Корень. Однокоренные слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. Формировать понятие “корень”, “однокоренные слова”;
  2. Развитие умений распознавать и подбирать однокоренные слова; развивать внимание, орфографическую зоркость, мышление.
  3. Воспитывать любовь к Родине, русскому языку, к природе.

Тип: постановка учебной задачи.

I. Организационный момент.

Учитель.

Вот и прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.

Поэтическая минутка.

(Читают дети.)

Красив язык мой русский
И в радости и в грусти.
Он всякий раз со мной
Родной язык мой русский,
Как Родина – родной !

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.

Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие в русском языке. Желаю вам творческих удач!!!

II. Введение в тему.

Учитель: А сейчас мы отправляемся на каллиграфическую станцию.

Закрепим написание букв Р и Г и их элементы.

Г Р Г Р

Родина Россия.

Учитель: Списывая, не спеши, букву к букве пиши! (Устно.)

Мир освещается солнцем, а человек – знанием!

Учитель: Какие орфограммы вы увидели?

III. Проверка знаний учащихся.

Учитель: Следующая станция “Знатоков”.

Сейчас мы узнаем, как вы освоили изученные правила, но сначала загадка:

(на доске).

Пустые поля, мокнет земля.
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью).

– Найдите все орфограммы в этой загадке. Кто самый внимательный? Посмотрим.

– А какой сегодня день?

(15 октября, понедельник). А еще?

Середина осени.

Октябрь – месяц падающих листьев, осенних дождей и бездорожья.

Одно из древнерусских названий месяца “реун” – означает– молодой, свежий, бодрый.

В славянском языке называли его “виноток”, “гроздор”. Дарили гроздья винограда.

Осень в октябре у нас на Ставрополье – полновластная хозяйка.

С сегодняшнего дня считается, что наступила “Золотая осень”, когда полностью желтеют березы, листья у абрикосов красновато – оранжевые.

(Показать картину Левитана “Золотая осень”.)

IV Самостоятельная работа

4 человека по индивидуальным карточкам

5 человек – 1-й вариант; 4 человека – 2-й вариант.

1-й вариант:

Ос . нь наступила,
Выс . хли цв . ты,
И гл . дят уныло
Голые кусты.

2-й вариант:

Вянет и ж . лтеет
Травка на лугах.
Только з . л . неет
Озимь на п . лях.

V. Физкультминутка для глаз.

Пробежать глазами по огонькам слева на право, останавливая взгляд на каждой паре.

Посмотреть глазами в окошко, на потолок, вниз, влево, и т.д. (Не поворачивая шею.).

VI. Постановка учебной задачи.

Вот и прибыли мы на станцию “Открытие”.

Новый материал. Сегодня на уроке мы узнаем что-то очень интересное и очень важное.

Беседа: Ребята, как вы считаете, какая самая главная часть у растений ? (Корень.)

– А сегодня мы познакомимся с главной частью слова.

– Сейчас послушайте сказку:

(Учитель читает сказку.)

– Много – много лет назад появилось на свете слово воз (воз – груженая повозка).

Нашли люди его и думают:

“Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня и я разрастусь в большое дерево ”. Посадили люди слово воз, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом – второй,0 третий ….

(Плакат на доске.)

подвоз возчик перевоз  
повозка завоз извозчик привоз

Много ростков появилось от слова воз. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Посмотрите, какое красивое дерево выросло!!!

У всех слов одинаковая часть.

Решили люди назвать общую часть КОРНЕМ!

Но слова еще и похожи друг на друга, как родственники, так как у них один родитель (корень). Поэтому такие слова (имеющие одинаковый корень) называются родственными или однокоренными.

VII. Работа с учебником.

Давайте посмотрим, как об этом пишут ученые (стр. 48 правило).

(Про себя, хором и индивидуально.)

VIII. Закрепление знаний.

Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.

На письме корень принято обозначать вот таким знаком: ۸ домик.

Давайте составим слова и найдем в них корень.

цвет
цветок
цветник
цветочница

– Что же такое корень?

(Общая часть родственных слов.)

Учитель:

Слов на свете нам не счесть
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корни выделять.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Ты в словах его найди,
Аккуратно подчеркни.

IX. Самостоятельная работа.

Выделите корень и найдите родственные слова.

1-й вариант.


 

лес
лесок
лесной
лесник
грибок
гриб
грибник
грибница
 2-й вариант.


 

сад
посадка
пересадка
садовник

X. Взаимопроверка.

XI. Обобщение делает учитель.

Корень – сердцевина слова, его смысловой центр. От корня растут слова, как ветки на деревьях.

XII. Письмо под диктовку.

Деревья в лесу охраняет лесничий. (Воспит. момент об охране природы – дерево).

– Найдите родственные слова, выделите корень №122 стр. 49.

XIII. Итог урока. Рефлексия.

Какое же открытие вы сегодня сделали на уроке? (Узнали, что в словах есть главная часть – корень, познакомились с однокоренными словами.)

Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились!

– Кто научился выделять корень, полюбил такие задания нарисуйте на полях этот знак! (У вас радость.)

– Кто считает, что еще нужно позаниматься, что-то выяснить – поставьте вопросительный знак (?).

– А кому было скучно на уроке, не интересно, нарисуйте точку.

XIV. Д/З. Придумать 5 однокоренных слов и выделить корень.