Аксиологический подход к краеведческой деятельности подростков возник, как результат совместной деятельности МОУ СОШ №16 и Центра внешкольной работы.
Аксиологический подход - это совокупность средств, методов, условий, направленных на формирование эмоционально-ценностного отношения подростка к окружающей действительности. Краеведческая деятельность - это деятельность, направленная на изучение родного края, через краеведческий туризм. Разнообразие направлений в деятельности ЦВР и школы обеспечило многофункциональность и социально-педагогический характер технологии, которая оказалась эффективной для всех возрастов учащихся.
Условиями возникновения технологии явились противоречия:
- между необходимостью формирования эмоционально-ценностного отношения подростка к окружающей действительности как социального заказа общества, государства и потребности личности, недостаточной направленностью учебных и внеучебных процессов на решение этой проблемы;
- между пониманием краеведческого содержания как сложной многокомпонентной системы и преимущественной ориентацией школьной практики на знания, умения, навыки;
- между потребностью работников школы и внешкольных учреждений в овладении инновационными технологиями формирования эмоционально-ценностного отношения подростка к окружающей действительности и отсутствием научно обоснованной методики решения этих задач средствами учебных предметов, внеурочными формами деятельности.
Актуальность предлагаемой технологии можно представить тремя уровнями:
- социальный заказ общества по созданию условий для развития подростка как субъекта деятельности.
- краеведение нуждается в едином, синтезированном гуманитарно - интегрированном курсе знаний, так как сегодня оно реализуется только отдельными компонентами в программах различных предметов (география, история, биология и др.).
- состояние практики применения абстрагированных знаний, получаемых в урочной деятельности в школе.
Технология позволяет дать подростку богатые знания о родном крае, где жили и живут его родственники; природе, которая его окружает; соединить в его сознании полученные знания с практикой их применения. В технологии происходит передача способов деятельности, а не абстрактных знаний, и тем эффективнее становится процесс формирования личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, владеющей творческими умениями.
Технология рассчитана на четыре года и циклична. Она многофункциональна, вариативна, имеет социально-педагогический характер и наиболее эффективна для подросткового возраста (младший - до 12 лет, средний - 12-15, старший 15-18). Реализация осуществляется через краеведческий туризм.
Краеведение, благодаря своему разнообразию и универсальности, дает подросткам сферу практической деятельности, расширяет кругозор и удовлетворяет их потребности. Свойственные туризму значительные, но равномерно распределенные во времени физические нагрузки способствуют укреплению здоровья подростка, а жизнь на природе позволяет приобрести полезные навыки и умения. В туристическом походе вырабатываются сознательная дисциплина и настойчивость, умение принимать самостоятельные решения, уважать мнение другого - качества, столь необходимые каждому в общественной жизни. Краеведческий туризм развивает стремление подростков к новизне, необычности, к поискам и освоению новых знаний и навыков.
Перспективность технологии связана с интеграцией и систематизацией краеведческих знаний в целостную систему, с разработкой концепции краеведческого образования конкретного региона и определением механизма ее реализации. Опыт является уникальным, так как в регионе изучение краеведения носит локальный характер.
Технология применима в массовой школе, создает условия для осознания значимости собственной деятельности всеми участниками (подросток, родитель, педагог) и передачей накопленного опыта, знаний, навыков "из рук в руки", позволяет сохранить преемственность поколений и сформировать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Предлагаемая технология соединяет цели, ресурсы и прогнозируемый результат деятельности двух образовательных структур.
Новизна аксиологического подхода к краеведению заключается в следующем:
- соединение двух обучающих и воспитывающих структур: школы с предметно - урочной системой и центра внешкольной работы, имеющего педагогические кадры и материальную базу для проведения краеведческой работы;
- расширение для подростков образовательного пространства за счет предоставления новой сферы прикладной деятельности;
- использование краеведческого туризма как способа деятельности, позволяющего подростку увидеть мир во всем его многообразии, способствующего установлению межпредметных связей (география, биология, литература, история, физика);
- создание в краеведческих походах возможности перехода от одного вида деятельности к другому;
- организация реального разновозрастного сотрудничества (подростки всех возрастов, родители, родственники, друзья, педагоги);
- создание условий для самореализации подростка и поиска им дальнейших путей своего развития.
Технология формирования эмоционально-ценностного отношения подростка к окружающей действительности, основанная на аксиологическом подходе, включает в себя комплекс педагогических идей:
- "конструирование" нового типа содержания по краеведению, которое включает историческое и географическое краеведение, основы безопасности жизнедеятельности, биологии и другие учебные предметы;
- интеграцию учебной и внеучебной форм деятельности;
- овладение инновационной технологией, направленной на формирование эмоционально-ценностного отношения подростка к окружающей действительности;
- организация разновозрастной группы, проживающей в едином деятельностном пространстве.
Технология основывается на следующих принципах:
Личностно-ориентированные: развития, психологической комфортности. |
Признание подростка высшей ценностью воспитания, активным субъектом воспитательного процесса, уникальности его личности. Индивидуальный подход к формированию личности подростка. |
Деятельностно-ориентированные: обучение деятельности, управляемый переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, опоры на предшествующее развитие. |
Формирование личности подростка через отношения, возникающие в деятельности, предполагающей организацию коллектива и личности, когда каждый проявляет активность, творчество, стремится к самовыражению, взаимодействуя друг с другом. Переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной. |
Культурно-ориентированные: систематичности, смыслового отношения к миру. |
Создание у подростка целостного представления о мире и месте человека в нем. Субъекты (подросток, родитель, педагог) воспитательной системы взаимообогащаются опытом, учатся творчеству. |
Цель представленной технологии - формирование у подростка эмоционально-ценностного отношения к миру на основе всестороннего изучения родного края из разных источников, на основе непосредственных наблюдений и их последующей обработки под руководством учителя. В технологии производится интегрирование знаниевых компонентов, полученных на уроках истории, географии, биологии, основ безопасности жизнедеятельности и других предметов в практической деятельности краеведческого туризма.
Используя краеведение, следует обеспечить условия для развития и самореализации подростка:
- создать у подростка образ мира не абстрактно, а по принципу "Это мир, частью которого я являюсь, который так или иначе переписываю и осмысливаю для себя";
- создать среду развития, в которой подросток получает практический опыт, дающий ориентиры в мире, необходимые, чтобы уметь жить и действовать;
- предоставить подростку возможность перехода от учебной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизненной ситуации;
- научить подростка ставить цели, контролировать и оценивать свои и чужие действия;
- закрепить и развить у подростка навыки безопасной жизнедеятельности;
- развить коммуникативные навыки.
Краеведческий туризм используется в технологии как способ реализации аксиологического подхода, позволяющий превратить подростка в субъект общения, заинтересованный в самоизменении и способный к нему, через краеведческую деятельность, в основе которой лежат концептуальные положения:
- нет класса в общем понимании, а есть детско - взрослая сообщность;
- нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности;
- не "просто" общение, а передача социально-культурного опыта;
- нет традиционного обучения, а есть ситуационное обучение действием;
- сообщество "педагог - подросток - родитель" есть обучающийся коллективный субьект.
Результатом технологии является педагогическое сотрудничество детско - взрослого сообщества, направленное на укрепление здоровья подростка, развитие инициативности, самостоятельности, коммуникативных навыков, устойчивого познавательного интереса к учебным дисциплинам и формирование осознанной мотивации к познанию.
Цель | Диагностируемый параметр | Методика диагностики | Прогнозируемый результат |
Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру | Свобода выбора. Креативность. Критическое мышление. |
Развитие и диагностика способностей под ред. Н.В. Шадрикова | Гражданственность. Уважение к традициям. |
Формирование познавательной активности | Познавательный интерес. Внутренняя мотивация. |
Методика А.К. Марковой1) | Устойчивая динамика мотивации деятельности. |
Развить коммуникативную культуру | Деловые взаимоотношения. Появление положительного лидера. Психологический климат. |
Социально-психологическая аттестация по А.В. Гаврилину2) и методика А.Н. Лутошкина3) | Снижение тревожности. |
Формирование культуры здорового образа жизни. | Состояние заболеваемости. Поведенческие навыки. |
Медицинские исследования. Наблюдения. | Снижение заболеваемости. Отсутствие вредных привычек. |
Для функционирования технологии необходимо 18 часов в неделю, распределенных по направлениям: подготовительное - 10%, поиск и накопление материала - 30%, проведение краеведческих походов и сбор материалов - 40%, обработка полученных материалов - 20%.
1)
Маркова А.К. Психология труда учителя, М., 1996 г.2)
Зверева В.И. Самоаттестация школы, М., Центр "Педагогический поиск", 2000 г.3)
Диагностика развития психики школьников (под ред. И.А. Чурикова), Чебоксары- Йошкар-Ола: "Клио"-"Марий-Эл учитель", 1998 г.
Опыт аксиологического подхода доступен каждому, если овладеть методикой организации краеведческой деятельности и знаниями по технике проведения туристических походов и краеведческой работой (подготовка инструкторов по туризму), опытом стратегического проектирования данных проблем, координацией действия служб, вовлеченных в деятельность.
Опыт возможно тиражировать. Разработаны: методическое пособие для туристов краеведов, методика проведения исследовательских работ в природе, тесты по краеведению. Созданы описания краеведческих походов, видеофильмы.
Описание алгоритма технологии.
Технология полиструктурна, имеет четыре модуля, включающие функции, необходимые для их реализации.
Аксиологический подход к организации краеведческой деятельности подростков |
||||||
Модуль 1. "Технология конструирования содержания деятельности" | Модуль 2. "Технология проектирования образовательной деятельности" | Модуль 3. "Технология оперативного управления" | Модуль 4. "Технология обработки и систематизации результатов деятельности" |
Модуль 1. "Технология конструирования содержания деятельности"
Создание образа цели, выделение образа результата. Диагностика: выявление потребностей подростков, учет запроса родителей и педагога. Конструирование видов деятельности:
Вид деятельности | Содержание |
Краеведческая | Совместная работа с краеведческими музеями города, области. Систематизация краеведческого материала. Реферирование. |
Познавательная | Проведение краеведческих исследований во время походов. Посещение музеев, библиотек. Участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах по краеведению. |
Эстетическая | Проведение концертов в походах. Организация и проведение тематических вечеров. Создание видеофильмов и литературных зарисовок. |
Трудовая | Подготовка и ремонт снаряжения, оборудования для проведения походов. Экологические десанты. Работы по самообслуживанию. Создание коллекций и гербариев. |
Спортивная | Участие в спортивных соревнованиях по технике туризма. |
Модуль 2. "Технология проектирования образовательной деятельности"
Определение способа деятельности. Выбор тематики для исследований, формирование маршрутов походов. Изучение педагогом методик и литературы. Проведение теоретических занятий. Подбор и изучение подростками краеведческого материала. Встречи с интересными людьми. Посещение музеев, библиотек, экологической инспекции.
Модуль 3. "Технология оперативного управления"
Создание условий для достижения цели. Инструктаж. Проведение походов и экспедиций. Участие в соревнованиях, конкурсах, викторинах. Выработка практики принятия и реализации самостоятельных решений.
Модуль 4. "Технология обработки и систематизации результатов деятельности"
Обработка и систематизация материалов, собранных в походах и экспедициях. Самооценка. Анализ тенденций в изменении интересов подростков. Постановка новых целей и задач.
Прогнозируемый результат
Краеведческая деятельность |
||
Знания | Способы деятельности | Ценности |
Комплексные гуманитарно-интегрированные знания о родном крае | Краеведческий туризм: поход экспедиция,
поход-урок, поход- экскурсия, поход-исследование. Научно-практическая конференция. Краеведческие викторины, олимпиады. Работа школьного научного общества. Спортивные соревнования по туризму |
Экологическая культура. Коммуникативная культура. Культура деятельности. |
Развитие подростка как субъекта деятельности, адаптированного к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды |