Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности.

Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют процесс общения детей между собой и со взрослыми.

Для развития неречевых средств общения необходимо участие всех анализаторов, особенно зрительного. Поэтому у детей с нарушением зрения возникают проблемы при общении на расстоянии по причине снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности.

Нарушение зрения связано также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей.

Дети с нарушением зрения часто имеют неблагополучный психоневрологический статус. Наблюдается повышенная психическая ранимость вследствие общего ослабления организма и несформированности многих регуляторных процессов. Значительную группу составляют дети с гипердинамическим синдромом. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Как известно, процессы регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения, протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка – очень важная задача. А адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты.

Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирования адекватной самооценки является проведение коррекционно-развивающих занятий.

Цель работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы психики дошкольников:

Раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  1. Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
  2. Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других.
  3. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
  4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях.
  5. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
  6. Совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения, развитие восприятия.
  7. Снятие психомышечного напряжения.
  8. Формирование адекватной самооценки.

Основные методы:

  1. Этюды.
  2. Упражнения.
  3. Игры с правилами.
  4. Беседы.
  5. Чтение художественных произведений.
  6. Анализ заданных ситуаций.
  7. Рассказ взрослого и рассказы детей.
  8. Аутотренинг (с использованием стихов, релаксационной музыки).

Занятия проводятся в музыкальном зале во второй половине дня с детьми подготовительных к школе групп по 25–30 минут 1 раз в неделю.

Игры и этюды даются в Приложении.

Занятие 1.

Тема: “Развитие техники выразительных движений. Преодоление двигательного автоматизма. Развитие активного внимания”.

Цель: Создание возможностей для самовыражения, преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания. Снятие психического напряжения.

Ход занятия:

1. Настрой на совместную деятельность, общение.
Упражнение “Доброе животное”. См. Приложение.
2. Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
Предлагаем выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта (обследование развития лицевой моторики).
Предлагаем детям выполнить следующие движения: показать жестом слова “высокий”, “маленький”, “там”, “я”, “здесь”, “он”, “толстый” и т.д. (обследование умения распознавать эмоционально-выразительные движения рук).
Предлагаем детям произвольно принять условленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы несем тяжелую сумку и т.д. (обследование моторики).
Игра “Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем”.
3. Игра “Что слышно”.
Цель: Развитие умения быстро сосредотачиваться.
4. Игра “День – ночь”.
Цель: Преодоление двигательного автоматизма.
5. Этюды на расслабление “Шалтай – болтай”.

“Шалтай – болтай” висел на стене,
“Шалтай – болтай” свалился во сне.

Занятие 2.

Тема: “Тело человека”.

Цель: Обратить внимание детей на самих себя, на свое тело, свой организм, на свои способности и возможности. Развитие внимания.

Ход занятия:

Упражнение “Друг к дружке”. Cм. Приложение.
Цель: Обеспечить возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом. Помочь детям почувствовать свое тело.
2. Беседа о теле человека.
Игра “Кто больше знает о себе?”
Что умеют мои руки, ноги?
Один ребенок без слов показывает действия, другие – отгадывают.
Игра – упражнение “Кто быстрее пробежит на прямых ногах?”
“Поднеси ко лбу руку, не сгибая ее в локте”.
3. Этюд на расслабление мышц “Штанга”.

Занятие 3.

Тема: “Эмоции удовольствия и радости”.

Цель: Развитие техники выразительных движений эмоции удовольствия и радости. Развитие памяти. Снятие психического напряжения. Успокоение и организация возбужденных детей.

Ход занятия:

1. Эстафета дружбы.
Упражнение “Ток”. См. Приложение.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением детей в радостном настроении.
3. Этюды на выражение удовольствия и радости.
Этюд “Встреча с другом”. Этюд “Новая кукла”. Этюд “После дождя”.
Далее говорим детям, что они, наверное, тоже иногда испытывают это чувство и предлагаем им закончить предложение – “Чувство радости –
это когда…”.
Наши близкие тоже в тех или иных ситуациях испытывают это чувство:
“Для мамы радость – это когда…”;
“Для воспитательницы радость – это когда…”.
4. Игра “Запомни порядок”.
Цель: Развитие памяти, наблюдательности.
Игра “Кто что делал?”.

Занятие 4.

Тема: “Эмоции гнева. Как справиться с гневом”.

Цель: Развивать умение различать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Ход занятия:

1. Упражнение “Имя и движение”.
Цель: Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе, дать возможность представить себя группе самым необычным способом.
2. Чтение отрывков из произведения К. И. Чуковского “Мойдодыр”, где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.
Рассматривание иллюстраций, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.
3. Этюды на выражение гнева.
Этюд “Король Боровик не в духе”.
4. Беседа с детьми (диагностика тревожности).
– Вам приходилось в жизни злиться?
– Из-за чего вы злились?
– Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать?
(Анализируем возможность детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением).
Предлагаем способы, помогающие “выпустить из себя злого дракона” и справиться со своими чувствами: потопать ногами.
Объясняем детям: чтобы избавиться от злости, гнева, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам, мыслям, которые охватили человека.
“Надуть воздушный шарик злостью”
Весь гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в небе.
5. Психомышечная тренировка.
Этюд “Штанга”, “ Шалтай-Болтай”.

Занятие 5.

Тема: “Эмоция страха”.

Цель: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Развитие память ощущений. Снятие психомышечного напряжения.

Ход занятия:

Упражнение “Найди пару”. См. Приложение.
Цель: Настрой на совместную деятельность, общение. Создание позитивного настроения.
2. Чтение рассказа (относительно страха)
Отрывок из рассказа Носова “Шляпа”.
Выбираем пиктограмму страха из заранее подготовленных.
Подвести детей к пониманию того, что чувство страха нормально и даже необходимо в некоторых ситуациях.
Терапевтическое воздействие – ребенок понимает, что его чувства принимаются окружающими.
3. Этюды на выражение страха “Лисенок боится”, “Потерялся”, “Собака лает и хватает за пятку”.
4. Упражнение “Взрослое имя”, “Я умею”.
5. Упражнение на расслабление “Тряпичная кукла и солдат”.

Занятие 6.

Тема: “Эмоция удовольствия”.

Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы психики. Развитие памяти. Создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения. Снятие психического напряжения.

Ход занятия:

1. Упражнение “Доброе животное”. См. Приложение.
Цель: Настроить детей на совместную деятельность.
2. Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане…” (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).
Вопросы:
– Какие чудеса описывает автор?
– Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?
3. Рассматривание иллюстраций и пиктограммы с эмоциями удивления.
Этюды на выражение удивления.
Этюд “Удивление”.
Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Этюд “Круглые глаза”.
4. Упражнение “Зеркало”.
Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.
Обратить внимание на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.
Предложить вспомнить, когда дети были чем-то удивлены.
5. Игра на развитие моторно-слуховой памяти.
Игра “Повтори за мной”.
Ведущий предлагает детям повторить ритмический рисунок (прохлопать в ладоши).
Игра “Запомни движение”.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность, повторяют их в обратном порядке.
Игра “Запомни свое место”.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала. Каждый должен запомнить свое место. Под веселую музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.
6. Упражнение “Жираф”.
Цель: Снятие эмоционального напряжения, стимуляция воображения.

Занятие 7.

Тема: “Эмоции вины и стыда”.

Цель: Развитие и коррекция эмоциональной сферы психики. Развитие эмпатии. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие внимания.

Ход занятия:

1. Упражнение “Комплименты”.
Цель: Настрой на общение.
2. Рассматривание изображений человека, испытывающего чувство стыда.
3. Этюды на выражение вины и стыда.
Этюд “Стыдно”.
4. Чтение рассказа В.Осеевой “Печенье”. (Л.Толстого “Косточка”).
Беседа с детьми о чувствах, которые испытали главные герои рассказа.
Далее ведущий говорит детям, что они, наверное, тоже иногда испытывают это чувство и предлагает им закончить предложение: “Чувство
стыда – это когда….”. “Мне было стыдно когда…”.
5. Игра “Море волнуется”. Приложение.
6. Игра “Четыре стихии”.
Цель: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализатора.
Игра “Противоположные движения”.
7. Игра “Слушай команду”.
Цель: Успокоение возбужденных детей и их организация.
8. Упражнение “Подними себя”.
Цель: Психомышечная тренировка.
Предлагаем детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Занятие 8.

Тема: “Развитие навыка контроля над своими чувствами”.

Цель: Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы психики. Развитие умения саморегуляции, саморасслабления для сброса напряжения.

Ход занятия.

1. Упражнение “Эстафета хороших известий”.
Цель: Мобилизовать внимание детей, создать позитивное настроение.
Рассказ ведущего о том, что у каждого дома есть свой хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Также и с чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять ими, распоряжаться ими. Другой человек может не быть хозяином своих чувств. Тогда, наоборот, чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот.
2. Чтение рассказа. См. Приложение.
Детям предлагается обсудить рассказ и прийти к выводу, что беда мальчика в том, что он не был хозяином своих чувств, а затем привести свои примеры из жизни или литературных произведений, когда неумение владеть своими чувствами мешает и самому человеку, и окружающим, может привести к серьезным конфликтам.
3. Упражнение “Хочухалки”.
Цель: Тренировка умения владеть своими чувствами.
Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое “хочу выкрикнуть”, дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

Использованная литература:

  1. Денискина В.З. “Психология воспитания детей с нарушением зрения”. Москва., 2004.
  2. Боброва В. Е. Коммуникативная деятельность. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. СПб., 1995.
  3. Шипицина Л.М. и др. Основы коммуникации. СПб., 1995.
  4. Хухлаева О. В. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы “Лесенка радости”. М.: Издательство "Совершенство”, 1998.
  5. Чистякова М.Н. Психогимнастика. Москва., 1995.
  6. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб., 2001.