Этикет вокруг нас

Разделы: Внеклассная работа


Цель: знать основные требования этикета, правила культурного поведения  в обществе и уметь их применять различных  жизненных ситуациях.

Форма проведения: турнир между командами.

Основные этапы:

1. Представление команд.
2. Домашнее задание.
3. Узелки на память.
4. Конкурс «Блиц-опрос».
5. Конкурс «После третьего звонка».
6. Узелки на память «Если ты идешь в театр…».
7. Конкурс «Разговор о разговоре».
8. Узелки на память: Как правильно говорить?.
9. Конкурс «Дома и в гостях».
10. Узелки на память: Если ты хозяин.
11. Конкурс - тест: «Знаете ли Вы правила поведения за столом?».
12. Конкурс «Сервировка стола».
13. Узелки на память: Сервировка.
14. Узелки на память «Как одеться?».
15. Конкурс «Встречают по одежке».

Ход классного часа

1. Представление команд: название, девиз, приветствие

Состав команды: 5 чел. в команде, 1 капитан.

2. Домашнее задание

а) Придумать название команды, девиз.

б) Ответить на вопросы

1. Что такое этикет?

2. Что такое вежливость?

3. Какие существуют виды этикета?

4. Как связаны этикет и культура общения?

5. то принято считать хорошими манерами?

6. Что относят к дурным манерам?

7. Как вы думаете, существуют ли правила этикета «на все случаи жизни»?

Оценки жюри за домашнее задание

3. Узелки на память «Об этикете»  (сообщение ученика)

4. Конкурс «Блиц-опрос» (5 минут)

Каждой команде предлагаются одинаковые вопросы по различным разделам этикета. За 5 минут учащимся надо ответить на эти вопросы. Побеждает та команда, которая правильно ответит на большее количество вопросов.

Вопросы «Блиц-опроса».

1раздел: Этикет на улице, в транспорте, в лифте.

1. Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

2. Когда под раскрытым зонтом идут двое, кто его держит?

3. С какой стороны должен идти мужчина?

4. Кто первым входит в лифт?

5. Как должен себя вести мужчина, выходя из автобуса?

6. Кто здоровается первым: мужчина или женщина?

2 раздел: Этикет в театре.

1. Спектакль задерживается: надо ли аплодировать?

2. Надо ли аплодировать при подъеме занавеса?

3. Можно ли бросать цветы на сцену?

4. Как можно выразить свое восхищение?

5. Если вам не нравится спектакль, когда можно покинуть зал?

6. Можно ли занимать оба подлокотника?

3 раздел: Этикет в магазине

1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин или тот, кто выходит?

2. Должен ли мужчина снять головной убор в магазине

3. Можно ли входить в магазин с собакой?

4. Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»

5. Как обратиться к продавцу?

6. Можно ли критиковать товары?

4 раздел: Этикет и цветы

1. Можно ли дарить один цветок?

2. Можно ли дарить цветы в горшке?

3. Как дарить цветы – завернутыми или нет?

4. Как нужно поступить, посылая цветы с доставкой из цветочного магазина?

5. Какие цветы не следует приносить в больницу?

6. Как можно сочетать цветы в букете?

5 раздел: Этикет и общение

1. О чем не следует говорить в светской беседе?

2. Можно ли задавать вопросы о доходах семьи?

3. Допускается ли в беседе спор?

4. Можно ли давать советы?

5. Можно ли во время общения жевать жевательную резинку?

6. Что называется «дежурной улыбкой»?

Жюри подводит итоги конкурса

5. Конкурс «После третьего звонка»

1 задание: Театр уж полон…

Поход в театр всегда праздник, всегда удовольствие. Сел в кресло и …  Но иногда такой сосед попадется, что не обрадуешься! Вот если б тебе пришлось сидеть рядом на спектакле с Вадиком – героем следующей истории.

«- Сегодня – культпоход в театр, - сказала Маша одноклассникам. Поняли?

- Поняли! Ура! – закричали Машины одноклассники.

Вечером все приоделись и отправились в театр. Только Вадик пришел в школьных штанах с чернильным пятном на колене. Сразу Вадик кинулся в буфет. Пирожные он глотал целиком, а бумажки от конфет бросал на пол. Потом в фойе стал играть в пятнашки сам с собой.

- Ты уже в театре, Вадик! – взмолилась Маша.

- Не-а! Вадик утер рот рукавом. – Вот когда спектакль начнется…

Наконец прозвенел третий звонок, и все пошли в зал. Поскакал и Вадик.

- У меня бенуар! Где это? – кричал он. – Что за бенуар?

Уже погасили свет, а он все метался по залу, топча ноги зрителям. Наконец он уселся и, шурша оберткой шоколада, стал делать театральное лицо.

Спектакль начался. Вадик был занят очередной шоколадкой. Маша неласково прошипела в ухо Вадику о том, что он мешает слушать окружающим. На что Вадик принялся расспрашивать ее, что она имела в виду. Но тут он увидел, что прямо рядом с ним, у его кресла, стоит артист – не очень молодой, усталый мужчина, весь в гриме, в тяжелой амуниции и с трагической думой на загримированном лице. (Актеры, как теперь модно, сошли со сцены прямо в зал, и действие разворачивалось прямо в зале). Вадик улыбнулся до ушей и с вежливой улыбкой сказал: «Здрасте». Актер покосился на него, но сделал вид, что не слышит. Вид у него был грозный. Тогда Вадик поклонился, как японец, и, указав на кресло, громко и четко произнес:

- Садитесь, пожалуйста!

Но актер сверкнул на него глазами и убежал на сцену.

Вадика вывели из зала.

- Ну вот, - рассуждал он после спектакля, - с вашей вежливостью всегда впросак попадешь!». Вот такая история.

Приходилось ли вам встречать в театре или в кино таких ребят? Что вы о них думаете?

Какие нормы поведения нарушил Вадик?

Задание командам

1 команде: сформулируйте правила поведения в фойе перед началом спектакля и объяснить, на чем они основаны.

2 команде: разработайте правила поведения во время спектакля и объяснить, на чем они основаны.

3 команде: разработайте правила поведения в антракте и объяснить, на чем они основаны.

6. Узелки на память «Если ты идешь в театр…» (сообщение ученика)

7. Конкурс «Разговор о разговоре»

Культура речи – признак интеллигентности и воспитанности человека. Жаргонные словечки, грубые обороты не красят речь человека, а засоряют ее.

Речевой этикет – это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость. Словарь по этике так определяет это явление: «Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».

Вежливость – это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.

Широко известны слова Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». В них подчеркивается огромная важность результата, достигнутого путем «простой» вежливости, без каких-либо чрезвычайных усилий. А вы, ребята, умеете быть вежливыми?

1 задание: Кто прав, кто виноват?

Познакомьтесь с ситуацией в трамвае.

В трамвай вошла группа молодых людей – подростков. Они шумны и беспардонны, излишне громко смеются, рассказывают друг другу анекдоты. Рядом стоит пожилой человек.

Старик: - Эй вы, мелюзга, а ну-ка прекратите здесь орать!

Юноша: - Э, ты, папаша, помалкивай, не твое это дело!

Старик: - Ах ты, сопляк! Мерзавец! Я тебя научу, как себя вести!

Разговор продолжился в том же русле.

Глубокое заблуждение пожилого человека: подобным образом научить вести себя невозможно.

Ответьте на вопросы:

1. Почему неправильно поступил юноша?

2. Что неправильно сделал старик?

3. Как вы поступили бы в данной ситуации:

- на месте старика;

- на месте молодых людей?

2 задание: Речевой этикет, или кое-что о вежливости

В обществе всегда имеются представления о жизненных ситуациях, которые требуют соблюдения речевого этикета. Это ситуации начала общения, приветствия, прощания.  События праздничные, печальные также вызывают этикетное общение. В этих ситуациях мы выражаем свое участие, сочувствие, соболезнование. Нередко нам необходима чья-то помощь, с этим связаны ритуалы просьбы и благодарности.

  Представьте себе, что вы находитесь в одной из заданных ситуаций. Вспомните обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях.

1 команда: ситуация приветствия.

2 команда: ситуация прощания.

3 команда: ситуация извинения.

8. Узелки на память: Как правильно говорить? (сообщение ученика)

Вопрос. К кому из перечисленных адресатов можно обратиться на «Вы», а к кому на «ты»:

врач в больнице, партнер по бальным танцам, прохожий на улице, одноклассник, директор школы, давний друг, молодой учитель, попутчик, старшеклассник, начальник твоей мамы, старушка, младшая сестренка, водитель твоего отца, младший брат твоего друга, домработница, соседка по парте, твоя бабушка. Ответ оформите в виде таблицы:

Мы говорим «Вы»

Мы говорим «ты»

 

 

 

9. Конкурс «Дома и в гостях»

Умеешь ли ты принимать гостей? А быть хорошим гостем? Ведь только кажется, что это дело нехитрое. Помнишь, как неудачно сходил в гости к кролику Вини-Пух? Опустошил его «сладкие» запасы и еле вылез из норы. Как ты думаешь, зачем люди ходят в гости? Как ты ведешь себя в гостях? А твои друзья?

Предлагаем вашему вниманию две маленькие истории, рассказанные пятиклассниками о том, как они принимали гостей.

История первая – «Пришел, увидел, наследил».

Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он прошел в комнату, стал все рассматривать и хватать руками.

- Это ваза? Ну-ну!

- Это лампа? Ну-ну!

- А это сушки? – спросил он, загребая в карман горсть сушек.

- Ну ладно, - сказал он, - я пошел…

И ушел.

«Для чего он, интересно,  приходил? – подумал я. – Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил».

Попробуйте поставить себя на место героя этой истории и подумайте, как бы вы себя повели. Выберите из предложенных вариантов  выхода из данной ситуации наиболее подходящий на ваш взгляд или предложите собственное решение:

а) Да чего с таким гостем возиться! Надо выгнать его, да еще и с подзатыльником!

б) Надо предложить этому гостю раздеться, усадить на диван, провести беседу о правилах поведения в гостях, посоветовать почитать книги о правилах поведения.

в) Надо пойти к такому гостю на следующий день и сделать то же самое.

г) Надо предложить гостю раздеться, занять его увлекательной игрой, занимательной беседой, угостить чаем.

д) Свое мнение?

История вторая – «Смешил, шутил, а все надулись»

Однажды я был у друга в гостях. Там были еще ребята.

На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал, кричал во все горло разные смешные глупости, жевал конфеты с устрашающим чавканьем. В общем, всех смешил. А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне, кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться не гостей. Все им должен прощать.

Поведение за столом, будь то в кафе, ресторане или дома, в кругу семьи, должно соответствовать определенным нормам.

Попробуйте поставить себя на место героя этой истории и подумайте, как бы вы себя повели. Выберите из предложенных вариантов  выхода из данной ситуации наиболее подходящий на ваш взгляд или предложите собственное решение:

а) Хозяин должен все вытерпеть с честью до конца, даже если ему не повезло с гостем, не забывая при этом о других гостях.

б) Надо обязательно сделать замечание ему, а еще лучше провести беседу о правилах поведения.

в) Надо вести себя точно так же: кричать, приставать ко всем со своими шутками, привлекая побольше к себе внимания.

г) Надо занять этого гостя увлекательной игрой, занимательной беседой другими развлечениями. Ведь гость, даже самый невоспитанный, имеет свои вкусы, интересы.

д) Надо просто его выгнать.

е) Свое мнение?

10. Узелки на память: Если ты хозяин…(сообщение ученика)

11. Конкурс - тест: «Знаете ли Вы правила поведения за столом?»

1. Вы садитесь за стол, который сервирован разнообразными столовыми приборами. В центре возвышается белая накрахмаленная салфетка. Что Вы станете с нею делать:

а) развернете и положите на колени;

б) развернете и положите на грудь?

2. Перед Вами несколько ножей и вилок. Какими приборами Вы воспользуетесь сначала:

а) теми, что лежат дальше от тарелки;

б) теми, что лежат ближе к тарелке?

3. В гостях за обеденным столом гость-мужчина сидит в окружении женщин, то есть слева и справа от  него сидят женщины. Кому из них он должен уделять преимущественное внимание:

а) той, что сидит слева от него;

б) той, что сидит справа от него?

4. Вам подали второе -  мясное блюдо. Следует:

а) сразу разрезать мясо на более мелкие части;

б) постепенно отделять маленькие кусочки от целого?

5. Можно ли взять второй раз понравившееся кушанье в гостях:

а) да;

б) нет, это неприлично?

6. Если Вы хотите попробовать кушанье, которое стоит далеко от Вас, Вы:

а) сами потянетесь за ним;

б) попросите передать его?

7. В гостях Вы съедаете все, что положили на свою тарелку:

а) да;

б) нет, часть оставляю на тарелке?

8. Если Вам не нравится предлагаемая хозяйкой еда, Вы:

а) благодарите ее за внимание и отказываетесь, не объясняя причин;

б) говорите о причине отказа?

9. Считаете ли Вы, что хлеб из пшеницы надо брать:

а) вилкой;

б) рукой?

10. Вы обедаете в ресторане, где Вас обслуживает официант. Вы закончили есть второе и хотите показать это официанту, чтобы он убрал приборы. Для этого Вы:

а) положите нож и вилку на тарелку параллельно друг другу ручками вправо;

б) нож (справа) и вилку (слева) острыми концами к тарелке?

Ответы к тесту: 1а, 2а, 3а, 4б, 5а, 6б, 7а, 8а, 9б, 10а.

12. Конкурс «Сервировка стола»

Дано:  скатерть, салфетки, тарелки (глубокие и мелкие), чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы, вазочки для цветов.

Требуется расположить все так, чтобы было красиво. Правильно, удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.

Задание: Продумайте сервировку обеда для 2 человек.

Минимальное количество блюд – 3 (первое, второе, третье). Накройте стол, соблюдая требования этикета.

13. Узелки на память: Сервировка…(сообщение ученика)

14. Узелки на память «Как одеться?» (сообщение учителя)

Первое правило: одежда должна быть всегда чистой, опрятной, не может быть рваной.

И второе правило: лучше и выгоднее иметь немного дорогих и разумно подобранных, приобретенных на долгое время вещей, чем покупать дешевые вещи неважного качества, которые быстро теряют вид.

15. Конкурс «Встречают по одежке»

Соблюдение этикета в одежде

Вам предлагается модное дефиле – показ одежды на подиуме.

Задание 1: В предложенных моделях одежды необходимо определить несоответствие в костюмах и исправить ошибки в описании костюма.

1 модель (1 команда).

Юноша в белоснежной рубашке, темном костюме, галстуке, кроссовках.

2 модель (2 команда).

Девушка в шелковой белой блузке, длинной юбке и пляжных тапочках.

3 модель (3 команда).

Юноша в спортивном костюме, шляпе с дипломатом.

Задание 2: Показать модель современной школьной формы: удобной, красивой, практичной.

Ответы в приложении