Цель урока:
- повторение и обобщение знаний учащихся по теме "Механическое движение. Взаимодействие тел";
Методический инструментарий.
Методы: репродуктивный, творческий.
Средства: презентация к уроку, тест с кодом, карточки с индивидуальными исследовательскими задачами, бруски из дерева правильной формы, кусок мыла правильной формы.
Формы обучения: беседа, практикум.
Формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Актуализация знаний (5 мин).
- Основная часть урока (35 мин):
а) решение теста, взаимопроверка;
б) решение задач;
в) решение исследовательских задач. - Итог урока (2 мин).
Ход урока
Слайд 1(тема)
1. Оргмомент
В этом году вы начали изучать новый для вас предмет- физику. Сегодня мы с вами проводим урок, на котором должны показать чему же научились, что же узнали за этот небольшой промежуток времени.
2. Работа устно
Включить Слайд 2( песня о снеге) Почему все снежинки падают на землю?
Слайд 3(допиши формулу)
№ 1 Прошёл снег и запорошил некоторые физические величины с таблицы с формулами (записать на доске заранее). Давайте, восстановим их.
- = S/t
- t= S/
- =m/v
- m= *V
и т.д.
№ 2 Посмотрите, снег поработал не только на таблице с формулами нашей темы, но и с нашим словарём. Он смыл некоторые буквы из терминов. Давайте подправим испорченные записи.
М.ханическое дв. жение, тр..ктория, скор.сть, .нерц.я, к.л.гра.., плотн.сть.
Слайд 4(подбери пару)
№ 3 Подбери пару ( письменно!!!!).
200г 120 м 12 см 10 кг 2 мин 22400 м/с 36 км/ч 0,2 кг/м? 2 см/с 2000 с 2 т 0, 12 кг 22.4 г/см? 0,02 м/с
3. Основная часть урока.
№4 тест объяснить и взаимопроверка:
Тест
Ф.И. _______________________________
Прочитайте задание. Подумайте и выберите в предложенных ответах один правильный и отметьте на листе. Каждое правильно выполненное задание оценивается в один балла.
№ п/п | Текст задания | Ответ |
1. | Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения? | А. 0 кН В. 15 кН С. 150 кН Д. 300 кН |
2. | По международному соглашению за единицу силы принят: | А. м/с В. кг С. г (грамм) Д. Н (ньютон) |
3. | Какая сила вызывает движение капель дождя к Земле? | А. вес капель В. сила тяжести С. сила ветра Д. масса капель |
4. | На груз действует сила тяжести 19,6 Н. Найдите массу груза. | А. 2 кг В. 196 г С. 19,6 кг Д. 4 кг |
5. | На книгу, лежащую на столе действуют: | А. сила тяжести и вес тела В. только вес тела С. сила тяжести и сила упругости Д. только сила тяжести |
6. | Электровоз тянет вагоны с силой 320 кН. Сила сопротивления при движении состава 180 кН. Чему равна равнодействующая этих двух сил? | А. 140000 Н В. 500 кН С. 1400 кН Д. 500 Н |
7. | В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви об лед: | А. не изменяется В. уменьшается С. сначала увеличивается, потом уменьшается Д. увеличивается |
Ф.И. учащегося____________________
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ | С | Д | В | А | С | А | Д |
Результат |
Оценивание результатов теста (дети оценивают друг друга сами под звуки музыки):
- 7 верно выполненных заданий - "5"
- 6 верно выполненных заданий - "4"
- 5 верно выполненных заданий - "3"
Слайд 5( музыка для теста)
Слайд 6 (третий лишний)
- Масса, плотность, скорость.
- Сила, динамометр, масса.
- Растяжение, кручение, инерция.
- Трение покоя, трение скольжения, трение раскачивания.
- Весы, измерительный цилиндр, плотность.
- Сила тяжести, вес тела, масса.
- Инерция, сила, объем.
Слайд 7 (Найти ошибку)
- Масса - векторная физическая величина.
- Инерция - физическая величина.
- Вес тела измеряется в килограммах.
- Сила - скалярная физическая величина.
Слайд 8 (запомнить)
- Если к телу приложена сила, то тело изменяет свою: (скорость).
- Изгиб, кручение, сжатие, растяжение - это : (деформация).
- Сила, подобно скорости, имеет : (направление).
Слайд 9 (решение исследовательских задач)
Решение исследовательских творческих заданий.
Детям даётся только название работы, оборудование, они сами должны составить отчёт, о проделанной работе, записать его в виде плана, при необходимости составить таблицу. Если в классе есть слабые учащиеся, то им можно дать готовую инструкцию-подсказку.
Пример заданий.
1. Найти плотность хозяйственного мыла, туалетного мыла правильной формы.
Оборудование:
- кусок хозяйственного мыла (туалетного)
- линейка
Ход работы
1. Возьми новый кусок мыла.
2. Прочитай на куске мыла чему равна масса куска (в граммах)
3. С помощью линейки определи длину, ширину, высоту куска (в см)
4. Вычисли объем куска мыла: V = a * b * c (в см3)
5. По формуле вычисли плотность куска мыла: p = m/V
6. Заполни таблицу:
m, г а, см b, см с, см V, см 3 р, г/см 3
2. Узнай во сколько вес учителя больше твоего собственного веса (можно указать при этом свой вес неправильно)
Оборудование:
- Весы напольные
- Найти силу тяжести действующую на брусок.
Оборудование: бруски разной правильной формы из разного дерева..
Слайд 10 (кто сделал послушать музыку)
Слайд 11, 12 (задачи по ПДД решить)
3. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0.8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).
4. Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?
Слайд 13 (Это интересно знать)
Один мудрец, не помню кто,
Сказал однажды фразу:
"Ведь счастлив тот, кто лишь здоров,
И он всегда отважен!
А, ведь он прав, этот мудрец,
И я того желаю,
Здоровым будь ты навсегда,
И счастье повстречаешь!">