Цели:
- формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков;
- сложение и вычитание на основе знания десятичного состава двузначных чисел;
- сложение однозначного числа с двузначным без перехода через десяток;
- вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через десяток;
- умения решать задачи на увеличение числа на несколько единиц.
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Посадка.
- Проверка готовности к уроку.
II. Вступительная беседа.
– Какой праздник наша страна отмечает 12 апреля?
(День космонавтики – Презентация Слайд 1 (по щелчку).)
– Может быть, кто-нибудь знает, почему именно 12 апреля назван Днем космонавтики?
(12 апреля 1961 года (47 лет назад) Ю.А. Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космос. За 108 минут он совершил полный оборот вокруг нашей планеты. – Слайд 1 (по щелчку).)
III. Повторение изученного материала.
– Сегодня на уроке мы совершим увлекательное космическое путешествие на одну из планет Солнечной системы – Марс. Как и у всяких путешественников, у нас есть карта. Давайте посмотрим карту нашего путешествия. (Слайд 2)
Нам предстоит стартовать с Земли (щелчок) и посетить спутник Земли – Луну. Затем мы совершим посадку на двух спутниках Марса – Деймосе и Фобосе (щелчок) – и, наконец, побываем на Марсе (щелчок). Это будет последний пункт нашего путешествия. Потом мы вернемся на Землю (щелчок). Полетим мы на космическом корабле (щелчок).
В ходе всего путешествия вы будете выполнять различные задания. От вас потребуется внимание, смекалка, безусловно, знания и дружная работа.
Вы готовы к этому?
Тогда собираемся в полет! В первую очередь нам необходимо запастись продуктами.
И вот 1-е задание (Слайд 3):
– Рассчитать, сколько тюбиков с едой нам понадобиться.
(Учащиеся по очереди называют выражение и дают ответ. Проверка – по щелчку.)
70 – 10 30 + 40 |
90 – 60 80 – 70 |
60 + 30 – 40 80 – 50 + 10 |
– Дополнительно:
1-й в. – Записать данные числа в порядке возрастания;
2-й в. – Записать данные числа в порядке убывания.
(Проверка.)
– Итак, мы взяли с собой все необходимое, теперь проверим готовность нашего экипажа, ведь будущие космонавты должны быть смелыми, сильными, хорошо переносить невесомость. Ответьте на следующие вопросы:
- Что должен делать будущий космонавт, если мама ему на завтрак дала манную кашу? (Съесть ее.)
- С какой скоростью будущий космонавт должен залезть в шкаф, если он увидел мышь? (Не должен бояться мышей.)
– Итак, испытание прошли на отлично.
Космонавты, занять кресла, пристегнуть ремни, опустить шлемы! Чтобы взлететь, мы должны на пульте управления найти основную и дублирующие кнопки “Старт”. Они совершенно одинаковые. (Слайд 4)
Начинаем обратный отсчет! 3, 2, 1 – старт!
– Старт прошел успешно.
Наш корабль взял курс на Луну. (Слайд 5) Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться и как бы привязана к Земле. На Луне очень длинные дни и ночи. День длится две недели, а потом еще две недели длится ночь.
Подлетаем к ближайшему спутнику Земли. Посмотрите, оказывается, на Луне мы не одни. Что же предлагают нам луняне? (Слайд 6)
Задача: Ученики 1 “А” класса во время полета на Луну съели 55 пончиков, а пирожных на 4 меньше. Сколько пирожных съели ученики?
– Прочитайте задачу про себя.
– Прочитаем задачу вслух.
– Теперь эту задачу прочитаю я (читает учитель).
– Прочитайте условие задачи. Назовите данные.
– Прочитайте вопрос задачи.
– Что значит на 4 меньше?
– Каким действие будем решать задачу? Почему?
(Учащиеся самостоятельно записывают решение задачи и ответ. Проверка – по щелчку.)
– Наш экипаж замечательно справился с заданием. Прощай, Луна! Вперед, к Деймосу!
Физкультминутка.
Итак, мы подлетаем к спутнику Марса – Деймосу. Космонавты, внимательно смотрите в иллюминаторы! Ой, сколько здесь невиданных животных! (Слайд 7)
– Животные предлагают вам самостоятельно найти значения данных выражений (по щелчку):
23 – 3 38 – 30 |
65 – 60 74 – 4 |
56 – 6 87 – 80 |
Проверка – по щелчку.
– Теперь наш путь лежит к Фобосу (Слайд 8). Этот спутник Марса чуть больше Деймоса и имеет такую же неправильную овальную форму. Но что это? (Щелчок по значку – звучит тревожная музыка) На борт нашего корабля поступило какое-то странное сообщение! (По щелчку.)
17, 16, 19, 1, 5, 12, 1
15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1
31, 17, 10, 5, 6, 14, 10, 33
19, 17, 1, 19, 1, 11, 20, 6, 19, 30
– Давайте по – быстрому его расшифруем.
(Дети по шифру читают сообщение – Приложение 1.)
Наше сообщение следующего содержания: “Посадка невозможна. Эпидемия. Спасайтесь!” (По щелчку.)
– Действительно странно.
Ой, я совсем забыла вам сказать: если перевести с греческого языка названия спутников Марса, то получатся слова: Страх и Ужас.
Что ж, нам действительно здесь не стоит оставаться. Попробуем совершить посадку на Марс.
К Марсу путь был очень длинным.
Стоп! Выходим из кабины!
Путь неровный – рвы, канавы,
Их преодолеть нам надо. (Слайд 9)
Нас уже встречают! (Щелчок.) Марсиане очень хотят познакомить нас со своей планетой. Поверхность Марса покрыта красноватым песком, поэтому планета имеет красный цвет. Воды на Марсе в виде жидкости нет, но вода существует в виде снега. На Марсе часто возникают сильные ветры, и даже ураганы, вызывающие сильные пылевые бури.
Ой, ой, ой! (Слайд 10 – по щелчку)
Марсиане завели нас в лабиринт. Нам предстоит командами (вариантами) добираться до своего корабля.
Первая команда начинает с выражения 7 + 10,
Вторая команда – 75 – 4.
(Далее команды самостоятельно выполняют задание – у каждого ученика индивидуальная карточка с данным заданием. Проверка – по щелчку.)
– Наши команды благополучно добрались до корабля. На этом наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться на Землю. (Слайд 11 – по щелчку)
Из полета возвратились,
Мы на Землю приземлились.
И с радостью говорим: “Здравствуй, Земля!” (Слайд 12)
IV. Итог урока.
– Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги.
Какое из заданий вам больше всего понравилось?
Какое из заданий показалось наиболее трудным? Почему?
– Всем спасибо за урок. Молодцы! (Слайд 13)