Организационная информация
Тема урока |
«Моя любимая игрушка – матрёшка» - выполнение эскиза игрушки-матрёшки на основе декоративно-переработанных цветов и листьев (5 урок) |
Предмет |
Изобразительное искусство |
Класс |
2 класс по программе «Изобразительное искусство В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной» |
Автор урока (ФИО, должность) |
Воробьёва Любовь Леонидовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория |
Образовательное учреждение |
МОУ города Кургана «Лицей №12» |
Методическая информация
Тип урока Форма урока |
Комбинированный Урок-путешествие с цветиком-семицветиком |
Цели урока |
Познакомить детей с произведениями народных художественных промыслов: с матрёшками из Сергиева Посада, Семёнова, Полхов-Майдана |
Задачи |
- формировать умения рисовать кистью декоративные цветы, ягоды и листья через практическую работу (приёмы рисования), умения различать матрёшки из Сергиева Посада, Семёнова, Полхов-Майдана через сравнительный анализ; - развивать творческое воображение детей; - воспитывать любовь и уважение к творчеству русских народных мастеров, эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративно-прикладного искусства. |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Знать: - известные центры народных художественных ремёсел России по изготовлению матрёшки; - элементы растительного узора, украшающего русскую матрёшку. Уметь: - выделять характерные особенности росписи матрёшки мастерами из разных центров - рисовать кистью элементы узора русской матрёшки. |
Интерактивные методы обучения |
|
Необходимое оборудование и материалы |
|
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся |
Дети приглашаются в путешествие с девочкой Женей, познакомиться с первым чудом – матрёшками. Совершить чудо помогает цветик-семицветик. Дальнейшее путешествие их продолжится, когда они будут знакомиться с другими промыслами. |
Ход и содержание урока Слайд 1 (Приложение 1) |
Организационный момент. Целеполагание. Для урока необходима атмосфера доброжелательности, доверительности и открытости. Поэтому последовательность действий учителя на данном этапе урока должна быть следующей: орг.момент – создание контакта с обучающимися и нужной атмосферы – постановка целей – создание мотивации к уроку «Семь чудес» Первое чудо-МАТРЁШКИ |
Слайд 2-4 |
Актуализация знаний - Вспомните сказку, в которой была девочка Женя. - Что помогало ей совершать чудеса? - Сегодня мы начинаем путешествие с девочкой Женей. Вот что с ней произошло. Однажды девочке Жене волшебница рассказала о семи чудесах и подарила цветик- семицветик, который исполняет все желания. Решила Женя отправиться в путешествие на поиски этих чудес. |
Слайд 5 |
ЧУДО ПЕРВОЕ: Отгадайте загадку В
этой молодице |
Слайд 6-9 |
Изучение нового материала История русской матрёшки Шли
матрёшки по дорожке Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка. В руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное – это куколка с секретом. Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Первая русская матрёшка, расписанная художником Сергеем Малютиным Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. - Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному. Матрёшки из Сергиева Пасада Я
из Сергиева Пасада.Встрече с вами очень рада. |
Слайды 10-12 |
До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие. Матрёшка семёновская Я
из тихого зеленого городка Семёнова. |
Слайды 13-15 |
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр. Матрёшки из Полховского Майдана А
я, подружки, из Майдана. |
Слайды 16-17 Слайд 18 |
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки. Физминутка для глаз (Матрёшки) Как рождается матрёшка? Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ... |
Слайды 19-20 |
Как мастера расписывают матрёшку (флеш анимация) Шлифовка заготовки Обводка контура узора Прорисовывание фона Прорисовывание деталей Окончательная обводка Закрепление Узнай матрёшку по описанию Повторение видов матрёшек и их особенностей росписи |
Слайд 21 |
Практическая работа - Сегодня вам, ребята, предстоит начать выполнение своей матрешки. А продолжим на следующем уроке. Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи. - Итак, переходим к выполнению нашей практической части. |
Слайд 22 Слайд 2 |
Подведение итогов Понравилось вам путешествие с Женей? - Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. |
Рефлексия деятельности на уроке |
- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке. - Матрёшка из какого центра изготовления Вам больше всего понравилась? Почему? |
В помощь учителю
Использованные источники и литература |
Программа и методические рекомендации для 2 класса. Изобразительное искусство В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной; - Журнал «Начальная школа» №9-2002год, №5-2000года. - Интернет-ресурсы (указаны в презентации) |