Данная программа включает в себя пояснительную записку, в которой описываются основные психические процессы, формирующиеся при подготовке к школе.
Выделяются показатели и причины психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.
В программе сочетаются разные направления, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, методический.
Работа предназначена психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также и родителям.
В сотрудничестве, под руководством,
с чьей – то помощью ребёнок всегда
может сделать больше и более
трудные задачи, чем самостоятельно.
Л.С. Выгодский
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, зрительно-моторной координации. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Именно совместная деятельность психолога и педагога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого–педагогическую коррекцию.
Психолого–педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов. Психолог, родитель, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребёнка.
Исходными теоретическими положениями работы являются общепризнанные закономерности развития ребёнка, исследованные Л.С. Выгодским, А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, а также системный подход в развитии возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта с привлечением ресурсов. Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационной сфере, произвольности психических процессов, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Важное значение имеет успешная школьная адаптация ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7–8 годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка в школе. Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.
По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Авторы выделяют ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:
1. Слабое речевое развитие детей.
2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания деталей.
3. Дети с трудом ориентируются на листе, испытывают сложности во время графического диктанта. Хорошо умеют считать к моменту поступления в школу, но испытывают затруднения в понимании причинно-следственных связей, в умении обобщать и классифицировать.
4. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят.
5. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки.
6. Не сформированность учебной мотивационной готовности, т.е. желание идти в школу для получения знаний, чаще всего дети хотят идти в школу из-за того, что купили новые туфли или портфель.
Статистически значимые факторы, которые влияют на увеличение психологической незрелости у детей старшего дошкольного возраста:
- увеличивается количество детей амбидекстров;
- увеличение детей с нарушением речи;
- увеличивается количество детей рекомендованных городским ПМПК лечение у невролога;
- недостатки воспитания (например, гипоопека, когда взрослые не обращают внимание на проблему ребёнка; гиперопека над ребёнком, ребёнок получает слишком много словесных указаний, большой объём информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, внимание такого ребёнка становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания, памяти).
Цель программы: развитие психических процессов и профилактика дезадаптации детей к школе.
Задачи:
- развивать познавательный интерес и познавательную активность;
- развивать и корректировать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, зрительно-моторная координация);
- стимулировать и обогащать развитие познавательной деятельности;
- формировать положительное отношение к школе;
- помочь создать у ребенка готовность к принятию новой социальной позиции "школьника".
Основные принципы психологической коррекции
(по Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой)
- Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
- Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
- Принцип единство коррекции и развития.
- Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
- Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
- Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих развитию способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Принцип включение родителей или лиц их заменяющих в коррекционно-педагогический процесс.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
- диагностический;
- развивающий;
- консультативный;
- методический.
Диагностический блок.
Диагностируемые функции | Методики |
Восприятие (целого образа предмета, формы, величины, цвета) | “Разрезные картинки”; “Эталоны” Л.А. Венгера. |
Внимание (концентрация, переключение, работоспособность, объём) | “Корректурные пробы”; “Проставь значки” (методика Пьера-Рузера модифицированная Л.В. Венгером, Ю.В. Тихоновой). |
Память (объём визуальной и аудиальной механических видов памяти) | “10 предметов”; “10 слов”. |
Мышление (операции: абстрагирование, обобщение, классификация, умение устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, сформированность представлений об окружающем мире, основы словесно-логического мышления) | “Схематизация” (по Р.И.
Бардиной); “Перцептивное моделирование”; “Четвёртый лишний”; “Последовательные картинки”; “Исключение неподходящей картинки” (С.Д. Забрамная, О.В.Боровик). |
Речь (умение простроить связный, развёрнутый рассказ с использованием простых распространённых предложений, словарный запас) | “Последовательные картинки” |
Зрительно-моторная координация (исследование сформированности координации зрения и движения руки) |
“Тест Бендер” |
Мотивационная готовность | Опросник “Отношение ребёнка к школе” А.Л. Венгер |
Коммуникативная готовность | Методика “Открытки” Е.О. Смирнова |
- Тест для родителей А.Е.Хасанова “Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу”.
Развивающий блок.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество занятий |
1 | “Я всё смогу” | 3 |
2 | “День знаний” | 1 |
3 | “Хочу всё знать” | 3 |
4 | “Создание Лесной школы” | 1 |
5 | “Знаю, умею” | 3 |
6 | “Как утро начнёшь, так и день проведёшь” | 1 |
7 | “Сделай сам” | 3 |
8 | “Если рядом друг” | 1 |
9 | “Угадай, узнай, придумай” | 3 |
10 | “Конфликты” | 1 |
11 | “Я уже это знаю” | 3 |
12 | “Школьные правила” | 1 |
13 | “Хочу в школу” | 3 |
14 | “Мне скоро в школу” | 1 |
Общее количество занятий | 28 |
Занятия рассчитаны на один год обучения, проводятся с октября по апрель месяц включительно, с детьми подготовительной группы. Сентябрь и май проводится диагностика. Предлагается 28 занятий в год (по одному в неделю) I, II, III, неделя месяца, занятия проводятся на развитие и коррекцию психических процессов, в IV неделю месяца занятие на профилактику школьной дезадаптации, с продолжительностью 25-30 минут, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данного возраста. Занятия расписаны в календарном плане. (Приложение 1)
Содержание изучаемого курса
“Я всё смогу”
- Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий.
- Помогает в развитие внимания и зрительной памяти.
- Развивает умение анализировать и обобщать.
- Обучает способности к переключению внимания.
- Развивает целостность восприятия, концентрирование внимания.
- Способствует развитию внимания, мелкой моторики, синхронизирует работу полушарий.
“День знаний”
- Развивает у детей школьнозначимые функции. Доставляет детям радость.
“Хочу всё знать”
- Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий.
- Развивает внимание и зрительную память.
- Развивает активное внимание, умение соотносить свои действия со звуком инструмента.
- Способствует развитию ориентировки на листе.
- Помогает развитию целостности восприятия.
- Развивается внимание, мелкая моторика, синхронизируется работа полушарий.
“Создание Лесной школы”
- Введение и знакомство со школой, школьными атрибутами.
- Развитие интереса к школе.
- Расширение социальных представлений детей о школе.
- Развитие положительного образа школы.
“Знаю, умею”
- Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий.
- Развивает внимание и зрительную память.
- Развивает мышление, умение называть противоположные по смыслу слова.
- Развивает способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
- Развивает целостность восприятия, концентрированности внимания.
“Как утро начнёшь, так и день проведёшь”
- Создать обстановку доверия в группе, включить каждого ребёнка в групповое взаимодействие, вызвать положительное эмоциональное отношение к ценности собственной жизни и жизни других людей.
“Сделай сам”
- Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
- Развитие пространственных представлений, воспроизведения, графических навыков.
- Помогает развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.
- Тренируется распределение внимания.
- Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мысленный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.
- Развивать внимание, мелкую моторику, синхронизировать работу полушарий.
“Если рядом друг”
- Уточнить представление детей о том, что значит “уметь дружить”.
- Укрепить чувство единства в детском коллективе.
“Угадай, узнай, придумай”
- Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
- Развивает графические навыки, усидчивость.
- Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
- Развивает умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умению внимательно слушать говорящего.
- Помогает развитию слухового внимания, формированию умения узнавать друг друга по голосу.
- Упражнения, способствующие снятию напряжения с мышц туловища, рук и ног.
“Конфликты”
- Создать ощущение единства.
- Формировать взаимопонимание.
- Содействовать формированию внимательного отношения друг к другу, снятию эмоционального напряжения.
“Я уже это знаю”
- Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
- Развивает сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые закономерности.
- Помогает развивать способность к переключению внимания.
- Развивает умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умению внимательно слушать говорящего.
- Развивает внимание, мелкую моторику, синхронизирует работу полушарий.
“Школьные правила”
- Снижение школьной тревожности.
- Формирование позитивной модели поведения в реальной жизни.
- Повышение работоспособности, сплоченности группы.
“Хочу в школу”
- Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
- Активизирует воображение и формирование оптимистичного чувственного фона.
- Развивает умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умению внимательно слушать говорящего.
- Формирует у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.
- Развивает внимания, мелкой моторики, синхронизирует работу полушарий.
“Мне скоро в школу”
- Закрепление имеющихся знаний о школе.
- Снятие страха перед школой.
- Развитие положительной мотивации.
Консультативный блок.
Данный блок составляет 2 направления:
- Работа с родителями.
- Работа с воспитателями и педагогами-специалистами.
I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.
- Групповые консультации определены учебным планом с целью приобщения родителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, для повышения психологической грамотности родителей. (Приложение 2)
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).
- Открытые занятия для родителей проводятся ежемесячно.
II направление. Работа с воспитателями и педагогами-специалистами включает консультации, открытые занятия.
- Консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок). (Приложение 3, 4)
- Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и воспитателями и педагогами-специалистами. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.
Методический блок.
Оформление документации:
- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;
- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;
- анализ и обработка диагностических данных;
- разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;
- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, педагогов.
Оформление кабинета:
- приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих технологий;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.
Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.
Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Структура данной работы заключается в комплексе занятий направленных на развитие и коррекцию взаимосвязанных между собой психических процессов.
Для развития и коррекции психических процессов и профилактики школьной дезадаптации ребёнка используются следующие методы и техники:
- самовнушения “Я хочу”, “Я смогу”, “Я буду”;
- интеллектуальные, подвижные, речедвигательные, развивающие игры;
- психогимнастика;
- ожидание успеха;
- наблюдение за детьми;
- “Минуты шалости”;
- элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок);
- релаксация (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения);
- элементы мнемотехники (зарисовка пиктограмм после прочтения текста), использование схем.
Прогнозируемые результаты.
К 7 годам ребёнок:
Вступает в контакт с взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 и более частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели” и название предметов и явлений, обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета. Самостоятельно выполняет задания по образцу. Развита зрительно-моторная координация, т.е. может перенести рисунок на чистый лист. Проявляет интерес к новым заданиям.
Список литературы
- Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 “Дошкольное воспитание” и № 2010 “Воспитание в дошкольных учреждениях” [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
- Диагностика в детском саду: Методическое пособие [Текст] / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003. – 288 с. – (Серия “От детского сада к школе”).
- Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учеб. Пособие [Текст] / М.В. Ермолаева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2006. – 224 с. – (Серия “Библиотека педагога-практика”).
- Клюева, Н.В., Филиппова, Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с., ил. – (Серия “Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем”).
- Леоненко, О.Б., Евтюхина, О.В., Горбунова, Е.В. Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения [Текст] / О.Б. Леоненко, О.В. Евтюхина, Е.В. Горбунова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - № 5. – С. 47-56.
- Ломакина, Е.В. Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Ломакина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - № 9. – С. 37-46.
- Марцинковская, Т.Д. Диагностика психологического развития детей: Пособие по практической психологии [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176 с., ил.
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / З.А. Михайлова. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с., ил.
- Немов, Р.С. Психология [Текст]: в 3 кн. Р.С. Немов. – Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – 3-е издание. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
- Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. – 5-е издание, дополненное. – М.: Знание, 1994. – 192 с.
- Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 104 с. – (Серия “Программа развития”).
- Резепина, Е.А. Готовность детей к обучению к школе [Текст] / Е.А. Резепина // Психолог в детском саду. – 2005. - № 2. – С. 40-52.
- Севостьянова, Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения [Текст] / Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с. – (Серия “Программа развития”).
- Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст] / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
- Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1994. – 144 с., ил.