Цель:
- Формировать понятие “корень”, “однокоренные слова”;
- Развитие умений распознавать и подбирать однокоренные слова; развивать внимание, орфографическую зоркость, мышление.
- Воспитывать любовь к Родине, русскому языку, к природе.
Тип: постановка учебной задачи.
I. Организационный момент.
Учитель.
Вот и прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
Поэтическая минутка.
(Читают дети.)
Красив язык мой русский
И в радости и в грусти.
Он всякий раз со мной
Родной язык мой русский,
Как Родина – родной !
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.
Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие в русском языке. Желаю вам творческих удач!!!
II. Введение в тему.
Учитель: А сейчас мы отправляемся на каллиграфическую станцию.
Закрепим написание букв Р и Г и их элементы.
Г Р Г Р
Родина Россия.
Учитель: Списывая, не спеши, букву к букве пиши! (Устно.)
Мир освещается солнцем, а человек – знанием!
Учитель: Какие орфограммы вы увидели?
III. Проверка знаний учащихся.
Учитель: Следующая станция “Знатоков”.
– Сейчас мы узнаем, как вы освоили изученные правила, но сначала загадка:
(на доске).
Пустые поля, мокнет земля.
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью).
– Найдите все орфограммы в этой загадке. Кто самый внимательный? Посмотрим.
– А какой сегодня день?
(15 октября, понедельник). А еще?
Середина осени.
Октябрь – месяц падающих листьев, осенних дождей и бездорожья.
Одно из древнерусских названий месяца “реун” – означает– молодой, свежий, бодрый.
В славянском языке называли его “виноток”, “гроздор”. Дарили гроздья винограда.
Осень в октябре у нас на Ставрополье – полновластная хозяйка.
С сегодняшнего дня считается, что наступила “Золотая осень”, когда полностью желтеют березы, листья у абрикосов красновато – оранжевые.
(Показать картину Левитана “Золотая осень”.)
IV Самостоятельная работа
4 человека по индивидуальным карточкам
5 человек – 1-й вариант; 4 человека – 2-й вариант.
1-й вариант:
Ос . нь наступила,
Выс . хли цв . ты,
И гл . дят уныло
Голые кусты.
2-й вариант:
Вянет и ж . лтеет
Травка на лугах.
Только з . л . неет
Озимь на п . лях.
V. Физкультминутка для глаз.
Пробежать глазами по огонькам слева на право, останавливая взгляд на каждой паре.
Посмотреть глазами в окошко, на потолок, вниз, влево, и т.д. (Не поворачивая шею.).
VI. Постановка учебной задачи.
Вот и прибыли мы на станцию “Открытие”.
Новый материал. Сегодня на уроке мы узнаем что-то очень интересное и очень важное.
Беседа: Ребята, как вы считаете, какая самая главная часть у растений ? (Корень.)
– А сегодня мы познакомимся с главной частью слова.
– Сейчас послушайте сказку:
(Учитель читает сказку.)
– Много – много лет назад появилось на свете слово воз (воз – груженая повозка).
Нашли люди его и думают:
“Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня и я разрастусь в большое дерево ”. Посадили люди слово воз, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом – второй,0 третий ….
(Плакат на доске.)
подвоз | возчик | перевоз | |
повозка | завоз | извозчик | привоз |
Много ростков появилось от слова воз. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Посмотрите, какое красивое дерево выросло!!!
У всех слов одинаковая часть.
Решили люди назвать общую часть КОРНЕМ!
Но слова еще и похожи друг на друга, как родственники, так как у них один родитель (корень). Поэтому такие слова (имеющие одинаковый корень) называются родственными или однокоренными.
VII. Работа с учебником.
Давайте посмотрим, как об этом пишут ученые (стр. 48 правило).
(Про себя, хором и индивидуально.)
VIII. Закрепление знаний.
Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
На письме корень принято обозначать вот таким знаком: ۸ домик.
Давайте составим слова и найдем в них корень.
цвет
цветок
цветник
цветочница
– Что же такое корень?
(Общая часть родственных слов.)
Учитель:
Слов на свете нам не счесть
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корни выделять.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Ты в словах его найди,
Аккуратно подчеркни.
IX. Самостоятельная работа.
Выделите корень и найдите родственные слова.
1-й вариант.
|
лес лесок лесной лесник |
грибок гриб грибник грибница |
2-й вариант.
|
сад посадка пересадка садовник |
X. Взаимопроверка.
XI. Обобщение делает учитель.
Корень – сердцевина слова, его смысловой центр. От корня растут слова, как ветки на деревьях.
XII. Письмо под диктовку.
Деревья в лесу охраняет лесничий. (Воспит. момент об охране природы – дерево).
– Найдите родственные слова, выделите корень №122 стр. 49.
XIII. Итог урока. Рефлексия.
Какое же открытие вы сегодня сделали на уроке? (Узнали, что в словах есть главная часть – корень, познакомились с однокоренными словами.)
Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились!
– Кто научился выделять корень, полюбил такие задания нарисуйте на полях этот знак! (У вас радость.)
– Кто считает, что еще нужно позаниматься, что-то выяснить – поставьте вопросительный знак (?).
– А кому было скучно на уроке, не интересно, нарисуйте точку.
XIV. Д/З. Придумать 5 однокоренных слов и выделить корень.