“В практике школьного обучения письмо занимает до сих пор слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую он играет в процессе развития ребенка”. Эти слова Л.С. Выготского, сказанные почти сто лет назад, не потеряли своей актуальности и в наши дни. В современной школе, на мой взгляд, увеличилось число детей, испытывающих значительные трудности при овладении навыком письма.
Говоря о необходимости более внимательного отношения к проблеме обучения младших школьников письму, следует отметить ряд факторов, которые еще больше ее усложняют, делают особо актуальной в наши дни.
- “Увеличился поток детей с не резко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности…”
- Увеличилось количество двуязычных детей.
- Низкий уровень физического развития дошкольников и как следствие общая и частная моторная неловкость, плохая координация.
- Все больше малышей, поступающих в первый класс, не посещали дошкольные образовательные учреждения.
Как же решить эту проблему и научить ребенка красиво писать!
Набирая в прошлом году первый класс, я уже предчувствовала: опять будут слезы над прописями, огорчения из-за кривых букв, залезающих за строчки. Традиционным методом обучать детей письму удается, но при этом затрагивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. К тому же практика показывает, что ученик в период обучения письму не развивается: монотонное и однообразное написание элементов букв его утомляет, не вызывает в нем интереса, не развивает речь. Я подметила, что при написании некоторых букв дети особенно нервничают. Причина – мышцы пальцев слабые и рука быстро устает. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят появляется неудовлетворенность, а у родителей огорчения.
Бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв, соблюдай интервал между буквами и т. д. – дергают ученика. Радости труда он не испытывает. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму. Почти все дети не любят писать. Как же преодолеть это нежелание?
Ответ на свой вопрос я нашла в книге Евгении Николаевны Потаповой "Радость познания".
"Главное, – пишет она – чтобы буква для школьника была элементом слова, значение которого он понимает. Например, если он пишет букву -3-, она для него – первая буква слова Золушка. Сознательное отношение к содержанию письма формируется у ребенка даже тогда, когда он пишет отдельные буквы".
Вот как я начала первый урок письма.
– Ребята, зачем нужно учиться писать?
Сразу последовал ответ: "Чтобы написать письмо бабушке".
– А зачем? "Чтобы рассказать ей о школе".
– Значит, письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, музыку, т. е. творить красоту. Пока мы с вами еще не умеем писать слова и не сможем написать настоящее письмо бабушке, но написать о школе мы попробуем при помощи рисунка, (дети рисуют цветными карандашами).
На уроках я стараюсь сравнить письмо с чем-нибудь очень – очень красивым. Иногда говорю: красивое письмо напоминает красивые узоры на стекле, которые пишет Дед Мороз. Давайте и мы сегодня будем помощниками Дедушке Морозу и попробуем написать так же красиво, только в тетради.
Из чего же складывается "красивое письмо? Наверное, из "сыпкого дождика" Паустовского, из стихотворений А. С. Пушкина, из музыки Чайковского и Шопена. Это же истоки, из которых человек выпивает однажды глоток живительной воды. Детям тоже нужен этот глоток. Начинаем с самого доступного – с природы. Сети паучков – это ведь тоже искусство, и если внимательно присмотреться, они напоминают искусство письма. Даю детям задание: понаблюдать, как путешествует паучок с паутинкой вместе. И сколько интересного замечают ребята!
У наших детей нет возможности постоянно общаться с природой, слушать пение птиц, наблюдать за жизнью насекомых. Они живут в городе. Поэтому на уроках письма и минутках чистописания я использую стихи, музыкальное сопровождение. Так начинается наш путь к постижению прекрасного.
Период становления почерка совпадает с периодом становления личности. Поэтому, такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимательность можно формировать в процессе обучения письму. Одного умения видеть “красивое” недостаточно. Важно помочь ребенку, научить его созидать, развивать воображение, творческие способности. Одна из главнейших причин равнодушия к учебе – отсутствие или убогость творческого начала в их духовной жизни. Не в каждой семье родители заботятся об этом. В лучшем случае пытаются обучать своего ребенка музыке, рисованию. Поэтому только учитель на уроке сеет в детях творческие ростки и развивает их.
Детскому рисунку я придаю большое значение. Это творчество, духовная жизнь ребенка. Хочешь увидеть, что спрятано в кладовой душе твоих детей – дай свободную тему для рисования. Это будет чудесный детский язык.
На уроках письма я учила детей штриховать предметы, различные фигурки, выполненные по трафарету, а сколько изобретательности проявляют ребята, строя в альбомах карету для Золушки, ракету для полетов в космос! Они не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты. Составление, моделирование и штриховка предметов – это и способ развития речи, так как мы всегда попутно составляем небольшие рассказы, сказки по теме, работаем над словом.
Если мне удалось добиться, что ученики, в развитии мышления которых встречались серьезные затруднения, придумали сказку, рассказ, связали в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит они научились мыслить, научились творить.
– Ура! У меня получилось!
Когда я слышу это в классе – у меня праздник. Успех в учении -единственный источник внутренних сил в преодолении трудностей. Часто случается, что дети не готовы к усвоению знаний. Они трудно входят в ритм школьной жизни, с трудом выполняют домашние задания, какие бы они ни были интересными. Для многих детей младший школьный возраст окажется решающим в формировании личности. Моя задача – помочь им, подвести их к мысли, что настоящее чувство радости доступно тому, кто умеет напрягать силы: ощупывал букву, запоминал, потом обводил и писал самостоятельно. Здесь есть трудовое усилие, напряжение, но посильное для малыша.
К воспитанию чувства успеха отношу и игру. Это так хорошо, что ребенок учится писать играя, что на каком-то этапе интеллектуального развития игра сочетается с трудом. Не всегда получается у меня воспитание чувства успеха, бывают непреодолимые трудности. Но видеть радость в глазах детей, наблюдать их восхождение в гору познания для меня очень важно. В основе творческого процесса лежит стремление ученика к познанию нового – это одна сторона. Другую составляют умения и навыки, которые ученик приобретает на уроке, где постепенно совершенствуются навыки творческого умственного труда.
Во 2 классе мои ребята стали сами писать сказки, рассказы. Родители жалуются: всю домашнюю библиотеку перерыл, порядка нет. А я рада – дети работают, стараются узнать новое, хотя к порядку, конечно, тоже надо приучать. Когда я рассказывала родителям на одном из собраний зачем мы ищем в книгах тот или иной материал, то они заинтересовались нашей работой. И теперь мамы и папы присоединились к нам. Они помогают оформлять книжки-самоделки, ищут вместе с детьми нужные сведения. Это ведь тоже так важно!
Список литературы
[1] Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке и рабочим тетрадям по чтению (система 1-4). –М.: Центр общего развития, 1999.
[2] Потапова Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1990.
[3] Ястребова А.В. , Бессонова Т.П. Обучаем детей читать и писать без ошибок. Начальная школа 2008.