Знакомство с парными согласными

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформировать представление о парных согласных звуках и буквах, их признаках.
  2. Развивать умение вычленять нужный звук, обозначать его буквой, писать эту букву.

Учебные материалы:

  • рисунки с изображениями паровозиков с буквами, поросят, волка, дома поросят, котла;
  • веревочки и проволочка. пластилин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня мы вместе с нашим паровозиком отправимся в путешествие по сказке. Сначала давайте вспомним, какие пассажиры разместились в вагончиках.

На доске – вагончики с буквами. Буквы в четвертом вагончике закрыты.

Дети. В первом вагончике – звуки-мальчики и звуки-девочки по фамилии Гласные.

Во втором вагончике – звуки-мальчики и звуки-девочки по фамилии Согласные.

В третьем вагончике – звуки по фамилии Согласные, где [ч'], [щ'] – всегда мягкие, [ц] – всегда твердый и [х], который может быть мягким и твердым.

Учитель. В четвертом вагончике едут звуки по фамилии Парные Согласные. С ними мы будем сегодня знакомиться.

Буквы открываются по мере ознакомления. Звучит песня из сказки «Три поросенка».

III. Знакомство с парными согласными.

1 этап.

Учитель. Какую сказку вы читали дома?

Дети. «Три поросенка».

Учитель. О ком эта сказка?

Дети. О поросятах.

Появляются рисунки с изображениями поросят.

Учитель. Какой звук в слове поросята первый?

Дети. Звук [п].

Учитель. Давайте его произнесем. Как мы его произносим? Какой это звук – гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Учитель. Кем поросята были между собой?

Дети. Братьями.

Учитель. Назовите первый звук в слове братья.

Дети. Звук [б].

Учитель. Давайте его произнесем. Как произносим? Какой это звук – гласный или согласный?

Дети. Согласный звук.

Учитель. Сравните произношение звуков [б] и [п]. Что у них общего? В чем различие?

Дети. Общее – это согласные звуки, различие – звук [п] – глухой, [б] – звонкий.

Учитель. Найдите на полотне буквы, обозначающие эти звуки. Покажите их. Найдите у себя в тетради эти звуки и обведите их. Я обведу эти буквы в вагончике.

Дети выполняют задание.

Учитель. Назовите слова, начинающиеся со звука [п], со звука [б].

Дети отвечают.

2 этап.

Учитель. Какого еще героя мы встретили в этой сказке?

Дети. Волка.

Появляется картинка с изображением волка.

Учитель. Назовите первый звук в этом слове.

Дети. Звук [в].

Учитель. Произнесите его. Какой это звук – гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Учитель. Как звали братьев?

Дети. Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

Учитель. Какой звук повторяется в конце каждого слова?

Дети. Звук [ф].

Учитель. Произнесите его. Какой это звук?

Дети. Согласный.

Учитель. Давайте найдем сходство и различие в произношении звуков [в] и [ф].

Дети. Сходство – это согласные звуки, различие – звук [в] – звонкий, [ф] – глухой.

Учитель. Найдите на полотне буквы, обозначающие эти звуки. Давайте поиграем в игру «Живая буква». Найдите в тетради и обведите эти буквы, а я обведу их в вагончике. Встаньте так, чтобы ваша фигура была похожа на букву ф.

Дети встают, уперев руки в бока.

Учитель. Присядьте так, чтобы ваша фигура была похожа на букву в.

Дети садятся так, что колени и локти образуют два полукруга.

3 этап.

Учитель. Сколько было поросят?

Дети. Три.

Учитель. Какой первый звук в слове три?

Дети. Звук [т].

Учитель. Произнесите его. Какой это звук?

Дети. Согласный.

Учитель. Что решили построить поросята?

Дети. Дом.

Появляется рисунок с изображением дома.

Учитель. Назовите первый звук в слове дом.

Дети. Звук [д].

Учитель. Произнесите его. Какой он? Сравните звуки [д] и [т].

Дети. Это согласные звуки. Звук [д] – звонкий, [т] – глухой.

Учитель. Найдите на наборном полотне буквы, обозначающие эти звуки. На что похожа буква д (ш)? Обведите эти буквы в тетради, а я – в вагончике.

Дети выполняют задание.

Учитель. А теперь из веревочек или проволочек сконструируйте эти буквы. Первый вариант изображает букву д, второй вариант – букву т.

Звучит песенка Наф-Нафа.

Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь...

4 этап.

Учитель. Почему так уверенно говорит Наф-Наф? Почему он считает, что его дом не будет разрушен?

Дети. Потому что его дом каменный.

Учитель. Выделите первый звук в слове каменный.

Дети. Звук [к].

Учитель. Какое наказание приготовил злому волку Наф-Наф?

Дети. Котел с горячей водой.

Появляется рисунок с изображением котла.

Учитель. Какая в нем была вода?

Дети.Горячая.

Учитель. Выделите первый звук в слове горячая.

Дети. Звук [г].

Работа проводится аналогично предыдущим модулям.

Учитель. Назовите слова, начинающиеся со звука [к]; со звука [г].

Под песенку Наф-Нафа проводится физкультминутка.

5 этап.

Учитель. В какое время года происходили события, описанные в сказке «Три поросенка»?

Дети. Осенью.

Учитель. Осенью опадают листья. Какие звуки можно услышать, если на них наступить?

Дети. Шуршание или шорох.

Учитель. Выделите первый звук в этих словах.

Дети. Звук [ш].

У. Кто прячется под листьями осенью?

Дети. Мошки, букашки, жучки.

Учитель. Какой первый звук в слове жучки?

Дети. Звук [ж].

Работа проводится аналогично предыдущим модулям.

Учитель. Поиграем в игру «Моя вообразилия».

Ребята дорисовывают буквам элементы, чтобы получились человечки или другие предметы.

6 этап.

Звучит песенка поросят.

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, страшный волк...

Учитель. Каким же был волк в сказке «Три поросенка»?

Дети. Серый, злой.

Учитель. Выделите первые звуки в словах серый, злой.

Работа проводится аналогично.

Учитель. Из пластилина слепите эту пару согласных. Первый вариант лепит букву з, второй вариант – букву с.

IV. Итог урока.

Учитель. Мы знаем парные звонкие и глухие согласные звуки. Произнесите их.

На доске:

Учитель. Расскажите об этих звуках.

Дети отвечают.

Учитель. Чем закончилась сказка «Три поросенка»? Какой вывод можно сделать? На следующих уроках мы продолжим путешествие на волшебном паровозике.