| Эпиграф к уроку. | Как ни полезна вещь, -
цены не зная ей, |
|
| Цели: | Обучающий аспект: Развивающий аспект:
Воспитательный аспект:
|
|
| Тип урока | Урок комплексного применения знаний | |
| Структура урока | Этапы урока:
подготовительный, применение знаний, итог урока
на рефлексивной основе, домашнее задание. Формирование ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной, общекультурной. |
|
| Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| I этап. Подготовительный
этап. Задачи этапа: Мобилизация детей к активной деятельности; Проверка домашнего задания в форме конкурса выразительного чтения; Формирование темы урока. |
||
| - Сегодня мы проведем конкурс
выразительного чтения стихов, которые были
заданы на дом. - В жюри выберем тех детей, которые сами побеждали в конкурсах или за выразительное чтение получали оценку отлично. - Это могут быть и многие другие дети класса. Но нам достаточно трех человек. |
Учащиеся совестно с учителем выбирают
трех представителей жюри. Дети выразительно читают заданный на дом текст, жюри выставляет им оценки и комментирует их. |
|
| - У нас на доске представлена выставка книг из нашей библиотеки хорошо вам знакомого писателя. | На доске представлена выставка книг. По названию каждой книги учащиеся вспоминают автора. | |
| - Вы догадались, о ком пойдет сегодня речь на нашем уроке? | - И.А. Крылов | |
| - Какое произведение писателя вам уже известно? (слайд 2) | - "Стрекоза и муравей" | |
| - К какому литературному жанру относится это произведение? | - Басня | |
| - Крылов написал много басен. И вы их можете прочитать, взяв книги в библиотеке. | На доске открывается список басен И.А. Крылова, для возможного чтения детей. Учащиеся знакомятся с ним. | |
| II этап. Применение знаний. Задачи этапа. Настроится на эмоциональное восприятие басни; Вспомнить основные характеристики басни; Изучить новые трудные слова; Попробовать самостоятельно выявить мораль басни. |
||
| - Давайте вспомним, какие характерные
признаки есть у басни? - Чем она отличается от рассказа, сказки или стихотворения? |
Дети вспоминают определение басни. Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, жадность, глупость. (слайд 3) |
|
| - Какие действующие лица обычно присутствуют в баснях? | - В баснях обычно действуют животные, в которых не сложно узнать людей. | |
| - Басня начинается и заканчивается
моралью. Мораль - вывод, поучение, где объясняется смысл басни. (слайд 4) |
Дети знакомятся с определением морали. | |
| - Рассмотрите портрет И.А. Крылова.
(слайд 5) - Как выглядит этот баснописец? - Какое у него выражение лица? - Какой взгляд? |
Дети отвечают: - Выражение лица доброе. - Взгляд лукавый, глаза умные. |
|
| Подготовленный заранее ученик рассказывает об этом великом баснописце. | Эмоциональный рассказ ученика. | |
| - Итак, я приглашаю вас совершить еще
одно маленькое путешествие в мир иронии и
аллегории, мир олицетворения и морали - в мир
басни. - Трудные слова и редко нами употребляются. Но что они обозначают? - Откройте толковые словари у вас на партах и прочтите определение этих слов. |
Дети читают определения трудных слов и выписывают их в свои тетради. | |
| - Ребята, если бы вам надо было высмеять такой человеческий недостаток как подражание окружающим; слепое, бездумное повторение поведения, каких животных вы бы выбрали для своей басни? | Дети отвечают: обезьяна, попугай и т.д. | |
| - Откройте учебник страница 134. (слайд 1).
Сегодня мы знакомимся с новой басней И.А. Крылова
"Мартышка и очки". - Не читая басни, рассмотрите иллюстрацию. Прогнозирование событий. (слайд 6) - Что делает мартышка? - Почему она разбила все очки? - Как вы думаете, какой будет мораль? - Сформулируйте своими словами. |
Дети анализируют иллюстрацию к басне. | |
| - Давайте прослушаем басню в исполнении народного артиста России Валентина Гафта. | Дети прослушивают аудиозапись басни. | |
| Словарно-лексическая работа. - Какие слова вызвали у вас затруднение? - Кто их попробует объяснить? |
Мартышка - маленькая обезьянка. Дюжина - 12. Темя - верхняя часть головы. Нанизать - надеть подряд на нитку. Невежда - необразованный человек. |
|
| - Смогли ли мы предугадать содержание
басни? - Прочитайте басню про себя. |
- Смогли. | |
| - В каких словах выражена главная мысль басни? | "Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее ещё и гонит." |
|
| III этап. Итог урока на
рефлексивной основе. Задачи этапа. Провести рефлексию; Проверить понимание морали и идеи произведения; Развить умение делать выводы. |
||
| - Как вы понимаете мораль басни? | - Не зная как пользоваться вещью, неграмотный человек ее отвергает. | |
| - Какие могут быть жизненные ситуации похожие на эту? | - Человек борется против компьютера, если не умеет им грамотно пользоваться. | |
| - Какие слова - части речи употребляет баснописец чаще всего? Для чего? | - Глаголы. Они показывают, как ведут себя герои. | |
| - Какой вид текста получается, если в нем присутствует много глаголов? | - Получается рассказ - повествование, а не описание. | |
| -Как вы думаете, зачем автор использует именно этот вид текста? | - Такой текс интереснее и его легче запоминать. | |
| IV этап. Домашнее задание. Задачи этапа. Научится выразительно читать басни; Развивать навык выделения морали и выражения своих мыслей, через ее обоснование. |
||
| Выразительное чтение басни, определение морали и ее объяснение. | ||
Урок литературного чтения по теме «Басня И.А. Крылова "Мартышка и очки"»
Разделы: Начальная школа