Программа духовно-нравственного воспитания старшеклассников во внеурочной деятельности

Разделы: Администрирование школы


Введение

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:

- во-первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера;

- во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В связи с этим возрастает роль гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природоспособностью и национальным своеобразием, которые, в свою очередь, диктуют пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности. Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. На наш взгляд, характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Классный руководитель должен работать над решением следующих стратегических задач:

- воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

- организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности;

- организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность, работу по профориентации;

- изучать профессиональные интересы и склонности;

- создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

- укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Организации целостного процесса духовно-нравственного воспитания способствует, на наш взгляд, осуществление классным воспитателем следующих основных функций:

- создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);

- стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

- организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

- корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

Цель программы: содействие духовно-нравственному становлению ученика, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств личности ребёнка, приобщению к высшим духовно-нравственным ценностям.

Задачи программы: создать условия для:

- формирования ценностного отношения к обществу, понимания смысла человеческого существования и ценности существования других людей;

- формирования у учащихся понимания, осознания исторического прошлого и будущего России, гражданской позиции россиянина;

- развития способности жить на высоком культурном уровне, созидать новые материальные ценности;

- реализации креативных способностей учащихся;

- развития потребности в реализации учащихся в учебной, досуговой деятельности и готовности к полноценному, свободному самоопределению;

- формирования понимания значимости личностных и деловых качеств во взаимоотношениях классного коллектива с сотрудниками учебного заведения.

Основные направления программы

Нравственность и интеллект

Целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла существования на основе общечеловеческих ценностей, формирование понимания исторического прошлого и будущего родной страны и осознания своей непосредственной роли в её судьбе; создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуальных способностей и развития навыков рационального мышления.

Семья

Цель данного направления – формирование у учащихся устойчиво положительного отношения к институту семьи как к одной из основных составляющих успешной самореализации личности в обществе.

Здоровый образ жизни

Цель направления – формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни как важнейшего компонента гармонично развитой личности.

Условия реализации программы

Реализация программы предполагает сотрудничество с педагогическим коллективом школы, учреждениями дополнительного образования города, храмом Рождества Иоанна Предтечи и другими социальными институтами. Для создания оптимального психологического пространства особое значение в рамках реализации программы имеет активное взаимодействие с родителями.

Важным элементом программы являются относительно небольшие и финансовые материальные затраты. С целью реализации программы духовно-нравственного воспитания старшеклассников необходимо наличие методической базы: методической и психологической литературы по теме, аудио- и видеотеки, репродукции и т.д.

Результаты реализации программы

Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гарионично развитая, высоко духовная личность школьника, способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей.

Ученик ощущает себя полноценной личностью, востребованной социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как развитая политическая и правовая культура, высокий интеллектуальный уровень, способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом образе жизни коммуникативные умения, культура поведения. Содержание каждого из обозначенных направлений раскрывается в разнообразных формах работы с классом, родителями обучающихся, объединённых определённой тематикой.

Тематический план к программе
“Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочное время”

№ п/п Тема Основное содержание Формы работы
1 “Подари человеку радость” - прекрасное в жизни человека;

- милосердие;

- правила человеческого общежития

1. Акции “Забота”, “Помоги собраться в школу”, “Подари человеку радость” и т.д.

2. Праздничная программа для жителей микрорайона, концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и труда ко Дню пожилого человека;

3. Деловая игра “Школа добрых дел”.

4. Праздничная программа ко Дню Матери и др.

2 “Человек в поисках веры” - проблемы жизни и смерти;

- вера в Бога;

- вера в себя;

- религии мира

1. Беседа-размышление “Познаваем ли мир?”.

2. Беседа “Человек и его предназначение”.

3. Экскурсии в храм.

Театрализованные представления христианских праздников (“Праздник Покрова”, зимние церковные праздники “Рождество Христово”, весенние праздники: “Пасха” и др.

3 “Вечные истины” - формирование представления о гражданском долге;

- моральный закон каждого;

- добро и зло в жизни человека;

- в поисках красоты

1. Литературно-музыкальная композиция “Сострадание – основа всех нравственных побуждений че ловека”.

2. Тест, беседа “В силах ли я искоренить зло в самом себе?”.

3. Поэтическая гостиная “Красота спасёт мир”.

4 “Уроки благочестия” - пояснение значения таких понятий, как уважение, авторитет, почтение к старшему поколению на основе христианской педагогики;

- формирование представления о призвании и воспитании души, о милости, радости и благодарении души

1. Беседа “Жизнь Иисуса Христа – что легенда, а что правда?”

2. Беседа-размышление “Мой Бог” - моя совесть”.

3. Диспут “Человек – это возможность” (о борьбе со своими грехами)

5 “Семья” - семейный союз;

- правила жизни в семье;

- примеры родительской любви; -Строгой, Разумной, Уважающей

1. Тест “Родители – моя опора”.

2. Деловая игра “Генеалогическое древо”.

3. Литературный этюд “Традиции моей семьи”.

4. Этический диалог родителей и детей “Десять нельзя В.А.Сухомлинского”.

6 “Дружба или любовь?” - во сколько лет начинается взрослая жизнь?! 1. Театр подростковых проблем “Дружба или любовь?”.

2 .Беседа-размышление “А если это любовь?”.

3. Ролевая игра “Я+ТЫ”.

4. Продуктивная игра “Я люблю. Я люблю? Я люблю!”.

7 “Здоровый образ жизни” - правила поведения в местах общественного пользования;

- правила собственной безопасности;

как не стать жертвой преступления;

- духовное и физическое здоровье;

- вредные привычки

1. Диалог-размышление “Зачем нужна милиция?”.

2. Встреча с представителями внутренних органов правопорядка.

3. Деловая игра “Как обеспечить свою безопасность?”.

4. Театр нестандартных ситуаций.

5. Беседа-тест “Здоровый образ жизни”.

6. Деловая игра “Вредные привычки – за и против”.

7. Киносеанс “Это важно знать!”.

8 “Моя Родина” - патриотическое и гражданское воспитание;

- понятие патриотизма “Символика” в масштабах страны, области, города

1. Беседа-размышление “С чего начинается Родина?”.

2. Диалог-размышление “Что такое патриотизм и гражданственность”.

3. Деловая игра “Я гражданин России”.

4. Беседа-экскурс в историю “Для чего нужна символика?”.

9 “Разрешаем конфликты конструктивно” - конфликты, типы их разрешения;

- культура общения;

- почему возникают ссоры

1. Беседа “Конфликтология. Для чего она нужна?”.

2. Беседа (тест) “Конфликтный человек”.

3. Продуктивная игра “Договор”.

4. Деловая игра “Ведём беседу”.

10 “Мир прекрасен - экологическое просвещение учащихся;

- проблемы экологической безопасности

1. Экологические операции.

2. Круглый стол по проблемам экологии.

3. Беседа (тест) “Я экологически воспитан…”

11 “Труд и деньги” - деньги как общественный эквивалент;

- роль труда в жизни человека;

- нравственные нормы в мире денежных отношений

1. Беседа-тест “Что для меня деньги”.

2. Деловая игра “Труд в жизни человека”.

3. Деловая игра “Аукцион человеческих качеств”.

В течение года был проведён ряд наблюдений и мероприятий, которые позволили определить уровень воспитанности учащихся, их интересы, а также психологический климат в коллективе. Так, результаты тестирования показали, что уровень самооценки у 7% занижен, завышен – у 13% учеников, 80% имеют адекватный уровень. Такие всесторонние исследования членов классного коллектива позволяют увидеть полный психологический портрет класса, так как только знание реального положения дел в совокупности с методичным процессом реализации программы помогает получить спрогнозированный результат.

Заключение

В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать чёткое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале. В представленной программе и методических рекомендациях сделана попытка выполнить эту задачу.

Реализация Программы деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся предъявляет сегодня целый комплекс высоких профессиональных требований. На наш взгляд, воспитатель – профессионал должен:

  1. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.
  2. Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива.
  3. Способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание ситуации успеха.
  4. Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно-значимой деятельности.
  5. Предложенный вариант Программы “Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочное время” отнюдь не догма, а канва, на которой каждый, работающий с подростками, может создать свой рисунок, свою модель, главное – всегда есть с чего начать, а что делать каждому воспитателю – практику подскажет желание помочь нашим детям стать чище, добрее, честнее, совестливее.

Список использованной литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П.Азаров. - М.: Аргументы и факты.1993.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев. –М.: Педагогика, 1980.

3. Афанасьев С., Коморин С. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел Текст / С.Афанасьев, С.Коморин. – Кострома, 1998.

4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. [Текст] / И.П.Иванов.- М.: Просвещение, 1990.

5. Игры. Обучение, тренинг, досуг Текст / Под ред. Петрусинского В.В. – М., 1985.

6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция [Текст]/ В.П.Кащенко. -М.: Просвещение, 1992.

7. Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/О.А.Казанский. -М.: 1995.

8. Кобякова Т.Г., Смердов О.А., Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко- и алкогольной зависимости [Текст]/Т.Г.Кобякова, О.А.Смердов. -Кемерово,1998.

9. Кон И.С. Социология личности [Текст]/И.С.Кон. -М.: Политиздат, 1987.

10. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива [Текст]/ Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник. -М.: Педагогика, 1988.

11. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. [Текст]/ Под ред. Бруднова А.К. –М., 2000.

12. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе [Текст]/Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М.: 2000.

13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н.В.Самоукина. – М.: Новая школа, 1993.

14. Щужова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми [Текст] /Н.Е.Щужова. – М.: Новая школа,1994.

15. Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений [Текст]/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М,1998.

16. Шмаков С.А. Волшебное слово “сам” [Текст]/С.А. Шмаков. -М.: Молодая гвардия,1988

17. Шмаков С.А. Уроки детского досуга [Текст] /С.А.Шмаков. –М.: Творческая педагогика,1992.

18. Шмаков С.А. Её величество игра [Текст]/С.А.Шмаков. – М.: Магистр, 1992.