Введение
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:
- во-первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера;
- во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В связи с этим возрастает роль гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природоспособностью и национальным своеобразием, которые, в свою очередь, диктуют пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности. Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. На наш взгляд, характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.
Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.
Классный руководитель должен работать над решением следующих стратегических задач:
- воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности;
- организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность, работу по профориентации;
- изучать профессиональные интересы и склонности;
- создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
- укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Организации целостного процесса духовно-нравственного воспитания способствует, на наш взгляд, осуществление классным воспитателем следующих основных функций:
- создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
- стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
- организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
- корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Цель программы: содействие духовно-нравственному становлению ученика, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств личности ребёнка, приобщению к высшим духовно-нравственным ценностям.
Задачи программы: создать условия для:
- формирования ценностного отношения к обществу, понимания смысла человеческого существования и ценности существования других людей;
- формирования у учащихся понимания, осознания исторического прошлого и будущего России, гражданской позиции россиянина;
- развития способности жить на высоком культурном уровне, созидать новые материальные ценности;
- реализации креативных способностей учащихся;
- развития потребности в реализации учащихся в учебной, досуговой деятельности и готовности к полноценному, свободному самоопределению;
- формирования понимания значимости личностных и деловых качеств во взаимоотношениях классного коллектива с сотрудниками учебного заведения.
Основные направления программы
Нравственность и интеллект
Целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла существования на основе общечеловеческих ценностей, формирование понимания исторического прошлого и будущего родной страны и осознания своей непосредственной роли в её судьбе; создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуальных способностей и развития навыков рационального мышления.
Семья
Цель данного направления – формирование у учащихся устойчиво положительного отношения к институту семьи как к одной из основных составляющих успешной самореализации личности в обществе.
Здоровый образ жизни
Цель направления – формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни как важнейшего компонента гармонично развитой личности.
Условия реализации программы
Реализация программы предполагает сотрудничество с педагогическим коллективом школы, учреждениями дополнительного образования города, храмом Рождества Иоанна Предтечи и другими социальными институтами. Для создания оптимального психологического пространства особое значение в рамках реализации программы имеет активное взаимодействие с родителями.
Важным элементом программы являются относительно небольшие и финансовые материальные затраты. С целью реализации программы духовно-нравственного воспитания старшеклассников необходимо наличие методической базы: методической и психологической литературы по теме, аудио- и видеотеки, репродукции и т.д.
Результаты реализации программы
Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гарионично развитая, высоко духовная личность школьника, способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей.
Ученик ощущает себя полноценной личностью, востребованной социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как развитая политическая и правовая культура, высокий интеллектуальный уровень, способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом образе жизни коммуникативные умения, культура поведения. Содержание каждого из обозначенных направлений раскрывается в разнообразных формах работы с классом, родителями обучающихся, объединённых определённой тематикой.
Тематический план к программе
“Духовно-нравственное воспитание
старшеклассников во внеурочное время”
№ п/п | Тема | Основное содержание | Формы работы |
1 | “Подари человеку радость” | - прекрасное в жизни человека; - милосердие; - правила человеческого общежития |
1. Акции “Забота”, “Помоги
собраться в школу”, “Подари человеку радость” и
т.д. 2. Праздничная программа для жителей микрорайона, концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и труда ко Дню пожилого человека; 3. Деловая игра “Школа добрых дел”. 4. Праздничная программа ко Дню Матери и др. |
2 | “Человек в поисках веры” | - проблемы жизни и смерти; - вера в Бога; - вера в себя; - религии мира |
1. Беседа-размышление “Познаваем
ли мир?”. 2. Беседа “Человек и его предназначение”. 3. Экскурсии в храм. Театрализованные представления христианских праздников (“Праздник Покрова”, зимние церковные праздники “Рождество Христово”, весенние праздники: “Пасха” и др. |
3 | “Вечные истины” | - формирование представления о
гражданском долге; - моральный закон каждого; - добро и зло в жизни человека; - в поисках красоты |
1. Литературно-музыкальная
композиция “Сострадание – основа всех
нравственных побуждений че ловека”. 2. Тест, беседа “В силах ли я искоренить зло в самом себе?”. 3. Поэтическая гостиная “Красота спасёт мир”. |
4 | “Уроки благочестия” | - пояснение значения таких
понятий, как уважение, авторитет, почтение к
старшему поколению на основе христианской
педагогики; - формирование представления о призвании и воспитании души, о милости, радости и благодарении души |
1. Беседа “Жизнь Иисуса Христа –
что легенда, а что правда?” 2. Беседа-размышление “Мой Бог” - моя совесть”. 3. Диспут “Человек – это возможность” (о борьбе со своими грехами) |
5 | “Семья” | - семейный союз; - правила жизни в семье; - примеры родительской любви; -Строгой, Разумной, Уважающей |
1. Тест “Родители – моя опора”. 2. Деловая игра “Генеалогическое древо”. 3. Литературный этюд “Традиции моей семьи”. 4. Этический диалог родителей и детей “Десять нельзя В.А.Сухомлинского”. |
6 | “Дружба или любовь?” | - во сколько лет начинается взрослая жизнь?! | 1. Театр подростковых проблем
“Дружба или любовь?”. 2 .Беседа-размышление “А если это любовь?”. 3. Ролевая игра “Я+ТЫ”. 4. Продуктивная игра “Я люблю. Я люблю? Я люблю!”. |
7 | “Здоровый образ жизни” | - правила поведения в местах
общественного пользования; - правила собственной безопасности; как не стать жертвой преступления; - духовное и физическое здоровье; - вредные привычки |
1. Диалог-размышление “Зачем
нужна милиция?”. 2. Встреча с представителями внутренних органов правопорядка. 3. Деловая игра “Как обеспечить свою безопасность?”. 4. Театр нестандартных ситуаций. 5. Беседа-тест “Здоровый образ жизни”. 6. Деловая игра “Вредные привычки – за и против”. 7. Киносеанс “Это важно знать!”. |
8 | “Моя Родина” | - патриотическое и гражданское
воспитание; - понятие патриотизма “Символика” в масштабах страны, области, города |
1. Беседа-размышление “С чего
начинается Родина?”. 2. Диалог-размышление “Что такое патриотизм и гражданственность”. 3. Деловая игра “Я гражданин России”. 4. Беседа-экскурс в историю “Для чего нужна символика?”. |
9 | “Разрешаем конфликты конструктивно” | - конфликты, типы их разрешения; - культура общения; - почему возникают ссоры |
1. Беседа “Конфликтология. Для
чего она нужна?”. 2. Беседа (тест) “Конфликтный человек”. 3. Продуктивная игра “Договор”. 4. Деловая игра “Ведём беседу”. |
10 | “Мир прекрасен | - экологическое просвещение
учащихся; - проблемы экологической безопасности |
1. Экологические операции. 2. Круглый стол по проблемам экологии. 3. Беседа (тест) “Я экологически воспитан…” |
11 | “Труд и деньги” | - деньги как общественный
эквивалент; - роль труда в жизни человека; - нравственные нормы в мире денежных отношений |
1. Беседа-тест “Что для меня
деньги”. 2. Деловая игра “Труд в жизни человека”. 3. Деловая игра “Аукцион человеческих качеств”. |
В течение года был проведён ряд наблюдений и мероприятий, которые позволили определить уровень воспитанности учащихся, их интересы, а также психологический климат в коллективе. Так, результаты тестирования показали, что уровень самооценки у 7% занижен, завышен – у 13% учеников, 80% имеют адекватный уровень. Такие всесторонние исследования членов классного коллектива позволяют увидеть полный психологический портрет класса, так как только знание реального положения дел в совокупности с методичным процессом реализации программы помогает получить спрогнозированный результат.
Заключение
В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать чёткое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале. В представленной программе и методических рекомендациях сделана попытка выполнить эту задачу.
Реализация Программы деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся предъявляет сегодня целый комплекс высоких профессиональных требований. На наш взгляд, воспитатель – профессионал должен:
- Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.
- Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива.
- Способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание ситуации успеха.
- Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно-значимой деятельности.
- Предложенный вариант Программы “Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочное время” отнюдь не догма, а канва, на которой каждый, работающий с подростками, может создать свой рисунок, свою модель, главное – всегда есть с чего начать, а что делать каждому воспитателю – практику подскажет желание помочь нашим детям стать чище, добрее, честнее, совестливее.
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П.Азаров. - М.: Аргументы и факты.1993.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев. –М.: Педагогика, 1980.
3. Афанасьев С., Коморин С. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел Текст / С.Афанасьев, С.Коморин. – Кострома, 1998.
4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. [Текст] / И.П.Иванов.- М.: Просвещение, 1990.
5. Игры. Обучение, тренинг, досуг Текст / Под ред. Петрусинского В.В. – М., 1985.
6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция [Текст]/ В.П.Кащенко. -М.: Просвещение, 1992.
7. Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/О.А.Казанский. -М.: 1995.
8. Кобякова Т.Г., Смердов О.А., Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко- и алкогольной зависимости [Текст]/Т.Г.Кобякова, О.А.Смердов. -Кемерово,1998.
9. Кон И.С. Социология личности [Текст]/И.С.Кон. -М.: Политиздат, 1987.
10. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива [Текст]/ Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник. -М.: Педагогика, 1988.
11. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. [Текст]/ Под ред. Бруднова А.К. –М., 2000.
12. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе [Текст]/Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М.: 2000.
13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н.В.Самоукина. – М.: Новая школа, 1993.
14. Щужова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми [Текст] /Н.Е.Щужова. – М.: Новая школа,1994.
15. Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений [Текст]/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М,1998.
16. Шмаков С.А. Волшебное слово “сам” [Текст]/С.А. Шмаков. -М.: Молодая гвардия,1988
17. Шмаков С.А. Уроки детского досуга [Текст] /С.А.Шмаков. –М.: Творческая педагогика,1992.
18. Шмаков С.А. Её величество игра [Текст]/С.А.Шмаков. – М.: Магистр, 1992.