«Образование – это то, что остается,
когда человек забывает все, чему он был обучен в школе»,
А. Эйнштейн.
Концептуальные основы профилактики школьной дезадаптации пятиклассников коррекционной школы
Национальная доктрина образования и Закон об образовании говорят, что соблюдение права ребенка на охрану здоровья в образовательном учреждении является необходимым условием для повышения качества образования и одним из главных показателей эффективности работы школы.
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений – включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего пространства, чтобы получение образования происходило без ущерба для здоровья учащихся.
Актуальность совершенствования системы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся для коррекционной школы очевидна: она обусловлена наличием большого количества соматических заболеваний и психофизических нарушений учащихся.
Приоритетными направлениями деятельности педагога в организации здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке, занятии являются: профилактика основных «школьных болезней» (нарушений зрения и осанки); развитие и коррекция высших психических функций и межполушарного взаимодействия; профилактика дезадаптационных состояний (гиподинамия и дидактогения).
Если мы не учитываем все факторы, указанные выше, то получаем психогенные реакции на школьные проблемы, которые называются школьной дезадаптацией. В случаях повторяемости или фиксации школьных проблем реакции ребенка складываются в картину синдрома «психогенной школьной дезадаптации». И если мы не смогли помочь ребенку на первых стадиях, то позже, это приводит к отклонениям в психическом здоровье (поведенческие реакции в виде агрессивности и конфликтности), а далее это дает отклонения в социальном здоровье (нарушения поведения, социально опасные явления и социально опасные заболевания).
Проблема профилактики развития школьной дезадаптации особенно остро встает в школе в период перехода от начального образования к предметному. Школьная среда представляет собой сложно организованную систему, в рамках которой ребенок решает несколько принципиально важных задач:
- образовательные задачи - школьная среда с ее социальными, педагогическими, материальными характеристиками существенным образом задает образовательные возможности ребенка, задает ориентиры в образовании, ставит перед ребенком проблему максимального использования этих возможностей;
- задачи социализации - учащемуся в процессе школьного обучения предстоит, с одной стороны, усвоить нормы и требования социума, а с другой стороны, воспользоваться теми обучающими и развивающими возможностями для социального развития и социального познания (формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности), которые ему предоставляются;
- задачи психологического и личностного развития - большая часть жизни ребенка проходит в школе, занята различными видами внутришкольного взаимодействия, где школьная среда выступает и как возможность, и как ограничение, так как задает определенные требования к личностным проявлениям ребенка.
В процессе решения школьником этих трех задач – образования, социализации и психологического развития – постоянно возникают небольшие и серьезнейшие противоречия и конфликты.
Применительно к коррекционной школе, психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательной среде включает в себя как приспособление этой среды к возможностям ребенка, так и специально организованное «доразвитие» (М.М.Семаго). Т.е. создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально – типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.
Теоретические основы коррекционно-развивающей работы определяются принципами социального генеза психических функций, их системного строения и динамической организации и локализации (Л.С.Выготский, 1982, А.Р.Лурия, 1969). В школе развиваются два направления коррекционно-развивающей работы с детьми: первое нацелено на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций, второе – на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов.
Первое из них, называемое методикой «замещающего онтогенеза», исходит из того, что «воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ» (А.В.Семенович, ред., 1998г.).
Второе направление коррекционно-развивающей работы реализует идеи Л.С.Выготского о ходе процесса интериоризации. Л.С.Выготский писал: «… первоначально все эти функции (высшие формы речи, познания и действия) выступают как тесно связанные с внешней деятельностью и лишь впоследствии как бы уходят внутрь, превращаясь во внутреннюю деятельность. Исследования компенсаторных функций, возникающих при этих расстройствах, показывают, что объективирование расстроенной функции, вынесение ее наружу и превращение во внешнюю деятельность является одним из основных путей при компенсации нарушений» (1982г).
Как обеспечить профилактику развития школьной дезадаптации у пятиклассников? Как напомнить пятиклассникам основные школьные правила, которые часто забываются ими при переходе из одного кабинета в другой, и не вызвать негативную реакцию на педагогические воздействия? Как сохранить у взрослеющих школьников значимость физминуток и мотивацию к укреплению здоровья? Как продолжить коррекцию и развитие высших психических функций, на которые в образовательном процессе старшей школе (в отличие от начальной), уделяется значительно меньше внимания? Как учесть в своей работе все еще доминирующую у большинства учащихся игровую мотивацию и начало формирования социальных мотивов? Это является проблемой не только для нас, но и для многих других образовательных учреждений.
Описание методики «игротренинг»
Ж. Пиаже отмечал: «Игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной». Через игру, общение, познание создается возможность плавного вхождения ребенка на следующий этап обучения и помогает им успешно адаптироваться к новым условиям жизни. Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается с интересами других участников игры, подчинять свои интересы общим, уступать, т.е. приобретает навыки коллективной деятельности, поведения в коллективе.
В своих научных трудах, К.С.Станиславский сказал: «Познать – значит чувствовать, чувствовать – значит делать, уметь». Среди многих задач разных видов тренингов самой важной он считал разработку и совершенствование психофизической техники, воспитание «послушных» психических навыков и умений, связанных с вниманием, воображением и фантазией, с мгновенно откликающейся эмоциональной памятью. Эти «послушные» навыки и умения приобретаются детьми именно в процессе игр и общения, что и помогает им учиться и овладевать навыками самообучения. И в этом поможет такая форма, как «игротренинг» - комплексные занятия на развитие всех каналов восприятия, в основе которого лежит «тренинг творческой психотехники».
Тренинг творческой психотехники – это:
- система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, осязание и осязательную память, зрительное внимание и зрительную память, воображение и творческую фантазию;
- развитие эмоциональной сферы, формирование умения в любое время быстро привести себя в состояние творческой готовности, а также формирование способности самоуправляемого психофизического расслабления (раскрепощенности) и концентрации;
- один из вариантов творческого процесса в обучении и воспитании учащихся, т.к. информация становится не только целью изучения предмета, но и средством для развития творческой личности;
- новый вид взаимоотношений педагога с учениками, который улучшает психологическую атмосферу в группе, способствует формированию общительного человека, владеющего словом и телом, умеющего слушать и понимать своего собеседника;
- система двойной игры путем перехода от вербального к невербальному общению с применением языка жестов, мимики, условных знаков и сигналов, формирующая новый своеобразный игровой способ общения.
На наш взгляд, «игротренинг» - это наиболее оптимальная форма проведения психологических занятий в период адаптации пятиклассников к ситуации предметного обучения. Ведь, как сказала Линда Ллойд: «Человек научается гораздо большему, когда он вовлечен полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически».
Методические рекомендации по применению «игротренинга»
Занятия игротренинга строятся по схеме «Радужный цветок»
1-внимание (слуховое, зрительное),
2– речь (дыхание, голос, дикция),
3 – память (слуховая, зрительная, тактильная),
4 – творческая фантазия (воображение, ассоциация),
5 – релаксация (дыхание, мышечное расслабление).
Занятия проводятся в 5-х классах в первое полугодие. Оптимальное количество занятий - 10-15. Желательно чтобы в тренинге принимал участие целый класс (10-12 человек), лучше в просторном помещении (зале, кабинете с минимумом мебели). Продолжительность одного занятия – 35-40 минут.
Центральной темой каждого занятия выбираются правила поведения в школе (на уроках или переменах). Тематика занятия, так или иначе, должна быть отражена в тексте, инструкции или смысле предлагаемых учащимся упражнениях. Занятие состоит из 5-12 упражнений, которые берутся по одному или два из каждого блока-лепестка. В течение одного занятия не следует использовать несколько упражнений подряд на одни и те же каналы восприятия, т.е. не следует использовать только слуховые, тактильные или зрительные каналы.
Занятия лучше строить комплексно, переходя от простого к сложному и чередуя при этом упражнения на различные каналы восприятия. После первичного освоения тренинговых игр каждого блока учащимся дается возможность создавать множество новых вариантов и комбинаций данных игр, что делает сам процесс занятия творчески бесконечным. Кроме этого педагогу вместе с детьми необходимо освоить игры по организации учебного процесса (приемы неожиданности, невербальные контакты, принцип эстафеты, использование повязок для глаз), чтобы научиться невербальному языку общения, который является фундаментом игротренинга.
Сценарий одного из таких занятий представлен в Приложении 1, фоторепортаж – в Приложении 2.
Данный подход к решению проблемы профилактики школьной дезадаптации пятиклассников при переходе к предметному обучению позволяет не только развивать творческий потенциал детей и повышать их ответственность в вопросах дисциплины, но и сохранять, укреплять психологическое здоровье. Внедрение методики «игротренинг» в психологическую практику работы с пятиклассниками позволило:
- уменьшить напряженность учащихся в школе на 34%;
- снизить проявление тревожности на 27%;
- повысить уровень развития высших психических функций у 69% пятиклассников.
Методические рекомендации разработаны для школьных психологов, работающих не только с пятыми классами, но и с начальными классами и дошкольниками (когда остро встает вопрос нарушений дисциплины); а также могут быть использованы классными руководителями и воспитателями групп продленного дня, владеющим навыками групповой психологической работы.