Аксиологический подход к организации краеведческой деятельности

Разделы: География


Аксиологический подход к краеведческой деятельности подростков возник, как результат совместной деятельности МОУ СОШ №16 и Центра внешкольной работы.

Аксиологический подход - это совокупность средств, методов, условий, направленных на формирование эмоционально-ценностного отношения подростка к окружающей действительности. Краеведческая деятельность - это деятельность, направленная на изучение родного края, через краеведческий туризм. Разнообразие направлений в деятельности ЦВР и школы обеспечило многофункциональность и социально-педагогический характер технологии, которая оказалась эффективной для всех возрастов учащихся.

Условиями возникновения технологии явились противоречия:

  • между необходимостью формирования эмоционально-ценностного отношения подростка к окружающей действительности как социального заказа общества, государства и потребности личности, недостаточной направленностью учебных и внеучебных процессов на решение этой проблемы;
  • между пониманием краеведческого содержания как сложной многокомпонентной системы и преимущественной ориентацией школьной практики на знания, умения, навыки;
  • между потребностью работников школы и внешкольных учреждений в овладении инновационными технологиями формирования эмоционально-ценностного отношения подростка к окружающей действительности и отсутствием научно обоснованной методики решения этих задач средствами учебных предметов, внеурочными формами деятельности.

Актуальность предлагаемой технологии можно представить тремя уровнями:

  • социальный заказ общества по созданию условий для развития подростка как субъекта деятельности.
  • краеведение нуждается в едином, синтезированном гуманитарно - интегрированном курсе знаний, так как сегодня оно реализуется только отдельными компонентами в программах различных предметов (география, история, биология и др.).
  • состояние практики применения абстрагированных знаний, получаемых в урочной деятельности в школе.

Технология позволяет дать подростку богатые знания о родном крае, где жили и живут его родственники; природе, которая его окружает; соединить в его сознании полученные знания с практикой их применения. В технологии происходит передача способов деятельности, а не абстрактных знаний, и тем эффективнее становится процесс формирования личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, владеющей творческими умениями.

Технология рассчитана на четыре года и циклична. Она многофункциональна, вариативна, имеет социально-педагогический характер и наиболее эффективна для подросткового возраста (младший - до 12 лет, средний - 12-15, старший 15-18). Реализация осуществляется через краеведческий туризм.

Краеведение, благодаря своему разнообразию и универсальности, дает подросткам сферу практической деятельности, расширяет кругозор и удовлетворяет их потребности. Свойственные туризму значительные, но равномерно распределенные во времени физические нагрузки способствуют укреплению здоровья подростка, а жизнь на природе позволяет приобрести полезные навыки и умения. В туристическом походе вырабатываются сознательная дисциплина и настойчивость, умение принимать самостоятельные решения, уважать мнение другого - качества, столь необходимые каждому в общественной жизни. Краеведческий туризм развивает стремление подростков к новизне, необычности, к поискам и освоению новых знаний и навыков.

Перспективность технологии связана с интеграцией и систематизацией краеведческих знаний в целостную систему, с разработкой концепции краеведческого образования конкретного региона и определением механизма ее реализации. Опыт является уникальным, так как в регионе изучение краеведения носит локальный характер.

Технология применима в массовой школе, создает условия для осознания значимости собственной деятельности всеми участниками (подросток, родитель, педагог) и передачей накопленного опыта, знаний, навыков "из рук в руки", позволяет сохранить преемственность поколений и сформировать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Предлагаемая технология соединяет цели, ресурсы и прогнозируемый результат деятельности двух образовательных структур.

Новизна аксиологического подхода к краеведению заключается в следующем:

- соединение двух обучающих и воспитывающих структур: школы с предметно - урочной системой и центра внешкольной работы, имеющего педагогические кадры и материальную базу для проведения краеведческой работы;

- расширение для подростков образовательного пространства за счет предоставления новой сферы прикладной деятельности;

- использование краеведческого туризма как способа деятельности, позволяющего подростку увидеть мир во всем его многообразии, способствующего установлению межпредметных связей (география, биология, литература, история, физика);

- создание в краеведческих походах возможности перехода от одного вида деятельности к другому;

- организация реального разновозрастного сотрудничества (подростки всех возрастов, родители, родственники, друзья, педагоги);

- создание условий для самореализации подростка и поиска им дальнейших путей своего развития.

Технология формирования эмоционально-ценностного отношения подростка к окружающей действительности, основанная на аксиологическом подходе, включает в себя комплекс педагогических идей:

- "конструирование" нового типа содержания по краеведению, которое включает историческое и географическое краеведение, основы безопасности жизнедеятельности, биологии и другие учебные предметы;

- интеграцию учебной и внеучебной форм деятельности;

- овладение инновационной технологией, направленной на формирование эмоционально-ценностного отношения подростка к окружающей действительности;

- организация разновозрастной группы, проживающей в едином деятельностном пространстве.

Технология основывается на следующих принципах:

Личностно-ориентированные:

развития,

психологической комфортности.

Признание подростка высшей ценностью воспитания, активным субъектом воспитательного процесса, уникальности его личности. Индивидуальный подход к формированию личности подростка.
Деятельностно-ориентированные:

обучение деятельности, управляемый переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации,

опоры на предшествующее развитие.

Формирование личности подростка через отношения, возникающие в деятельности, предполагающей организацию коллектива и личности, когда каждый проявляет активность, творчество, стремится к самовыражению, взаимодействуя друг с другом. Переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной.
Культурно-ориентированные:

систематичности,

смыслового отношения к миру.

Создание у подростка целостного представления о мире и месте человека в нем. Субъекты (подросток, родитель, педагог) воспитательной системы взаимообогащаются опытом, учатся творчеству.

Цель представленной технологии - формирование у подростка эмоционально-ценностного отношения к миру на основе всестороннего изучения родного края из разных источников, на основе непосредственных наблюдений и их последующей обработки под руководством учителя. В технологии производится интегрирование знаниевых компонентов, полученных на уроках истории, географии, биологии, основ безопасности жизнедеятельности и других предметов в практической деятельности краеведческого туризма.

Используя краеведение, следует обеспечить условия для развития и самореализации подростка:

  • создать у подростка образ мира не абстрактно, а по принципу "Это мир, частью которого я являюсь, который так или иначе переписываю и осмысливаю для себя";
  • создать среду развития, в которой подросток получает практический опыт, дающий ориентиры в мире, необходимые, чтобы уметь жить и действовать;
  • предоставить подростку возможность перехода от учебной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизненной ситуации;
  • научить подростка ставить цели, контролировать и оценивать свои и чужие действия;
  • закрепить и развить у подростка навыки безопасной жизнедеятельности;
  • развить коммуникативные навыки.

Краеведческий туризм используется в технологии как способ реализации аксиологического подхода, позволяющий превратить подростка в субъект общения, заинтересованный в самоизменении и способный к нему, через краеведческую деятельность, в основе которой лежат концептуальные положения:

  • нет класса в общем понимании, а есть детско - взрослая сообщность;
  • нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности;
  • не "просто" общение, а передача социально-культурного опыта;
  • нет традиционного обучения, а есть ситуационное обучение действием;
  • сообщество "педагог - подросток - родитель" есть обучающийся коллективный субьект.

Результатом технологии является педагогическое сотрудничество детско - взрослого сообщества, направленное на укрепление здоровья подростка, развитие инициативности, самостоятельности, коммуникативных навыков, устойчивого познавательного интереса к учебным дисциплинам и формирование осознанной мотивации к познанию.

Цель Диагностируемый параметр Методика диагностики Прогнозируемый результат
Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру Свобода выбора.

Креативность.

Критическое мышление.

Развитие и диагностика способностей под ред. Н.В. Шадрикова Гражданственность.

Уважение к традициям.

Формирование познавательной активности Познавательный интерес.

Внутренняя мотивация.

Методика А.К. Марковой1) Устойчивая динамика мотивации деятельности.
Развить коммуникативную культуру Деловые взаимоотношения.

Появление положительного лидера.

Психологический климат.

Социально-психологическая аттестация по А.В. Гаврилину2) и методика А.Н. Лутошкина3) Снижение тревожности.
Формирование культуры здорового образа жизни. Состояние заболеваемости.

Поведенческие навыки.

Медицинские исследования. Наблюдения. Снижение заболеваемости.

Отсутствие вредных привычек.

Для функционирования технологии необходимо 18 часов в неделю, распределенных по направлениям: подготовительное - 10%, поиск и накопление материала - 30%, проведение краеведческих походов и сбор материалов - 40%, обработка полученных материалов - 20%.


1) Маркова А.К. Психология труда учителя, М., 1996 г.

2) Зверева В.И. Самоаттестация школы, М., Центр "Педагогический поиск", 2000 г.

3) Диагностика развития психики школьников (под ред. И.А. Чурикова), Чебоксары- Йошкар-Ола: "Клио"-"Марий-Эл учитель", 1998 г.

Опыт аксиологического подхода доступен каждому, если овладеть методикой организации краеведческой деятельности и знаниями по технике проведения туристических походов и краеведческой работой (подготовка инструкторов по туризму), опытом стратегического проектирования данных проблем, координацией действия служб, вовлеченных в деятельность.

Опыт возможно тиражировать. Разработаны: методическое пособие для туристов краеведов, методика проведения исследовательских работ в природе, тесты по краеведению. Созданы описания краеведческих походов, видеофильмы.

Описание алгоритма технологии.

Технология полиструктурна, имеет четыре модуля, включающие функции, необходимые для их реализации.

Аксиологический подход к организации краеведческой деятельности подростков

Модуль 1. "Технология конструирования содержания деятельности"   Модуль 2. "Технология проектирования образовательной деятельности"   Модуль 3. "Технология оперативного управления"   Модуль 4. "Технология обработки и систематизации результатов деятельности"

Модуль 1. "Технология конструирования содержания деятельности"

Создание образа цели, выделение образа результата. Диагностика: выявление потребностей подростков, учет запроса родителей и педагога. Конструирование видов деятельности:

Вид деятельности Содержание
Краеведческая Совместная работа с краеведческими музеями города, области. Систематизация краеведческого материала. Реферирование.
Познавательная Проведение краеведческих исследований во время походов. Посещение музеев, библиотек. Участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах по краеведению.
Эстетическая Проведение концертов в походах. Организация и проведение тематических вечеров. Создание видеофильмов и литературных зарисовок.
Трудовая Подготовка и ремонт снаряжения, оборудования для проведения походов. Экологические десанты. Работы по самообслуживанию. Создание коллекций и гербариев.
Спортивная Участие в спортивных соревнованиях по технике туризма.

Модуль 2. "Технология проектирования образовательной деятельности"

Определение способа деятельности. Выбор тематики для исследований, формирование маршрутов походов. Изучение педагогом методик и литературы. Проведение теоретических занятий. Подбор и изучение подростками краеведческого материала. Встречи с интересными людьми. Посещение музеев, библиотек, экологической инспекции.

Модуль 3. "Технология оперативного управления"

Создание условий для достижения цели. Инструктаж. Проведение походов и экспедиций. Участие в соревнованиях, конкурсах, викторинах. Выработка практики принятия и реализации самостоятельных решений.

Модуль 4. "Технология обработки и систематизации результатов деятельности"

Обработка и систематизация материалов, собранных в походах и экспедициях. Самооценка. Анализ тенденций в изменении интересов подростков. Постановка новых целей и задач.

Прогнозируемый результат

Краеведческая деятельность

Знания Способы деятельности Ценности
Комплексные гуманитарно-интегрированные знания о родном крае Краеведческий туризм: поход экспедиция, поход-урок, поход- экскурсия, поход-исследование.

Научно-практическая конференция.

Краеведческие викторины, олимпиады.

Работа школьного научного общества.

Спортивные соревнования по туризму

Экологическая культура.

Коммуникативная культура.

Культура деятельности.

Развитие подростка как субъекта деятельности, адаптированного к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды