Цели и задачи:
- Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности.
- Стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.
- Воспитывать уважение к чужому мнению, быть терпимым к различным точкам зрения, задействовать фантазию, воображение.
Основные задачи программы кружка:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества, основами актёрского мастерства.
Содержание
Программа состоит из четырех разделов, работа над которыми ведётся параллельно.
I раздел "Основы театральной культуры" - призван познакомить детей с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
II раздел "Ритмопластика" - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных способностей у детей, развитие свободы и выразительности телодвижений.
III раздел "Культура и техника речи" - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
IV раздел "Подготовка спектакля" - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Ожидаемые результаты работы
В процессе работы дети получают знания об основах театральной культуры. Узнают историю театрального искусства. Знакомятся с элементарными техническими средствами сцены и её оформлением, нормами поведения на сцене и в зрительном зале. Учатся направлять свою фантазию по заданному руслу, образно мыслить, концентрировать внимание ощущать себя в сценическом пространстве, применять выразительные средства для выражения характера сцены. Учатся направлять свою фантазию по заданному руслу, образно мыслить, концентрировать внимание, ощущать себя в сценическом пространстве, применять выразительные средства для выражения характера сцены. Приобретают навыки общения с партнером, элементарного актёрского мастерства, образного восприятия окружающего мира, коллективного творчества, свободного общения с аудиторией. А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "сцены", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Общие методические принципы работы по программе театрального кружка:
Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 10-12 человек. Занятия проводятся в просторном помещении. Программа рассчитана на 4 часа в месяц.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат дети от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
Дата | Тема занятия | Основы театральной культуры | Ритмо-пластика | Культура и техника речи | Подготовка спектакля |
09. 12. 10. |
Вводное занятие. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. |
Театральный словарь:театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации. | Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | Работа со скороговорками: "испорченный телефон", "ручеек", фраза по кругу, "главное слово" | Русская народная сказка "Морозко" Чтение сказки, распределение ролей. |
21. 12. 10. |
Новогодняя творческая мастерская | Театральный словарь: бенефис, грим, зритель | Пластические этюды "Дед Мороз и Снегурочка идут на ёлку", "Зимние забавы" | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, "мыльные пузыри". | Русская народная сказка "Морозко" Обсуждение ролей, костюмов, репетиция спектакля. |
02. 01. 11. |
Инсценировка русской народной сказки "Морозко" | Театральный словарь: драма, комедия, трагедия, водевиль. | Сценические движения | Развитее сценической речи | Русская народная сказка "Морозко" |
08. 01. 11. |
Просмотр мюзикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" | Театральный словарь: жест, мимика. | Игры: "Кактус и ива", "Рождество" | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, "мыльные пузыри". | Работа над сказкой "Вечера на хуторе близ Диканьки" |
14. 01. 11. |
Инсценировка эпизода "Вечера на хуторе близ Диканьки" | Театральный словарь: этюд, эпизод. | Сценические движения | Развитее сценической речи | Работа над сказкой "Вечера на хуторе близ Диканьки" |
13. 02. 11. |
Кукольный театр | Театральный словарь: кукла, марионетка, реквизит, репертуар, премьера. | Музыкальные этюды | "Снеговики радуются снегу и морозу"; "Грустные снеговики весной", "Сосулька", "Горка", "Санки - ледянки", "Ветер" | Работа над сказкой "Маша и Медведь" |
19. 02. 11. |
Кукольный театр "Маша и медведь" | Театральный словарь: Акт, пьеса, диалог, антракт, монолог |
Пантомимические этюды "Один делает, другой мешает". "Ожидание", "Диалог". | Работа со скороговорками: фраза по кругу. | Работа над сказкой "Маша и Медведь" |
15. 03. 11. |
Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности. | Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства. | Игры: "Что я делаю?", "Кругосветное путешествие". | Работа со скороговорками: "испорченный телефон", "ручеек", фраза по кругу, "главное слово" | Работа над сказкой "Теремок" |
27. 03. 11. |
Фантазия - источник творческой
духовности человека. Научить ребёнка владеть, управлять своей фантазией. |
Устройство зрительного зала и сцены. | Пластические импровизации: "встреча", "потеря" "листья". | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, "мыльные пузыри". | Работа над сказкой "Теремок" Разучивание ролей |
02. 04. 11. |
Фантазия - источник творческой духовности человека. Научить ребёнка владеть, управлять своей фантазией. | Устройство зрительного зала и сцены. Игра: "Что можно взять с собой в театр?" | Работа со скороговорками: "испорченный телефон", "ручеек", фраза по кругу, "главное слово" | ||
14. 04. 11. |
Фантазия - источник творческой духовности человека. Работа с этюдами. Образное представление неодушевлённых предметов | Оформление сцены. Декорации. Подготовка декораций к спектаклю по сказке "Теремок" | Пластические импровизации: выполнение действий с воображаемыми предметами. | Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, "мыльные пузыри". | Работа над сказкой "Теремок" Разучивание ролей |
26. 05. 11. |
Инсценировка по сказке "Теремок" | Оформление сцены. | Сценические движения. | Развитие сценической речи | Работа над сказкой "Теремок" |
И Ю Н Ь |
Жизнь - театр и все мы в ней актёры | Закрепление театрального словаря: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации. | Индивидуальные занятия. Этюд на взаимодействие партнёров. | Игры и упражнения, направленные на развитие дикции | Постановка по теме летней смены. |
И Ю Л Ь |
Театр и жизнь. Что нам даёт театр? | Закрепление театрального словаря: Этюд, эпизод. | Тренинг на развитие воображения,
внимания. Упражнения на развитие пластики, мимики |
Упражнения, развивающие грудной резонатор ("Паровоз"). (Скороговорки, пословицы). | Постановка по теме летней смены. |
А В Г У С Т |
Театральная творческая мастерская | Закрепление театрального словаря : грим, маска, костюм, зритель. | Тренинг на развитие умения понимать и различать эмоциональное состояние | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и техники речи | Постановка по теме летней смены. |
Литература.
- Груненкова Н. В. "Программа театрального кружка "Творческая мастерская"
- Николаева М. Н. " Программа театрального кружка МОУ Брединской средней общеобразовательной школы №22006-2007 учебный год."