Наименование раздела программы: зарубежные сказки.
Количество часов: 1
Тип урока: слушание.
Элементы содержания
- Развитие читательских навыков.
- Работа с текстом.
Требования к уровню подготовленности учащихся: Уметь:
- выделять признаки сказки;
- правильно называть произведение;
- составлять схематический план;
- пересказывать подробно и сжато по готовому плану.
Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.
Элементы дополнительного содержания: Сравнение сказок разных народов.
Цели:
- развивать у учащихся выразительность при чтении вслух, осознанность при чтении молча.
- учить выделять главное, производить анализ текста, делать выводы.
- продолжать работу по развитию скорости чтения.
- расширять кругозор учащихся.
- развивать мышление и речь.
- воспитывать бережное отношение к труду.
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
- прививать любовь к чтению.
Оборудование: учебное пособие с текстом, таблица слогов и слов для «минутки чтения. ПК. Мультимедийный проектор. Рабочая тетрадь по Литературному чтению.
Ход урока
1. Организация класса. Психологический настрой
Ребята, я очень рада встрече с вами. Сегодня в морозный февральский денек нам предстоит узнать много нового, познакомиться с новыми героями произведения. Посмотрите на окно.
Что вы мне хотите сказать?
- Ясный. Морозный день. Ярко светит солнце. От лучей солнышка нам тепло, приятно, поднимается настроение.
- Ребята, обратите внимание, у вас на столах тоже есть изображение солнышка.
- Какое солнышко вам больше всего нравится? Почему?
Дети отвечают. (слайд 1, Приложение 1)
- Мне очень нравится, что сегодня у вас хорошее настроение и хороший настрой на работу.
2. «Минутка чтения» (слайд 2)
- Чтение гласных.
- Чтение слога: с + г.
Чтение слога: с +с + г.
п |
р |
а |
с |
н |
и |
с |
т |
о |
м |
к |
у |
д |
в |
а |
т |
р |
и |
(буквы открываются справа налево)
- Какие из этих слогов являются словом?
- Чтение скороговорки. Работа над скороговоркой. ( слайд 3)
Семь мышат в камышах шуршат.
-Отгадайте загадку. Докажите отгадку.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает. (петух. Слайд 4)
3 Сообщение темы урока
- Догадались, о ком мы будем сегодня читать?
- Сегодня мы познакомимся с зарубежной (украинской) сказкой «Колосок» (слайд 5)
Зарубежные сказки знакомят нас с жизнью народов разных стран, их национальными традициями и обрядами, природой. Сказки разных народов часто похожи на русские народные сказки. Но несмотря на сходство, они всегда отличаются своеобразием речи, самобытностью. Самое главное, что сказки рассказывают о трудолюбии народа, о том, как нужны дружба, взаимовыручка; в них осуждается лень, злость, жадность.
Прежде чем приступить к чтению, вспомним памятку: (слайд 6) «Читай ежедневно вслух и «про себя».
1. Читай внимательно, не отвлекайся на посторонние звуки.
2. Будь внимателен к каждому слову. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. Значение непонятных слов найди в «словарике».
4. Старайся понять, о чем читаешь.
4. Изучение нового материала
- Словарная работа
- Давайте потренируемся и прочитаем трудные слова. (слайд 7)
Го-ло-сис-то-е голосистое
При-ни-мал-ся принимался
Ис-то-пи-лась истопилась
Об-мо-ло-тил обмолотил
По-дож-ди-те подождите
Про-пи-ща-ли пропищали
5. Знакомство с содержанием сказки
Разноспособовое чтение.
А) чтение начала сказки учителем.
Б)читают заранее подготовленные дети.
В) чтение сказки по цепочке.
Г) жужжащее чтение (со слов- Все ты. Все ты………..)
6. Первичная проверка понимания
- Понравилась ли вам сказка?
- Назовите главных героев?
- Что именно понравилось? Какой момент сказки привлек ваше внимание?
- Расскажите, что вам запомнилось о жизни петушка?
- Что запомнилось о жизни мышат?
- Как зовут мышат? Как вы думаете, почему их так назвали?
7. Вторичное чтение сказки. Определение ее основного содержания. Выделение эпизодов для иллюстрирования
А) Чтение первой части сказки.
- Чем занимается петушок?
- Что делают мышата?
*Рисование устной иллюстрации.
*Объяснение незнакомого слова «Чуть свет-………..» (слайд 8)
Б) Чтение второй части сказки.
- Что делал петушок во дворе?
- Кто нашел колосок?
- Что сделал петушок с колоском?
- Чем занимались мышата?
- Найдите в тексте сказки и прочитайте. В какие игры играли мышата?
*Рисование устных иллюстраций.
- Сколько всего иллюстраций можно нарисовать к этой части? (4)
- К какой части подходит иллюстрация на странице 35?
*Объяснение незнакомых слов (слайд 8)
Молотить-……..
Лапта-………..
Муку молоть-…………
Чехарда-………..
Посадить пироги в печь-…………
В) Чтение третьей части сказки.
- Как вели себя мышата, когда увидели, что петушок накрыл стол?
- Пришлось ли петушку звать их?
- Почему же петушок не угостил их пирогами?
- А почему мышата не захотели помочь петушку?
- Как вы думаете правильно ли поступил петушок, или нет? Ответ обоснуйте.
- Как бы вы поступили на его месте?
- Как вы думаете, легко ли было петушку одному выполнять всю работу?
*Рисование устной иллюстрации.
8. Релаксация
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, (2раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко…ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают, засыпают. (2раза)
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется,
Дышится легко… ровно… глубоко…
(пауза 1-2 минуты)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
И повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть.
9.Закрепление изученного материала
- Как можно охарактеризовать мышат и петушка? Какие они? Прочитай предложенные характеристики, найди ненужные слова. (слайд9)
Петушок |
Мышата |
Трудолюбивый |
ленивые |
Хозяйственный |
совестливые |
Жестокий |
легкомысленные |
Строгий |
веселые |
Справедливый |
послушные |
- Чему учит нас сказка?
(Сказка учит быть трудолюбивыми, уметь помогать друг другу, дорожить дружбой и осуждает лень.) – вывод делает учитель, после выслушанных ответов детей.
-Чтобы испечь пироги, нужно много потрудиться. Запиши, какую работу выполнил петушок.
Работа в рабочей тетради по литературному чтению с.24, задание 4.
- Много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас был хлеб.
10. Работа с пословицами и загадками (слайд 10)
А) загадки:
- Сто братьев в одну избушку соткнулись ночевать (зерно в колоске).
- Не море, а волнуется (хлебное поле).
Б) пословицы:
- Плох обед, коли хлеба нет.
- Нет хлеба ни куска, заберет и в горнице тоска.
- Доплясались, что без хлеба остались.
- Кто не работает, тот не ест.
- Какая из пословиц больше подходит к сказке «Колосок»
Ответы детей.
11. Повторное чтение сказки по ролям
Задача перед детьми: постарайтесь голосом показать, как относитесь к петушку, что в нем нравится; подумайте, как нужно читать слова мышат.
12. Рассказ сказки по плану (слайд 11)
*Название сказки.
*Авторская или народная сказка.
*О чем или о ком эта сказка?
*Как начинается сказка?
*Кто главный герой? Кто ему помогает? Кто мешает?
*Кто из героев нравится? Почему?
*Чему учит эта сказка?
13. Итог урока
- Как называется сказка, которую мы сегодня изучали?
- Сказка и экология: Откуда хлеб приходит к нам?
- Речевая минутка:
- Какое слово лишнее: мышата, петушок, колосок, репка, пироги.
- Пошлем срочную телеграмму мышатам.
- На каких героев из других сказок похож петушок?
- Воспитание добрых чувств: За что вы хотели бы похвалить петушка?
- Развитие мышления и воображения: Ведь плохо, что Круть и Верть остались голодными. Изменим ситуацию и продолжим сказку.
- Нравственный урок: Труд кормит, а лень портит.
14. Задание на дом
Отработать чтение по ролям. Придумать другой конец сказки. Задание 2. Страница 24 в рабочей тетради.
-Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я вам всем говорю спасибо. А теперь вернемся к нашим солнышкам. У вас на столах кисть, вода и краска, переверните каждый свое солнышко и краской закрасьте обратную чистую сторону. Что вы увидели?
- ОТЛИЧНО (заранее было написано парафиновой свечкой)
-З а отличную работу я вам дарю фигурки петушков и мышат. Дома вы их раскрасьте, и мы организуем театральное представление на следующем уроке.