Цель: обобщить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (основные значения, вопросы, предлоги, роль в предложении)
Задачи:
- формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже;
- отрабатывать умения в распознавании падежей;
- способствовать формированию грамотного и красивого письма;
- развивать внимание, память, речь.
Оборудование: компьютер и интерактивная доска, карточки со словосочетаниями, карточки таблицы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Словарная работа
На доске:
берёзовая роща
гордый моряк
быстрая река
острый топор
утренняя роса
дружные ребята
- Прочитайте. Что можете сказать?
Варианты ответов: словосочетания (прилагательное + существительное), во всех словах есть буква «р», есть слова с безударными гласными, проверяемыми и непроверяемыми.
- На какие две группы можно распределить эти словосочетания?
- Первый вариант записывает в столбик словосочетания с непроверяемой безударной гласной в корне слова, второй вариант – с проверяемой гласной в корне.
Проверка: вызвать одного человека к доске из 1 варианта, он у доски выбирает нужные словосочетания и объясняет свой выбор.
- Почему в этот столбик записали слова?
- 2 вариант, кто не согласен с оставшимися словосочетаниями?
3. Минутка чистописания
- Какую букву будем писать на минутке чистописания? Какая буква встречается во всех словах?
- Рассмотрите образец. Кто может объяснить, как правильно пишем заглавную букву «Р»? (Пишу клюшку, вверху двойная клюшка).
- Составьте с этой буквой свою цепочку и запишите.
4. Повторение изученного материала
- На прошлом уроке мы с вами начали составлять проект. Как он называется?
(« Я знаю всё о падежах»)
Образец индивидуальной карточки – таблицы
Проект « Я знаю всё о падежах» учени… 4 ….класса (Фамилия, имя) |
|||
Название |
Вопросы |
Предлоги |
Роль в предложении |
Им. п. |
Кто? Что? |
----- |
подлежащее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Что вы можете сказать о записанных вами словосочетаниях? (по теме проекта).
- Из каких частей речи они состоят? Что вы можете сказать про существительные? В каком падеже они записаны? ( И.п.)
- Расскажите всё, что вы знаете об именительном падеже? (пользуясь таблицей, которую составляли на прошлом уроке).
- Давайте проверим. Составьте предложение с одним из словосочетаний. Выбирается лучшее и записывается в тетрадях и на доске. Подчеркните главные члены.
-Каким членом предложения являются существительные?
- В каком падеже они стоят?
5. Постановка учебной задачи
- Сегодня вы будете продолжать вести исследовательскую деятельность.
- Какой следующий падеж будем с вами исследовать? ( Вам поможет буква чистописания.)
- Давайте запишем название падежа в таблицу.
- Вспомните, что вы уже знаете о родительном падеже? (записать в таблицу вопросы и, если назовут – предлоги)
- Предлагаю провести исследовательскую работу по теме, « С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже и только ли эти предлоги и вопросы встречаются?»
6. Физкультминутка
7. Работа по теме урока
Работа в ППС (пары постоянного состава). Употребление предлогов в Р.п.
Задание на карточках по рядам.
- Вы сейчас будете работать в парах.
- Прочитайте. Что можете сказать? Какое задание будете выполнять?
- Как вы думаете, в каком падеже должно быть существительное?
- Измените словосочетание, задав к существительному вопрос родительного падежа.
Карточки.
1 ряд:
добрался … город
вылетел … гнездо
написал … ошибка
2 ряд:
сделал … мама
посидел … ручей
отплыл … берег
3 ряд:
вырос … забор
вернуться … дача
капля … дождь
Проверка.
- Давайте проверим. Какие предлоги вы использовали в словосочетаниях?
(Словосочетания записаны на доске и закрыты шторкой. Дети называют предлоги, а учитель передвигает их к словосочетаниям.)
добрался до города |
сделал для мамы |
вырос около забора |
вылетел из гнезда |
посидел у ручья |
вернуться с дачи |
написал без ошибки |
отплыл от берега |
капля дождя |
- В каком падеже стоят имена существительные? Докажите.
- С какими предлогами употребили слова в родительном падеже?
- Запишите предлоги в таблицу.
- А сейчас откройте учебник на стр. 62. С какими ещё предлогами употребляются существительные в родительном падеже.
- Дописать эти предлоги в таблицу.
Роль в предложении
- Что нам ещё предстоит выяснить? Посмотрите на таблицу.
- Чтобы узнать о роли существительных в родительном падеже в предложении, приготовьтесь записать под диктовку следующее предложение.
С неба солнце посылает прощальные лучи.
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу (на доске).
- Кто выполнил без ошибок? Встаньте. Молодцы!
- Разберём предложение. Кто пойдёт к доске и подчеркнёт главные члены предложения? - --- Укажите падеж у подлежащего. Как узнали?
- Найдите существительные в родительном падеже. Докажите, что это существительное в родительном падеже.
- От какого слова задаём вопрос к существительному в родительном падеже? (один ученик разбирает у доски)
- Каким членом предложения является это существительное?
- Какой ещё можно задать вопрос к этому существительному? ( Откуда?) Это смысловой вопрос.
- Продолжим заполнять таблицу. Каким членом предложения являются существительные в родительном падеже в предложении? Какой смысловой вопрос можем задать к существительным в родительном падеже?
8. Самостоятельная работа
- Запишите предложение под диктовку. Разберите по членам предложения, укажите падеж у имён существительных. Какой смысловой вопрос можно задать к обстоятельству, выраженному именем существительным? (Где?)
- Запишите вопрос в нашу таблицу.
Около речки стоит красиво одетая рябина.
- Откройте учебники на стр. 62 . Рассмотрите таблицу. Какие ещё смысловые вопросы можно задать к существительным родительного падежа? Запишите эти вопросы в нашу таблицу.
9. Закрепление изученного. Работа с учебником
- Что мы сегодня исследовали?
- Что узнали?
- Что можете рассказать о существительных в родительном падеже?
- Упр. 120. Прочитайте задание. Кто не понял задание? Кто может объяснить? Выполняем.
10. Домашнее задание
- Стр. 67, упр. 121.
- Прочитайте задание. У кого есть вопросы? Запишите в дневник.
11. Итог урока
- Какое задание больше понравилось на уроке?
- Когда было легко?
- А трудно? Что было трудным?
- Кому можем сказать спасибо?
- Кого можем оценить? Как?
- Урок закончен. Спасибо за работу.