремке?
Жители теремка предлагают вам поиграть с ними в разные игры и повторить все то, чему вы научились на занятиях по обучению грамоте, если вы справитесь с заданиями, которые они вам приготовили, то они откроют вам ставни и вы их увидите.
Согласны? Тогда начнем!
Рис.1
1 задание. "Внимательные ушки".
У вас на столах лежат картинки. Рассмотрите их внимательно. Теперь поднимите картинку, в названии которой встречается звук Т.
(Т: петух, самолет, кастрюля, стакан, тарелка, стул, перчатки, салфетка)
Молодцы!
Теперь поднимите картинки, в названиях которых встречается звук ТЬ.
(Ть: тетрадь, полотенце, телевизор, кровать)
(Корова, шар, ведро, часы - лишние) Почему?
Молодцы! С 1 заданием справились, открываем 1 ставню, и встречаем первого жителя теремка. Кто это? (Заяц)
Рис.2
2 задание. "Внимательные глазки".
Я буду называть слова, а вы на карточке показывать, где находятся звуки М, МЬ в начале, середине или в конце слова.
(Малина, лом, лампа, мина, ямка, лимон, мясо, марка, дом, муха).
Умнички!
Открывается 2 ставня, и знакомимся с новым героем, который давал нам это задание. Кто это? (Медведь).
3 задание. Болото - прошагай словечко!
Представим, что перед вами болото с кочками. Кочки указывают на то, сколько в слове должно быть частей. Одна кочка, значит, сколько частей должно быть в вашем слове? (Одна)
Придумайте слова с одной частью (двумя, тремя).
Картина лото дом Малина кошка рак Корзина река мак дерево лужа лес
Молодцы! Открывается 3 ставня.
4 задание. "Узнай слово по звукам".
На столах карточки.
Рис.3
Рис.4
Рис.5
По первым звукам названия картинок вы должны получить слово.
Выкладывают схему.
- Сколько звуков в вашем слове?
- Какой звук первый?
- второй?
- третий?
- четвертый?
- пятый?
- Сколько гласных звуков?
- А согласных?
- Сколько согласных твердых?
- мягких?
Открывается 4 ставенка.
Физкультминутка. ПОТРУДИЛИСЬ - ОТДОХНЕМ.
Потрудились - отдохнем, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперед, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево - вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
5 задание. Игра "Назови словечко".
Я вам бросаю мяч и называю звуки в разброс, а вы мне бросаете мяч и говорите слово.
(Стол, лимон, парта, слон, слива, вилка, книга, утка, дом, нос).
Открывается 5 ставня.
6 задание. Предложение.
- Ребята, следующий житель теремка просит вас составить предложение из двух слов и составить схему предложения. Составим? (Да)
А теперь составьте предложение вот к этой схеме:
Указываю на первую полоску.
- Какое это слово?
- Назовите второе слово.
- Назовите третье слово.
Открывается 6 ставня.
- Вот мы и познакомились с жителями нашего сказочного Теремка.
- Понравились вам задания, которые вам давали жители Теремка?
- А какие больше? Почему?
- Какие задания вам показались сложными?
- В награду за ваши знания, ваши умения и старания, выдержку и терпение жители Теремка хотят угостить вас конфетами.
Спасибо за работу на занятии.
Конец занятия.