Конспект занятия "Наши защитники"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Поддерживать и развивать интерес детей к миру взрослых.
  2. Уточнить знания детей о разнообразной деятельности пограничника.
  3. Вызывать желание следовать тому, что достойно подражанию и объективно оценивать недостойное в поведении, деятельности.
  4. Развивать мировоззренческие представления детей средствами воспитательного (сократического) диалога.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Воспитатель: Я предлагаю провести игру “Знакомство”. Встанем рядом, подадим, друг другу руку и расскажем, как меня зовут. Я – Наталья Михайловна, я – Саша, я – Коля…. Вот какая дружная команда у нас! Сегодня мы с вами будем вместе заниматься. Думаю, что будет интересно. Надеюсь, вы мне расскажете, что знаете, а я поделюсь своим опытом с вами.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, сюда. Что это? (Это карта.)

– Как вы думаете, нужна нам карта? (Да, нет.)
– Хорошо. Давайте вместе убедимся, кто прав.
– Посмотрим, что на ней изображено? (Земля, разные государства.)
– А в какой стране мы с вами живём? (В России, это наша с вами Родина.)
– Нашу Родину часто называют ласково Родина – мать, Родина – Матушка. Как вы это понимаете? (Она нас кормит и поит, согревает, как мама.)

Её ещё называют гордо наше Отечество? Почему? (На ней жили наши отцы и деды и защищали её.)

– Можете показать Россию на карте? (Дети показывают, если не могут, то показываю я.)
– Почему она такая разноцветная? (Синяя – это вода, моря, реки, озёра, океаны; зелёная – это трава, деревья, кусты; красная – это горы.…)
– Что обозначают вот эти маленькие кружочки? (Это наши города.) Давайте найдём столицу нашей Родины? (Москва). Наш город – Новый Уренгой (находим и ставим звёздочку).
– Кто знает, что это за линия: широкая, красная? (Это граница.)
– Для чего она нужна? (Она отделяет одну страну от другой; показывает, где наше государство, это наша земля.)
– Давайте ещё раз покажем на карте, нашу Россию. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг.

Воспитатель: читаю стихотворение.

Давайте ответим на наш спорный вопрос: нужна ли нам карта?

Вывод: Правильно, нужна. Оказывается, давным-давно между государствами заключён договор и обозначены границы. Они нанесены на карту. Их надо соблюдать и на чужую территорию без разрешения заходить нельзя. Кто нарушит это правило – это нарушитель, враг. Люди общаются, ездят друг к другу в гости через пропускные пункты.

– Вы знаете, что каждый народ охраняет свои границы. Мы тоже.
– А кто это делает? (Военные, моряки, солдаты, пограничники….) Недавно был праздник – День защитника Отечества.
– Как вы думаете, легко ли охранять границу? Или как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого?
– Посмотрите на эти иллюстрации. Кто здесь изображён? (Пограничники.)
– Что вам подсказало, что это пограничники?

Предположения детей:

– по одежде (у них зелёна форма, а зимой – белая – это позволяет им маскироваться). Сейчас мы постараемся с вами убедиться – какие они – наши защитники! У пограничников есть очень много помощников, которые принимают участие в охране нашей территории. Вот теперь постарайтесь их найти. Бинокль, сумка (в ней аптечка и карта этой местности – планшет), рация…
– рядом собака (это верный друг и помощник, она помогает … почувствовать врага, его преследовать, захватить и даже охранять его);
– пограничный столб (он раскрашен красными и зелёными полосами, а наверху – герб страны. Такие столбы тянутся вдоль всей границы, расположены на некотором расстоянии друг от друга);
– контрольно – следовая полоса (КП);
Какая эта полоса? (Широкая, свежая, без следов…) Кто на ней может оставить след? Животные могут оставить следы? Надо эти следы проверять пограничнику или нет?

Вывод: Пограничник, выходя в дозор, проходит вдоль неё и внимательно осматривает, чтобы не пропустить оставленных нарушителем следов.

Игра на внимание “Чей след?” (предлагаю детям назвать чьи следы изображены на карточках.)

Скажите, какому зверю принадлежит этот след (показываю). Мы не знаем, а пограничник должен знать и уметь их различать.

Вышка (это такое сооружение, которое помогает просматривать территорию на дальнее расстояние).

Люди (это жители пограничной территории). Они очень хорошо знают друг друга и сразу могут определить чужого человека. Они хорошо знают свою территорию и заметят любые изменения на ней. Здесь живут очень смелые люди

Животные, особенно птицы (они при приближении человека выражают беспокойство и начинают громко щебетать).

Тайники – сигнальные кнопки (это тоже важные и нужные помощники нашим пограничникам. Они скрыты от других: на дереве, под камнем, в кустах. В трудную минуту пограничник незаметным движением подаёт сигнал на заставу и объявляет тревогу, или вызывает помощь).

Вот сколько интересного рассказали о службе пограничника и его помощниках. Вот сколько надо знать и уметь пограничнику.

Физкультминутка. Упражнение: “На посту”.

(Передвижение вдоль контрольно-следовой полосы в дождь, зной, холод…)

Обыгрывание действий.

Воспитатель: Вышли с вами мы в дозор.
Раннее утро, прохладно. Поёжились от холода, но надо идти. Солнце встало, разогрело, нас разморило, нам жарко, но надо идти.
Вдруг пошёл дождь. Сначала мелкий, потом всё крупнее, нам сыро, неприятно, но надо идти.
Сапоги трут ногу, плохо навернут портянку. Переобулся, но надо идти.
Дует сильный ветер, отворачиваешься в сторону, смотришь внимательно по сторонам, но надо идти.
Друг оступился и провалился в овраг. Надо ему помочь дальше идти.
Хочется кушать, вспомнил как мама пекла пирожки, вкусные, румяные. Но надо идти…
Вдруг впереди показался враг. Я притаился. Струсил что ли? Нет, просто выследил его. Преследую. В борьбе одержал победу.

– Но ведь наши пограничники обыкновенные люди и им присущи разные качества: они уставали, грустили, “душа уходила в пятки”, злились, улыбались, выручали друг друга…
– Теперь мы, наверное, сможем ответить на наш вопрос: легко ли охранять границу?
Трудно. Для этого надо быть сильным, смелым… многое знать и уметь. Хорошо ориентироваться на местности. Вы хотели бы быть пограничниками? Защищать нас? (Да.)
– Сейчас мы в этом убедимся. Посмотрите, я принесла красивую коробку. Что там? (Предположения детей.) Чтобы убедиться, надо – посмотреть, открыть, спросить у меня. Что выбираете? (Открыть.)
– Открываем.

Воспитатель: Предлагаю организовать напольную игру “На заставе”.

Это будет наша земля. Нужно изучить карту (вот опять мы убедились, что карта нам очень нужна), чтобы правильно расположить все предметы. Вышку поставим так, чтобы просматривалась вся территория. Это будет контрольно – следовая полоса. Значит, вдоль неё поставим пограничные столбы. Где расположим наших пограничников (всё выбирают дети, подчёркивая при этом человеческие качества пограничника). Какие народы живут по ту сторону границы. Пусть будут китайцы. Какие они? У них свои дома, военные, звери, люди… (дети создают картину пограничной заставы).

Звучит музыка о пограничниках.