Программное содержание.
- Учить детей проводить самостоятельные исследования (подготовка сообщения, доклада).
- Закрепить умения детей собирать доступную информацию на данную тему, обрабатывать ее, закрепить умение фиксировать информацию знаками и символами. Расширять кругозор детей.
- Развивать творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивать мышления, речь детей.
- Воспитывать умения работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.
Оборудование и материалы:
– подготовить на каждого ребенка: природный материал для Опытов (песок, глину, почву), оборудование (стаканчики, ложечки, лупы, палочки, вата, вода, листы бумаги, подносы, клеенки, салфетки, лопатки, совочки, трубочки; песочные часы: настольные сувениры, при переворачивании которых пересыпается песок.
Предварительная работа:
– Беседы: “Где используют песок и глину”, “Песок и глина в природе”,
“Строим замки из песка”, “Глиняные расписные” (игрушки, посуда и т.д.)
– Экскурсия на стройку дома, пляж, на “Выставку глиняных игрушек”.
– Наблюдения: “Пляж”, “Песочницы после дождя и в сухую погоду”.
– Наблюдения за состоянием песка на участке.
– Игровая деятельность с песком и водой.
– Изобразительная деятельность (лепить из глины посуду и игрушки); оформление
коллекции “Песок и глина нашего края”.
– Работа с родителями (организации экскурсии на пляж; участие в сборе
коллекции “Песок и глина нашего края”); Анкета для родителей.
План
I. Вступительная беседа (сообщение цели, распределение команд).
II. Обсуждение практической деятельности детей.
III. Элементарная поисковая деятельность детей. (Проведение серии Опытов с
глиной и песком: дети перед экспериментальной деятельностью выдвигают свою
гипотезу, по окончании Опыта делают Вывод.)
Физкультминутка.
IV. Сообщение ученого совета.
V. Итог.
Ход занятия (эксперимента)
I. Вступительная беседа.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем ученые, которые занимаются исследовательской работой. А что значит заниматься исследовательской работой?
Дети: Исследовательская работа – это когда люди-ученые ищут что-то новое.
Воспитатель: Правильно. Мы собрались на ученый совет. Я буду – председателем ученого совета, а вы мои помощники. Давайте пройдем в зал, присядем за круглый стол.
– Сегодня мы поговорим на тему: “Интересное под ногами”. Я предлагаю вам делать зарисовки о том, о чем мы с вами говорим, так как после нашего совета мы пройдём в лабораторию и проверим те гипотезы, которые будут нами выработаны.
Проведение круглого стола учёных:
Председатель: Что у нас под ногами?
Дети-учёные: Земля, песок, глина.
Председатель: Что это? (Показ почвы.)
Дети-учёные: Земля, почва.
Председатель: Для чего нужна почва?
Дети-учёные: Для роста растений; из почвы растения берут питательные вещества
и воду.
Председатель: Какая она?
Дети-учёные: Черная, темная, рыхлая, пушистая.
Председатель: А это что? (Показ песка.)
Дети-учёные: Песок.
Председатель: Для чего нужен песок?
Дети-учёные: Для игры, строительства.
Председатель: Какой он?
Дети-учёные: Желтый, рассыпчатый, рыхлый, состоит из крупинок.
Председатель: А это что? (Показ глины.)
Дети-учёные: Глина.
Председатель: Для чего нужна глина?
Дети-учёные: Для строительства, лепки, лечения.
Председатель: А какая она?
Дети-учёные: Мягкая, пластичная, гибкая, похожа на пластилин, не имеет
запаха.
II. Обсуждение практической деятельности.
Дети-учёные в составе 15 человек делятся на три группы по 5 человек.
Председатель: Как вы думаете, из чего состоит песок? Глина? Почва?
Гипотезы, выдвинутые детьми-учёными: Первая группа – “Песок, глина, почва отличается только по цвету”. Вторая группа – “Песок состоит из крупинок, почва рыхлая, глина как пластилин”. Третья группа – “Затрудняются ответить”.
Председатель: Что легче высыпать из стакана?
Гипотезы, выдвинутые детьми-учёными: Первая группа – “Песок высыпается легче”. Вторая группа – “Одинаково”. Третья группа – “Почва высыпается легче”.
Председатель: Где лучше будет расти цветок – в глине, песке, земле?
Вторая группа – “В песке”. Первая группа – “Земле”. Третья группа – “В глине”.
Председатель: Пропускает глина воду или нет? Первая группа – “Нет”. Третья группа – “Да”. Вторая группа – “Нет”.
Председатель: Куда легче “посадить деревце” (в сухой песок или глину)?
Вторая группа – “В песок”. Первая группа – “В глину”. Третья группа – “Одинаково”.
Физкультминутка.
Председатель: Куда впитывается вода быстрее – в сухой песок или в сухую глину? Первая группа – “В песок вода впитывается быстрее”. Третья группа – “Одинаково”. Вторая группа – “В глину быстрее впитывается вода”.
Председатель: Если поставить горшок с почвой в тарелку с водой, что произойдет через некоторое время? Первая группа – “Ничего”. Вторая группа – “Почва смочится до самого верха”. Третья группа – “Вода впитается в почву”.
Председатель: А если посадить фасоль в песок, глину, почву, каков будет результат? Первая группа – “Разный”. Вторая группа – “Одинаковый”. Третья группа – “В почве фасоль прорастет быстрее”.
Председатель: Что произойдет с песком и глиной, если дунуть в трубочку? Первая группа – “Песок будет сдуваться легче, чем глина”. Вторая группа – “Глина сдувается легче”. Третья группа – “Ничего”.
Председатель: Из чего крепче норка, замок – из песка или глины? Первая группа – “Из песка крепче”. Вторая группа – “Из глины крепче”. Третья группа – “Одинаково”.
Председатель: От чего легче отмыть обувь – от глины или песка? Первая группа – “ Легче обувь отмыть от песка”. Вторая группа – “Легче отмыть от глины”. Третья группа – “Одинаково”.
Председатель: Где остаются четкие следы – на влажном или сухом песке? Все группы – “ На влажном песке следы будут четче”.
Председатель: Ну вот, вы выдвинули свои гипотезы. А сейчас пройдем в лабораторию и проверим ваши предположения. Все свои Выводы зарисовывайте. А на итоговом ученом совете мы выслушаем ваши сообщения.
III. Элементарная поисковая деятельность.
Опыт 1. “Влияние состава почвы на рост растений”
Посадим фасоль в три горшка – в песок, глину и почву. Сравним прохождение воды через глину, песок, почву: песок сразу весь намок (хорошо пропускает воду), глина почти не пропустила воду, а земля пропускала воду хуже, чем песок, но, в конце концов, тоже намокла. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшках.
Вывод: Результат будет разный. (Приложение 1)
Опыт 2. “Что легче высыпать из стакана?” (Глину или песок.)
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (Да.). А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется – песок или глина?
Вывод: Песок “сыпучий”, глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. (Приложение 2)
Опыт 3. “Сравни!” (Глина и песок.)
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите, из чего состоит песок (из мелких зернышек-песчинок – круглые, желтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга). Рассмотрите глину через лупу (крупинок не видно, глина похожа на пластилин).
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто прилипли друг к другу. И глина , и песок не живая – не дышит, не растет, не ест. (Приложение 3)
Опыт 4. “Пропускает глина воду или нет?”
На столе пустые стаканы. В стакан опускаем воронки. В каждую воронку положим немного ваты. В одну воронку до половины насыпаем песок, а в другую истолченную глину. Наливаем в обе воронки доверху воды. Наблюдаем. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода в стакан. Из воронки, в которой глина, вода в стакан не капает.
Вывод: Глина не пропускает воду. (Приложение 4)
Опыт 5. “Как передвигается вода в почве”
Насыпаем сухой земли в цветочный горшок с отверстиями в дне. Поставим горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и мы заметим, что почва смочилась до самого верха.
Вывод: Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы. (Приложение 5)
Опыт 6. “Куда исчезла вода?”
На столе два стаканчика. В одном сухой песок, а в другом сухая глина. Одновременно наливаем воду в стаканчики и следим, в каком из них вода впитывается быстрее?
Следим, как водичка впитывается. В песок вода впиталась быстро, а на глине часть воды остается сверху. Сажаем “деревце” во влажную глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.
Вывод: Вода впитывается в глину медленнее, чем в песок. (Приложение 6)
Опыт 7. “Куда легче “посадить деревце”?” (В сухой песок или глину.)
Возьмем палочку и попробуем “посадить” ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Во что легче его поместить?
Вывод: Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. (Приложение 7)
Игры – эксперименты:
1). “Песчаные бури”.
– Что произойдет с песком и с глиной, если дунуть в трубочку?
Не следует забывать о безопасности детей: песчинки могут попасть в глаза, нос. Накрыть стакан полиэтиленовой крышкой. Сделать в ней отверстие, вставить трубочку, через которую можно вдувать воздух в стакан.
Вывод: Песок легко двигается, сдувается, а кусочки глины сдуваются труднее или совсем не двигаются. (Приложение 8)
2). “Норка для мышки”.
– Из чего нора крепче – из песка или глины?
Из влажного песка и глины лепим шарики и оставляем высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распались, а глиняные стали сухими и крепкими.
Вывод: Норка крепче будет из глины. (Приложение 9)
3). “Помой сапожки”.
– От чего легче отмыть обувь – от глины или от песка?
Запачкали подошву обуви глиной и песком. Стали отмывать обувь.
Вывод: Легче отмыть обувь от песка. (Приложение 10)
4). “Следы на песке”.
– Где остаются четкие следы – на влажном песке или на сухом?
Дети оставляют следы на влажном песке и на сухом.
Вывод: Четкие следы остаются на влажном песке. (Приложение 11)
IV. Сообщение на ученом совете.
Используя свои зарисовки – приложения, один ребенок рассказывает о проделанной работе, а группа дополняет его.
V. Итог.
Воспитатель: Дети, вам понравилось быть учеными? Работать в лабораториях? Присутствовать на ученом совете? Я – руководитель научного центра хочу наградить вас дипломами “За хорошую работу в исследовательском центре “Окошечко в природу”.
План недели экспериментальной деятельности “Интересное под ногами” исследовательского центра “Окошечко в природу”.
Старший дошкольный возраст.
№ | Дни недели | Опыты | Игры-эксперименты |
1. |
понедельник |
1. “Влияние состава почвы на рост растений”. 2. “Что легче высыпать из стакана?” |
“Песчаные бури”. |
2. |
вторник |
1. “Сравни!” 2. “Пропускает глина воду или нет?” |
“Норка для мышки”. |
3. |
среда |
1. “Как передвигается вода в почве”. 2. “Куда исчезла вода?” |
“Помой сапожки”. |
4. |
четверг |
1. “Влияние состава почвы на рост растений”
(результат). 2. “Куда легче “посадить деревце”?” |
“Следы на песке”. |
5. |
пятница |
Итоговый ученый совет. |