Обобщение педагогического опыта

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 3


«Возможности дидактических игр для обучения младших школьников математике».

Актуальность темы.

Переход на четырехлетнее обучение начальных классов поставил перед педагогами ряд сложных задач, для успешного решения требуется глубокое осмысление содержание новых учебных программ, знание психофизиологических особенностей учащихся средствами и методами обучения и их интенсивное обучение.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективна, требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному материалу - дидактическая игра. Однако проблема есть и требует изучения. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.С. Выгодский, Н.А. Менчинская, А.П. Аристова, Н.Ф. Талызина, Д.В.Эльконин.

Для учителей начальной школы, важное значение приобретает глубокое раскрытие возможностей дидактических игр для обучения младших школьников математики.

Цель работы: Раскрыть роль дидактической игры как средства усвоения учебного материала на уроках математики в начальной школе.

Задачи:

  1. Показать психологические особенности младшего школьного возраста и возможность использования игры как важнейшего дидактического средства;
  2. Раскрыть понятие и сущность дидактической игры и ее роль в усвоении учебного материала младшими школьниками;
  3. Описать систему дидактических игр, направленных на усвоение курса математики в начальной школе;
  4. Показать результаты использования дидактических игр на уроках математики.

Для реализации цели и задач применялись следующие методы: изучение научно-педагогической литературы, обобщение опыта учителей, обобщение собственного опыта, диагностика усвоения /контрольные работы/.

В основу работы легло предложение о том, что систематическое использование дидактических игр, в процессе обучения, повысить уровень знаний учащихся.

I. Игра - активная форма обучения.

Прогрессивная педагогика во все времена ценила игровые формы целенаправленной жизни детей. Так К. Д. Ушинский писал: «если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею душе дитяти, с подобными же явлениями учения ... то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». В работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как могучее средство воспитание воли, коллективизма, практических навыков. A.M. Горький считал: желание детей играть - «биологически законным» и утверждал, что игра - - основной путь познания мира. С. Т. Шацкий считал, что «игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества.

В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. Ш.А. Амоношвили подчеркивает, что без педагогической игры на уроке не возможно увлечь ученика в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования игр в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения, она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  2. Медленное включение детей в усвоение учебной деятельности.
  3. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов.
  4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствует друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу.

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

II. Применение игр в школе

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы

общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны не правомерно рассматривать дидактические игры как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры -путешествия, игры - поручения, игры - предположения, игры - загадки, игры - беседы.

  • Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
  • Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности -короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
  • Игры-предположения / «что было бы ...» /Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  • Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
  • Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен задаваться в определенном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

В своей практике работы я активно использую все виды дидактических игр и игровых приёмов. Кроме этого, для активизации деятельности учащихся, на протяжении всего занятия, использую сюжетные уроки, такие как урок-сказка, урок- путешествие, урок-конкурс, урок - расследование, урок - игра.

На протяжении последних лет, мною разработана и опробована в деятельности система развивающих игр из раздела математики по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» во втором классе (программа 1-4). Система развивающих игр, а также результаты её применения в моей практической деятельности на диаграммах, представлены в приложении к работе (приложения №№ 1, 2).

III. Игра - это эффективный воспитательный инструмент

Урок не мыслим без игры, без красочного оформления, особенно в первом классе. На уроке математики собираю игровой материал, пользуюсь таким оборудованием, как демонстрационная лесенка, магнитная доска, фланелеграф, классные и индивидуальные наборные полотна, абаки, классный и индивидуальный счетный материал, сюжетные картины, динамический рисунок. На занятиях часто присутствуют герои детских книг и мультфильмов такие как: Красная шапочка, Чебурашка, Незнайка и другие. Все этапы урока стремлюсь объединить одной сюжетной игрой. Урок проходит в форме игры - путешествие в лес, к речке, поездка в город. Совершаются путешествия в мир сказок. В уроки включаю сюжеты знакомых детям сказок: русские народные / «Теремок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Колобок» и т.д./ Так же использую сказки, где участниками приключений становятся сами ученики. Игры воспитывают в детях самостоятельность в принятии решений, умение сопереживать, терпимость к чужому мнению, настойчивость в преодолении трудностей, готовность к активной деятельности и т. д. В первом полугодии первого класса большинство игр было сюжетных красочно оформленных, с непосредственно участием детей. Во втором полугодии предлагаю больше игр и игровых моментов, связанных с развитием логического мышления, счета, творческого воображения, смекалки. Часто организую работу в форме соревнований / « кто быстрее добежит до финиша» и т.д./. Использование игр «Молчанка», «Цветик семицветик», «Десанты», «Альпинисты» требует готовности наглядных пособий. Игры повышают интерес у детей и они лучше запоминают материал. Включая в процесс обучения дидактические игры учитель должен помнить о цели и назначении игры, не забывать о том, что за игрой стоит урок). Систематическое использование дидактических игр на уроке математики побуждает детей к самостоятельному творчеству. Одним из проявлений творчества в 3-ем классе, стало создание детьми математических газет под названием «Шевели мозгами».

Со временем газета стала публиковать несколько постоянных рубрик: «Считай, смекай, отгадывай», «Это интересно!» (см. приложение №3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход на систему работы по развитию познавательных способностей младших школьников потребовал многих изменений в технологии и технике обучения и воспитания. Прежде всего, необходимо было чётко осознать самостоятельность задачи общего развития каждого ребёнка, его ума, воли, чувств, организовать его активную творческую деятельность по установлению связей, взаимозависимостей, заложенных в предлагаемом содержании обучения. Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Осознав проблемы, пробую в своей работе различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, ввод интеграции, использование групповой работы. Степень готовности детей к обучению в школе, в основном, невысокая. Многие не умеют слушать, мобилизоваться на работу, удерживать в сознании учебные задания, отсутствуют навыки чтения, плохо развита моторика руки. Большинство детей визуалы и кинестетики с образным мышлением, с кратковременной памятью, правополушарные. Учитывая особенность класса, пытаюсь создать благоприятный психологический фон на уроках: развитие ума, воли, чувств ребёнка, а с их помощью и наблюдательности, мышления и практической деятельности происходит в тесном содружестве учителя и ученика, в учебной и внеклассной деятельности. Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус. Результаты исследования позволяют сделать выводы, что направление в работе выбрано правильно. Школа, работающая в системе развивающего обучения, призвана сформировать у подрастающего поколения теоретическое мышление, передать учащимся опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.

Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь.

С полным текстом работы - другими занятиями, приложениями - можно ознакомиться в Приложении.

Портфолио автора.