Воспитание патриотизма у детей и молодежи на материалах школьного музея "Истории родного края"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи — задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать.
Д. С. Лихачев

Сегодня одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание, целью которого является создание условий для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отчества, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военной время. Кроме того, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его историческим корням.

Задачи патриотического воспитания:

  • формировать патриотические чувства на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою Родину;
  • воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного стать на защиту государственных интересов страны;
  • прививать учащимся любовь к своей Отчизне;
  • на примере своего края, малой Родины, воспитывать у детей любовь к нашей Родине, к русскому народу, наилучшие волевые и моральные качества, углублять знания школьников, расширять кругозор, прививать навыки глубоких самостоятельных исследований, развивать смелость и выносливость.

Эти задачи традиционно решаются через реализацию разнообразных форм и методов работы со школьниками. В нашей школе, пожалуй, самая главная роль в формировании патриотического воспитания у школьников принадлежит деятельности школьного музея. Она носит общественно-полезную гражданско-патриотическую направленность – сохранение памяти о жителях села, забота о ветеранах, организация и участие в различных акциях, развитие волонтерского движения. Все это способствует формированию патриотического мировоззрения, гражданской позиции личности школьника. В Приложении 1 к статье составлена презентация с фотографиями школьных акций и патриотических мероприятий за несколько учебных лет – 100% этих мероприятий было подготовлено с опорой на материалы школьного музея и краеведческую деятельность руководителей музейных кружков. Именно музейная педагогика становится помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности школьника, помогает заложить нравственные основы, которые делают его более устойчивым к нежелательным влияниям, научит правилам общения и умению жить среди людей.

Наш школьный краеведческий музей создавался известным краеведом и почетным гражданином (посмертно) Новокузнецкого района Кемеровской области Мустафиным Юрием Федоровичем, и  усилиями односельчан, учащихся, их родителей и педагогов. Со дня своего основания в 1997 году музей являлся помощником педагогов и источником регионального компонента на уроках истории, русской литературы, географии, технологии, ИЗО. Краеведческой работой Мустафин Ю.Ф. занимался еще с 1965 года, поэтому у школьного музея очень широкая карта сотрудничества: с печатными изданиями «Кузбасс», «Сельские Вести», «Кузнецкий рабочий», «Новокузнецк», «7 дней», альманахом «Кузнецкая крепость», библиотекой им. Гоголя, школами г. Новокузнецка и г. Осинники. Мустафин Ю.Ф. вел переписку с бывшими одноклассниками, выпускниками Куртуковской школы, поисковым отрядом Нижегородской области, ветеранами 32-й стрелковой дивизии,  учащимися школы с. Пилипча, Черниговской области, где погиб Герой Советского Союза ефрейтор Василий Зорькин. В это сотрудничество Юрий Федорович активно привлекал школьников в рамках работы кружка «Краеведы».

Основными направлениями работы музея стали:

1. Поисковое

2. Экскурсионно-массовое

3. Оформительское.

Поисковая деятельность: общение и переписка с ветеранами войны, тружениками тыла, их родственниками, сбор информации и документов, работа в архивах, библиотеках и других учреждениях. Итогом краеведческой работы становится участие ребят в научно-практических краеведческих конференциях, викторинах. В 2009 году ученик 7 класса Карпов И. принимал участие в конференции «20-летие вывода войск из Афганистана». С 2008 года ребята школы активно участвовали в викторине «Сельские вести – Новокузнецкий район». В 2010 году ученик 8 класса Шабалин А. занял на ней 2-е призовое место. Уважительное и бережное отношение к старшему поколению воспитываем через встречи с ветеранами и тружениками тыла, педагогами-пенсионерами. В День Победы учащиеся школы, педагоги, ветераны направляются к Мемориалу памяти в с. Куртуково, чтобы почтить память погибших, на торжественном митинге. Из года в год проводим открытые общешкольные внеклассные мероприятия, посвященные павшим воинам (к 9 мая, 23 февраля) с привлечением руководителей музея «Истории родного края».

Экскурсионная деятельность музея «Истории родного края» охватывает несколько направлений: история и быт жителей села, страницы военной истории (экспозиции по В.П. Зорькину, комдиву Полосухину, ветеранам ВОВ), геологические находки и краеведческие открытия, международная переписка, печальные страницы истории (репрессии), история школы.  На таких экскурсиях ребята с большим удовольствием и гордостью рассказывают о своих бабушках и дедушках, о том какой вклад внесли они для развития страны, села, школы, об их нелегкой судьбе. Экскурсии руководителями кружков проводились не только в школьный музей, но и в музеи г. Новокузнецка и г. Осинники, по улицам села и г. Новокузнецка. Настоящий гражданин своего Отечества – человек милосердный, способный к состраданию. Эти качества ребята проявляют в ежегодных массовых акциях «Неделя добра», «День пожилого человека», «Забота» – волонтерской помощи пожилым людям села в уборке овощей с огородов, уборке снега, обновлении памятных аншлагов ветеранам ВОВ и труженикам тыла, спонсорской помощи ветеранам ВОВ (вручении лавочек). Руководитель кружка «Музейное дело» Гнедкова И.Н. курирует патриотическое направление волонтерского движения.

Оформительская деятельность включает: оформление экспозиции и витрин музея, печатной продукции, выставок, транспарантов. Накоплен огромный опыт по формам патриотической работы, многие из которых стали традиционными: недели музея, уроки мужества, тематические выставки, уроки-презентации, проектные работы. Одной из самых значимых и масштабных стала интегрированная работа руководителей сразу трех кружков и учащихся по материалам школьного музея «По следам героев повести В.В. Мазаева «Зиму пережить»»: в рамках этого проекта учащимися и педагогами было охвачено сразу несколько разнообразных видов деятельности – экскурсии в музей «Истории родного края», знакомство с литературой, выездная экскурсия в г. Новокузнецк, рисование картин под впечатлением от прочитанного, и т.д.

Таким образом, музейное дело помогает учащимся узнать историю и проблемы родного края, села, школы «изнутри», понять, как много сил и души вложили их предки в культуру края. Воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Все эти виды патриотической деятельности не возможны были бы без краеведа с большой буквы, основателя школьного музея Мустафина Ю.Ф., и энтузиастов своего дела: педагога ДО Гнедковой И.Н., учителя технологии, ИЗО Козициной Л.А., активных классных руководителей.