Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
Основные умения проектных уроков:
- Умение анализировать имеющиеся ресурсы
- Умение анализировать полученный результат
- Умение предъявлять и представлять ход проделанной работы
Методическая разработка уроков на тему “ Зона игры и отдыха в школьном дворе”
Педагогическая цель: Закрепление умения составлять план количества и размещения деталей на изделии, распределение работы, а также выполнять работу в соответствии планом
Оснащение: трафареты
Задание “Зона игры и отдыха в школьном дворе”
На заготовке изделия – лист формата А3, где нанесено изображение школы, пешеходной дорожки, создать “зону игры и отдыха школьного двора” Дать ей название и надписать на отведенном для этого месте.
С этой целью распланировать расположение различных объектов на картине, по имеющимся трафаретам изготовить нужное число деталей (обвести и вырезать). Разместить все объекты и наклеить на картине “Зона игры и отдыха” в соответствии с замыслом (проектом).
Для работы каждой группе даются трафареты, листы с нарисованными школьниками и листы цветной бумаги, ножницы, карандаши, клей и заготовка картины – основа изделия.
Этапы и время фронтально-групповой работы на уроках.
Этап | Содержание этапа | Продолжительность этапа |
Организация работы групп | Каждой группе выдаются листы цветной бумаги, основа изделия, набор трафаретов, листок для записи плана подготовки деталей и изготовления картины, ножницы, карандаши, фломастеры и клей | 1 мин. |
Запись в рабочей тетради | Записать тему “Зона игры и отдыха в школьном дворе” | 1 мин. |
Объяснение задания | 1. Каждая группа в результате обсуждения придумывает
картину “Зона игры и отдыха в школьном дворе”, размечая основу изделия с
помощью трафаретов (Учитель с помощью трафаретов показывает на доске,
как надо размечать основу, как могут быть расположены деревья, кусты
и.т.д.) Группа должна определить, какие изделия и в каком количестве требуется изготовить, количество необходимых деталей каждого вида фиксируется в плане1 (учитель показывает на листке плана, где и что проставить) |
2 мин.
|
Разметка основы изделия и заполнение плана 1 | Ученики выполняют поставленное учителем задание | 5 мин. |
Промежуточный контроль планирования | Дети показывают, что план готов | 1 мин. |
Объяснение правил заполнения плана 2 | Группа планирует изготовление и порядок сборки картины
в плане 2 – в 1-м столбце плана 2 стоит порядковый номер, |
1 мин. |
Заполнение плана 2 | Заполнение 2 и 3 столбцов, т.е. распределение работы по изготовлению деталей | 2 мин. |
Промежуточный контроль планирования | Дети показывают, что план 2 готов | 1 мин. |
Объяснение того, как отмечать на плане его исполнение | С помощью трафаретов изготавливаются детали из цветной бумаги, делается сборка и оформление картины. В плане 2 делаются отметки об изготовлении каждой детали в столбце 4 и размещении на картине в столбце5 | 1 мин |
Работа групп | Изготовление деталей | 10 мин . |
Подготовка к презентации | На презентации каждая группа выступает с сообщением о
том:
|
3 мин. |
Презентация работы групп | Каждый учащийся выступает с объяснением по одному из предложенных вопросов | 12 мин. |
Поощрение | Выступление и поощрение самой аккуратной работы и хорошего выступления | 1 мин. |
План изготовления картины “Зона игры и отдыха в школьном дворе”.
План 1 изготовления деталей.
Название группы | Название группы |
Тема: ______________________________ ________________________________ |
Тема: ______________________________ ________________________________ |
План 1 | План 1 |
Деревья – Цветы – Клумба – Забор – Скамейка – Спортивный снаряд – Рекламный щит – Школа – Люди – Другое______________ |
Деревья – Цветы – Клумба – Забор – Скамейка – Спортивный снаряд – Рекламный щит – Школа – Люди – Другое______________ |
План 2 изготовления картины.
План 2 | ||||
№ | Название детали | Ответственный | Отметка об изготовлении | Размещение на картине |
Примечание: Идея Н.Ю. Пахомовой, научный руководитель экспериментальной работы в ГОУ “Центр образования № 775” г. Москва.