Информация административной деятельности как способ управления качеством образования в рамках общеобразовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 7” г. Зимы

Согласно “Концепции информатизации образования Иркутской области на 2011–2015 г.г.” под информатизацией образования мы понимаем целенаправленную деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:

  • в учебный процесс для подготовки обучающихся к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества, для повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
  • в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессов управления;
  • в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов, для разработки и внедрения новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Три года назад на этапе становления информатизации образовательного учреждения перед администрацией школы обозначилось несколько проблем, решение которых в дальнейшем позволило повысить эффективность работы управленческого аппарата.

Основные проблемы были сформулированы следующим образом:

  • отсутствие нормативно-правового обеспечения процессов информатизации;
  • недостаточное количество компьютерной техники, занятой в управленческой деятельности;
  • отсутствие необходимой квалификации администрации в использовании компьютерной техники;
  • несформированность общего информационного банка данных по управлению школой.

Для преодоления возникших трудностей в 2008 году нами была разработана Программа информатизации образовательного учреждения в виде целевых проектов: расширение информационного пространства школы; повышение ИКТ – компетентности педагогов; повышение ИКТ – компетентности учащихся.

Реализация данной программы позволила осуществить переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях школы.

Для решения поставленных задач были созданы определенные условия. За последние три года улучшилось техническое оснащение персональными компьютерами. Треть парка машин, имеющихся в образовательном учреждении, составляют компьютеры не позднее 2008 года выпуска. В бюджет учреждения заложены средства на приобретение необходимого количества офисного оборудования: компьютеров, сканеров, принтеров, медиатехники.

Совместно с Территориальным ресурсным центром информационной и научно-методической поддержки образовательных учреждений города Зимы администрацией школы созданы условия для повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

За истекший период нами сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая порядок использования ПК и единой сети Интернет в управленческой и учебной работе. Очерчен круг лиц, допущенных к работе с банком данных учащихся и работников образовательного учреждения. Создана локальная сеть учреждения со стопроцентным включением компьютеров школы в сеть Интернет для расширения возможностей образовательной и управленческой деятельности, способствующей повышению качества образования.

С 2007 года используются программные средства, полученные в рамках приоритетного национального проекта “Образование”, а именно, пакеты “Первая помощь” и внедрена в административную деятельность автоматизированная система управления “1С: ХроноГраф Школа 2.5” Для исключения несанкционированного использования ресурсов сети Интернет необразовательного характера используется лицензионное программное обеспечение Система контентной фильтрации Интернет-ресурсов для образовательных учреждений различного уровня.

Администрация нашего общеобразовательного учреждения убеждена, что непрерывное повышение квалификации в области ИКТ позволит более качественно осуществлять управлением качеством образования. Благодаря своевременной курсовой подготовке все руководящие работники школы владеют ИКТ – компетентностями на достаточном уровне, а семьдесят процентов из них способны работать в специализированных программных средствах. В настоящее время восемьдесят семь процентов педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации в области ИКТ по различным направлениям: “Школа в сети”, “Медиаобразование”, “Создание сетевого информационного пространства педагога”, “Использование интерактивной доски SMART Board в образовательном процессе” и др.

Усилия школы в сфере информатизации были отмечены на уровне города. Администрация школы и сегодня продолжает содействовать активному использованию ИКТ ресурсов в профессиональной деятельности учителей. В школе с 2010 года начал функционировать медиакласс, активно используется и пополняется школьная медиатека, педагогами создаются собственные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), которые размещаются в сети Интернет для свободного доступа.

Разработан алгоритм взаимодействия всех участников образовательного процесса: учитель, ученик, родитель.

Результатами управленческой деятельности посредством ИКТ – технологий можно отметить:

  • Открытость образования через информационные технологии обеспечивается выпуском газеты “Семёрочка”, показом видеороликов школьной TV-студией, размещением информации на сайтах учреждения и директора школы. Информирование родителей осуществляется через персональные сайты учителей – предметников, классных коллективов.
  • Новой формой взаимодействия с родителями стали публичные отчеты школы, материалы которых находятся в свободном доступе в сети Интернет.
  • Использование дистанционных средств, для повышения квалификации и аттестации руководящих и педагогических работников, разработка и защита курсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.
  • Сетевое дистанционное взаимодействие на уровне города и региона: дистанционные уроки, видеоконференции с педагогами города Саянска, Усть-Илимска.
  • Выход на всероссийский уровень: видеоконференция с преподавателями Томского университета систем управления и радиоэлектроники.
  • Обобщение опыта информатизации школы на городском и областном уровнях. Создание сетевого сообщества педагогов МОУ СОШ № 7 с размещением ЦОРов на сайте ТРЦ города Зимы.

В результате целенаправленной работы по информатизации педагогического процесса созданы условия для дополнительного образования детей (информационно-технологические профильные классы на 3 ступени образования, дистанционная довузовская подготовка обучающихся 7–11 классов в ОЦ “Школьный университет” ТУСУРа).

Критериями оценки эффективности работы для нас являются повышение уровня профессиональной подготовки, увеличение количества детей – участников различных сетевых инициатив, качественная подготовка учеников для участия в предметных олимпиадах.

Системное и долгосрочное участие образовательного учреждения в формировании информационной грамотности и ИКТ – компетентности школьников, продуктивное сотрудничество по реализации Комплексной образовательной программы “Школьный университет” способствовало тому, что постановлением координационного совета международной исследовательской программы “Будущее за ИКТ” от 7.09.2009г школе был присвоен статус “Базовой школы по развитию ИКТ компетенций школьников”.

По результатам мониторинга муниципальной системы оценки качества образования среди школ города наше учреждение имеет более высокие показатели, но по ряду параметров наши результаты требуют доработки, поэтому для дальнейшего развития в сфере информатизации нами обозначены перспективы:

  • приобретение опыта работы с базой данных;
  • обновление парка компьютеров в кабинете информатики;
  • продолжение популяризации опыта школы по информатизации управленческой деятельности на областном, межрегиональном и федеральном уровнях;
  • увеличение скорости Интернет – соединения до 512 килобит в секунду;
  • необходимость введения в штатное расписание должности системного администратора, специалиста, ответственного за процессы информатизации в образовательном учреждении.
  • обеспечение курсовой подготовки в связи с требованиями времени как минимум один раз в три года.

Таким образом, в современном постоянно изменяющемся мире информатизация стала неотъемлемой составляющей образовательного процесса, т.к. модель выпускника современной школы предполагает развитие ИКТ – компетенций на таком уровне, который позволит выпускнику успешно социализироваться в обществе.