Экспериментальная деятельность "Интересное под ногами"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  • Учить детей проводить самостоятельные исследования (подготовка сообщения, доклада).
  • Закрепить умения детей собирать доступную информацию на данную тему, обрабатывать ее, закрепить умение фиксировать информацию знаками и символами. Расширять кругозор детей.
  • Развивать творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивать мышления, речь детей.
  • Воспитывать умения работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.

Оборудование и материалы:

– подготовить на каждого ребенка: природный материал для Опытов (песок, глину, почву), оборудование (стаканчики, ложечки, лупы, палочки, вата, вода, листы бумаги, подносы, клеенки, салфетки, лопатки, совочки, трубочки; песочные часы: настольные сувениры, при переворачивании которых пересыпается песок.

Предварительная работа:

– Беседы: “Где используют песок и глину”, “Песок и глина в природе”, “Строим замки из песка”, “Глиняные расписные” (игрушки, посуда и т.д.)
– Экскурсия на стройку дома, пляж, на “Выставку глиняных игрушек”.
– Наблюдения: “Пляж”, “Песочницы после дождя и в сухую погоду”.
– Наблюдения за состоянием песка на участке.
Игровая деятельность с песком и водой.
– Изобразительная деятельность (лепить из глины посуду и игрушки); оформление коллекции “Песок и глина нашего края”.
– Работа с родителями (организации экскурсии на пляж; участие в сборе коллекции “Песок и глина нашего края”); Анкета для родителей.

План

I. Вступительная беседа (сообщение цели, распределение команд).
II. Обсуждение практической деятельности детей.
III. Элементарная поисковая деятельность детей. (Проведение серии Опытов с глиной и песком: дети перед экспериментальной деятельностью выдвигают свою гипотезу, по окончании Опыта делают Вывод.)
Физкультминутка.
IV. Сообщение ученого совета.
V. Итог.

Ход занятия (эксперимента)

I. Вступительная беседа.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем ученые, которые занимаются исследовательской работой. А что значит заниматься исследовательской работой?

Дети: Исследовательская работа – это когда люди-ученые ищут что-то новое.

Воспитатель: Правильно. Мы собрались на ученый совет. Я буду – председателем ученого совета, а вы мои помощники. Давайте пройдем в зал, присядем за круглый стол.

– Сегодня мы поговорим на тему: “Интересное под ногами”. Я предлагаю вам делать зарисовки о том, о чем мы с вами говорим, так как после нашего совета мы пройдём в лабораторию и проверим те гипотезы, которые будут нами выработаны.

Проведение круглого стола учёных:

Председатель: Что у нас под ногами?
Дети-учёные: Земля, песок, глина.
Председатель: Что это? (Показ почвы.)
Дети-учёные: Земля, почва.
Председатель: Для чего нужна почва?
Дети-учёные: Для роста растений; из почвы растения берут питательные вещества и воду.
Председатель: Какая она?
Дети-учёные: Черная, темная, рыхлая, пушистая.
Председатель: А это что? (Показ песка.)
Дети-учёные: Песок.
Председатель: Для чего нужен песок?
Дети-учёные: Для игры, строительства.
Председатель: Какой он?
Дети-учёные: Желтый, рассыпчатый, рыхлый, состоит из крупинок.
Председатель: А это что? (Показ глины.)
Дети-учёные: Глина.
Председатель: Для чего нужна глина?
Дети-учёные: Для строительства, лепки, лечения.
Председатель: А какая она?
Дети-учёные: Мягкая, пластичная, гибкая, похожа на пластилин, не имеет запаха.

II. Обсуждение практической деятельности.

Дети-учёные в составе 15 человек делятся на три группы по 5 человек.

Председатель: Как вы думаете, из чего состоит песок? Глина? Почва?

Гипотезы, выдвинутые детьми-учёными: Первая группа – “Песок, глина, почва отличается только по цвету”. Вторая группа – “Песок состоит из крупинок, почва рыхлая, глина как пластилин”. Третья группа – “Затрудняются ответить”.

Председатель: Что легче высыпать из стакана?

Гипотезы, выдвинутые детьми-учёными: Первая группа – “Песок высыпается легче”. Вторая группа – “Одинаково”. Третья группа – “Почва высыпается легче”.

Председатель: Где лучше будет расти цветок – в глине, песке, земле?

Вторая группа – “В песке”. Первая группа – “Земле”. Третья группа – “В глине”.

Председатель: Пропускает глина воду или нет? Первая группа – “Нет”. Третья группа – “Да”. Вторая группа – “Нет”.

Председатель: Куда легче “посадить деревце” (в сухой песок или глину)?

Вторая группа – “В песок”. Первая группа – “В глину”. Третья группа – “Одинаково”.

Физкультминутка.

Председатель: Куда впитывается вода быстрее – в сухой песок или в сухую глину? Первая группа – “В песок вода впитывается быстрее”. Третья группа – “Одинаково”. Вторая группа – “В глину быстрее впитывается вода”.

Председатель: Если поставить горшок с почвой в тарелку с водой, что произойдет через некоторое время? Первая группа – “Ничего”. Вторая группа – “Почва смочится до самого верха”. Третья группа – “Вода впитается в почву”.

Председатель: А если посадить фасоль в песок, глину, почву, каков будет результат? Первая группа – “Разный”. Вторая группа – “Одинаковый”. Третья группа – “В почве фасоль прорастет быстрее”.

Председатель: Что произойдет с песком и глиной, если дунуть в трубочку? Первая группа – “Песок будет сдуваться легче, чем глина”. Вторая группа – “Глина сдувается легче”. Третья группа – “Ничего”.

Председатель: Из чего крепче норка, замок – из песка или глины? Первая группа – “Из песка крепче”. Вторая группа – “Из глины крепче”. Третья группа – “Одинаково”.

Председатель: От чего легче отмыть обувь – от глины или песка? Первая группа – “ Легче обувь отмыть от песка”. Вторая группа – “Легче отмыть от глины”. Третья группа – “Одинаково”.

Председатель: Где остаются четкие следы – на влажном или сухом песке? Все группы – “ На влажном песке следы будут четче”.

Председатель: Ну вот, вы выдвинули свои гипотезы. А сейчас пройдем в лабораторию и проверим ваши предположения. Все свои Выводы зарисовывайте. А на итоговом ученом совете мы выслушаем ваши сообщения.

III. Элементарная поисковая деятельность.

Опыт 1. “Влияние состава почвы на рост растений”

Посадим фасоль в три горшка – в песок, глину и почву. Сравним прохождение воды через глину, песок, почву: песок сразу весь намок (хорошо пропускает воду), глина почти не пропустила воду, а земля пропускала воду хуже, чем песок, но, в конце концов, тоже намокла. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшках.

Вывод: Результат будет разный. (Приложение 1)

Опыт 2. “Что легче высыпать из стакана?” (Глину или песок.)

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (Да.). А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется – песок или глина?

Вывод: Песок “сыпучий”, глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. (Приложение 2)

Опыт 3. “Сравни!” (Глина и песок.)

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите, из чего состоит песок (из мелких зернышек-песчинок – круглые, желтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга). Рассмотрите глину через лупу (крупинок не видно, глина похожа на пластилин).

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто прилипли друг к другу. И глина , и песок не живая – не дышит, не растет, не ест. (Приложение 3)

Опыт 4. “Пропускает глина воду или нет?”

На столе пустые стаканы. В стакан опускаем воронки. В каждую воронку положим немного ваты. В одну воронку до половины насыпаем песок, а в другую истолченную глину. Наливаем в обе воронки доверху воды. Наблюдаем. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода в стакан. Из воронки, в которой глина, вода в стакан не капает.

Вывод: Глина не пропускает воду. (Приложение 4)

Опыт 5. “Как передвигается вода в почве”

Насыпаем сухой земли в цветочный горшок с отверстиями в дне. Поставим горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и мы заметим, что почва смочилась до самого верха.

Вывод: Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы. (Приложение 5)

Опыт 6. “Куда исчезла вода?”

На столе два стаканчика. В одном сухой песок, а в другом сухая глина. Одновременно наливаем воду в стаканчики и следим, в каком из них вода впитывается быстрее?

Следим, как водичка впитывается. В песок вода впиталась быстро, а на глине часть воды остается сверху. Сажаем “деревце” во влажную глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.

Вывод: Вода впитывается в глину медленнее, чем в песок. (Приложение 6)

Опыт 7. “Куда легче “посадить деревце”?” (В сухой песок или глину.)

Возьмем палочку и попробуем “посадить” ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Во что легче его поместить?

Вывод: Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. (Приложение 7)

Игры – эксперименты:

1). “Песчаные бури”.

– Что произойдет с песком и с глиной, если дунуть в трубочку?

Не следует забывать о безопасности детей: песчинки могут попасть в глаза, нос. Накрыть стакан полиэтиленовой крышкой. Сделать в ней отверстие, вставить трубочку, через которую можно вдувать воздух в стакан.

Вывод: Песок легко двигается, сдувается, а кусочки глины сдуваются труднее или совсем не двигаются. (Приложение 8)

2). “Норка для мышки”.

– Из чего нора крепче – из песка или глины?

Из влажного песка и глины лепим шарики и оставляем высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распались, а глиняные стали сухими и крепкими.

Вывод: Норка крепче будет из глины. (Приложение 9)

3). “Помой сапожки”.

– От чего легче отмыть обувь – от глины или от песка?

Запачкали подошву обуви глиной и песком. Стали отмывать обувь.

Вывод: Легче отмыть обувь от песка. (Приложение 10)

4). “Следы на песке”.

– Где остаются четкие следы – на влажном песке или на сухом?

Дети оставляют следы на влажном песке и на сухом.

Вывод: Четкие следы остаются на влажном песке. (Приложение 11)

IV. Сообщение на ученом совете.

Используя свои зарисовки – приложения, один ребенок рассказывает о проделанной работе, а группа дополняет его.

V. Итог.

Воспитатель: Дети, вам понравилось быть учеными? Работать в лабораториях? Присутствовать на ученом совете? Я – руководитель научного центра хочу наградить вас дипломами “За хорошую работу в исследовательском центре “Окошечко в природу”.

План недели экспериментальной деятельности “Интересное под ногами” исследовательского центра “Окошечко в природу”.

Старший дошкольный возраст.

Дни недели Опыты Игры-эксперименты
1.

понедельник

1. “Влияние состава почвы на рост растений”.
2. “Что легче высыпать из стакана?”

“Песчаные бури”.

2.

вторник

1. “Сравни!”
2. “Пропускает глина воду или нет?”
“Норка для мышки”.
3.

среда

1. “Как передвигается вода в почве”.
2. “Куда исчезла вода?”
“Помой сапожки”.

4.

четверг

1. “Влияние состава почвы на рост растений” (результат).
2. “Куда легче “посадить деревце”?”

“Следы на песке”.

5.

пятница

Итоговый ученый совет.