Программное содержание: Продолжить знакомство детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий.
Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир, укреплять отношения в семье. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.
Предварительная работа: Проведение занятий по познавательно-речевой деятельности на темы: «Пришла Коляда – отворяй ворота!», «Здравствуй, Масленица дорогая!». Беседы, рассказы о праздниках, отмечающих в период Святок (Рождество, Новый год). Знакомство с Масленичной неделей – с обычаями проведения каждого праздничного дня.
Пение колядок, разучивание «Песни про блины». Знакомство и проведение русских народных игр: «Прялица», «Бабка Ежка», «Гори, гори, ясно!».
Знакомство с произведениями русских народных художников – рассматривание картин И.Сурикова «Взятие снежного городка», Н.Кустодиева «Масленица». Рассматривание открыток, фотоальбомов, группового календаря народных праздников.
Проведение праздника Нового года, «Масленица».
Материал и оборудование: Ширмы с иллюстрациями обычаев проведения праздников Рождества, Масленицы, Пасхи. Открытки, групповой календарь народных праздников, выставка пасхальных яиц, лоточки для игры. Картины русских художников И.Сурикова и Н.Кустодиева. Декорация с изображением церкви, технические средства обучения.
Методические приемы: Игровой момент – путешествие в прошлое. Проведение беседы в форме «Вопрос – ответ». Использование технических средств обучения (прослушивание аудиозаписи), музыкальное сопровождение в процессе игры «Гори, гори, ясно!», исполнение «Песни про блины». Чтение стихотворений, поговорок, познавательного рассказа, проведение игры с крашенками.
Ход занятия
Хозяюшка у порога встречает гостей:
-Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Рада снова вас увидеть.
(приглашает гостей в горлицу).
Хозяюшка:
- Посидите, детки, побеседуйте,
Сказки, песенки да вы послушайте.
Где я только не бывала,
Что я только не слыхала.
Побывала я во всей небывальщине,
Повидала я всю неслыхальщину.
Тень-тень, потетень
Выше города плетень.
Хозяюшка:
- А когда я была в небывальщине, то услышала там, что наши предки умели и любили веселиться. Ребята, а вы любите праздники?
Хозяюшка:
- А почему? (ответы детей)
Хозяюшка:
- А какие вы знаете праздники? (дети отвечают)
Хозяюшка:
- Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков.
- А кто такие предки? (ответы детей)
Хозяюшка:
Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать как?
-Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое.
Вы спросите, как? Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза, мы отправляемся в путешествие во времени. (дети рассаживаются на коврике, закрывают глаза, звучит музыка).
Хозяюшка:
- Вот мы и в прошлом.
Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает на себе), по особенному готовили праздничное угощение. Нищим , бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. (звучит запись звона колоколов)
Хозяюшка:
- Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.
- А как вы думаете, какие народные праздники были самыми великими и любимыми на Руси? (Ответы детей).
- Правильно, молодцы. (Хозяюшка приглашает детей к ширме).
Хозяюшка:
- А как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (ответы детей).
Хозяюшка:
- Правильно - это Рождество. Один из самых известных и любимых праздников. Святые вечера длились почти две недели.
- А почему этот праздник так называется? (дети отвечают)
Хозяюшка:
В этот день празднуют День рождения Иисуса Христа. Послушайте ребята стихотворение:
Много было в небе звезд теплой ночью ясной.
Тихо спал Иисус Христос на соломе в яслях.
Дева- Мать, склонясь над Ним,
Нежно напевала.
Ночь мерцала золотым
Нежным покрывалом.
Пели Ангелы Христу,
Славили рожденье,
В мир принес он красоту,
Веру во спасенье!
- А кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси?
Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник?
(Ответы детей)
- Первый обычай – ходили православные со звездой по домам, славили рождение Иисуса Христа –колядовали.
Хозяюшка:
- А что такое колядки? (ответы детей)
Хозяюшка:
- Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра.
- А вы знаете колядки?
(дети читают наизусть колядки).
Коляда, коляда
А бывает коляда
На кануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.Пришла коляда
Накануне Рождества
Дайте коровку,
Маслену головку!
Дай Бог тому,
Кто в этом дому.Любу бабушка научила колядке:
Щедривочка, щедрава,
К оконцу прилетала.
Что ты, баба напекла -
Неси сюда до окна.
Хозяюшка:
- Молодцы, ребятки! Знаете колядки.
- А хозяева одаривали колядников печеньем, конфетами, деньгами.(Это видно на картинке-показываю).
- А еще был обычай в эти Святые вечера переодеваться.
Что ты …..знаешь об этом? (ответ ребенка).
- Приходили ряженые в костюмах цыгана, попа.Наряжались в костюмы животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: чертом, Бабой Ягой, кикиморой. Девочки наряжались в мальчиков, мальчики - в девочек.
- И конечно, какие Святки без гадания.
Девушки гадали на свою свадьбу.
- Может кто-то из вас знает гадания? (дети наводят пример гадания).
- Самое распространенное на Руси гадание – с сапожком. С левой ноги снимали сапожок и бросали его через забор. Сватов нужно было ждать с той стороны, в которую указывал носок сапожка. Если же сапожок падал носком к собственному забору, замужества в этом году не жди.
(Пример гадания из своего детства).
Хозяюшка:
Раньше на Руси Святки совпадали с Новым годом.
- Ребята, а хотите знать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку?
Послушайте рассказ, который я услыхала в детстве от своей бабушки. (Звучит грамзапись).
Когда родился Иисус Христос, не только люди, но и деревья, росшие возле пещеры, радовались этому событию.Счастливее других были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу, поднесем ему наши дары» - сказала пальма маслине». Возьмите и меня с собой»,- попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты – колючие иглы да мелкую смолу?» - спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной елке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день», - сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, ни благоуханье в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».
Хозяюшка приглашает детей к следующей ширме:
- Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. Как вы думаете, что за праздник изображен на них? (ответы детей).
Хозяюшка:
- Правильно, Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.
Хозяюшка:
- Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили?
(ответы детей: «Масленицу называли широкой, веселой; душа ль ты моя Масленица; сахарные твои уста, сладкая твоя речь; приезжай ко мне в гости на широк двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться;
- Едет Масленица дорогая
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных
На конях вороных).
Хозяюшка:
- Что было принято на Масленицу?
(ответы детей: было принято делать чучело, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам, а потом ставить там, где начиналось веселье).
Хозяюшка:
- Как веселились русские люди на Масленицу?
(ответы детей: гуляли целую неделю; каждый день имел свое название).
Понедельник – «встреча» - встречали Масленицу, ходили с чучелом по улицам, хозяйки начинали печь блины.
Хозяюшка:
-А почему блины были обязательным лакомством на Масленицу?
(ответы детей: круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца; его ждали с нетерпением после долгой зимы).
Хозяюшка:
- А давайте-ка споем с вами «Песню про блины» (звучит «Песня про блины»)
После исполнения песни продолжается беседа.
Вторник – звался «заигрыш» - начинались веселые игры.
Среда – «лакомка» - лакомились не только блинами, но и разными другими вкусностями.
Пятница и суббота были « гостевыми», устраивались посиделки, ходили в гости к родным и близким, где тоже объедались блинами.
Воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – был днем прощения и проводов зимы – люди друг у друга просили прощения; чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали – так расставались со всеми бедами и невзгодами
Так вот прощались с Масленицей:
Масленица загорела!
Масленица подобрела!
Протянула до поста, гори сатана!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Хозяюшка приглашает на игру «Гори, гори ясно!»)
Хозяюшка:
Отшумела Масленица. И начинался на Руси Великий пост. Люди начинали готовиться к самому великому и любимому празднику.
- Может, вы подскажете, как он называется?
(ответы детей: Пасха)
Хозяюшка:
- Правильно, Пасха – ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.
Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес!»
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Хозяюшка:
Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. Во Время пасхальной службы всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть такие слова:
«Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть одинаково веселятся. Пусть никто не плачет, потому, что Бог дал людям свое прощение. Пусть никто не боится смерти – всех освободила смерть Христа». Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами.
Красное яйцо – символ Пасхи.
Послушайте придание о первом красном яйце.
Чудо
В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился Крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла:
«Иисус Христос воскрес!»
- Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера, -
Мысль оживила властное лицо. –
Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесенное мне в дар,
Вдруг станет красным, вспыхнет, как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись теплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно, Кровь Христова, алым стало!
Подойдите, посмотрите. Вот эти на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины. Шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные яйца и сахарные.
Яиц надо было много изготовить – для подарков родным и близким
Во время праздника проводились игры с яйцами. По специальному лоточку скатывали яйцо и, если оно сбивало расставленные на поверхности игрушки, то игрок забирал игрушку себе в подарок.
Хотите поиграть в такую игру? (игра «Крашенки»)
Хозяюшка:
- Ребята, а мы с вами тоже будем готовиться к святому дню Великой Пасхи. Печь куличи и красить яйца. А на Пасху одаривать своих родных и близких.
А сейчас пора возвращаться назад – в будущее. (Под музыку возвращаемся в будущее).